Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ К МИРУ ПРОФЕССИЙ

Авторы:
Город:
р.п.Карсун, Ульяновская область
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Термин «профессия» (лат. professio — официально указанное занятие, специальность, от profiteer — объявляю своим делом), означает род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода.

По мере развития общества возникла специализация по видам труда. Люди становились рыбаками, охотниками, кузнецами, гончарами, они обменивались продуктами своего труда. Знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, появились профессии. Профессия может объединять несколько специальностей (врач – хирург, окулист, терапевт, стоматолог и т. д.; учитель - истории, географии, математики и т.д.; инженер – инженер-строитель, инженер-конструктор, инженер по технике безопасности).

В настоящее время мир профессий очень широк и многообразен. Е.А. Климов предлагает классификацию профессий: «Человек - человек», «Человек – техника», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ», «Человек – природа» [2].

Дошкольная образовательная организация является мощным институтом социализации личности ребёнка дошкольного возраста. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования наряду с укреплением и развитием здоровья детей, признаёт приоритетными задачами дошкольного образования формирование основ гражданственности и патриотизма, воспитание ребёнка как будущего активного члена Российского общества. Ознакомление детей дошкольного возраста представлений с миром профессий, воспитание ценностного отношения к труду, и формирование понимания важности профессиональной деятельности каждого члена общества не только с точки зрения личного блага, но и с позиции процветания государства. Вот почему мы рассматриваем ознакомление дошкольников с трудом взрослых как одно из эффективных средств социализации личности будущего гражданина России.

Цель ранней профориентации, по мнению Н.Н. Захарова, формирование у ребенка эмоционального отношения к профессиональному миру, предоставление возможности использовать свои силы в доступных видах деятельности. Автор выделяет следующие задачи: ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями привить любовь к трудовым усилиям, сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности [1].

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и трудом взрослых обоснована ФГОС ДО, в соответствии с требованиями которого в Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой раздел «Самообслуживание, Самостоятельность, Трудовое воспитание» (от 6 – 7 лет) предусмотрены задачи:

– расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества;

– воспитывать уважение к людям труда;

– продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного города (посёлка);

– развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и к их достижениям в трудовой деятельности [4].

Исследования в области детской психологии и дошкольной педагогики (А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков, А.П. Усова, Р.И. Жуковская, Н.В. Аванесова, В.И. Логинова, З.Я. Неверович и др.) убедительно доказывают, что ознакомление дошкольников с окружающим миром имеет более прочные результаты в том случае, если процесс открытия нового строится на близком, понятном, личностно значимом материале. В связи с этим, мы предполагаем, что и процесс ознакомления дошкольников с миром профессий и трудом взрослых необходимо организовывать с учётом региональных социально-экономических условий, в которых реализуется образовательная программа дошкольного образования.

Развитие эмоционально-положительного отношения людям, к труду, к месту, где ты родился и вырос, к Родине в целом возможно при условии использования в воспитании и обучении материалы, свидетельствующие о культурных ценностях и трудовых традициях своего региона.

Содержание профориентационной работы может обеспечить развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать все образовательные области, выделенные в Стандарте: социально-коммуникативное, познавательное; речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие [3]. Данное утверждение справедливо и по отношению к процессу формирования у дошкольников представлений о мире профессий на основе краеведческого подхода. Развивая идеи А.А. Нестеровой можно предположить следующее: социально-коммуникативное развитие происходит за счёт усвоения элементарных норм труда, принятых в обществе, нравственной ценности труда на основе ценностного отношения к родителей и представителей ближайшего социального окружения; организации общения и взаимодействия ребенка со взрослыми – представителями разных профессий того региона, в котором живёт ребёнок; формирования самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирования уважительного отношения к людям разных профессий за счёт проведения встреч с ними (воспитатель ДОО, педиатр из детской поликлиники, почтальон, продавец), формирование на основе этого позитивных установок к различным видам труда и творчества и т.п.

Познавательное развитие дошкольника в ходе профориентационной работы происходит на основе развития интересов детей, любознательности и познавательной мотивации в области видов деятельности и труда людей; формирования познавательных действий; развития воображения и творческой активности; формирования первичных представлений о мире профессий и их представителях из ближайшего социума, объектах окружающего мира, представлений о региональных социокультурных ценностях и пр. Кроме того, опосредовано происходит ознакомление с видами производств конкретного региона, видами и названиями предприятий. При этом важно учитывать принцип концентрического эмоционального насыщения познавательной деятельности дошкольника [5].

В речевом развитии дошкольников происходит обогащение активного словаря названиями профессий, профессиональных действий,  атрибутов; развитие  связной,  грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой о различных профессиях и др.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников при ознакомлении с миром профессий на основе краеведческого материала предполагает развитие элементарных представлений о видах искусства, о профессиях людей, занимающихся творчеством в конкретном регионе, городе, селе; реализацию самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.); усвоению информации о труде взрослых будет способствовать изображение детьми представителей различных профессий.

Элементы ранней профориентации могут быть использованы при реализации образовательной области «Физическое развитие» и включать формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, профессиях людей, связанных с высокой двигательной активностью, в соответствии с профессионально ориентированным сюжетом может быть организовано выполнение физических упражнений.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе  социализации  личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых.

 

Список литературы

1.      Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация дошкольников / Н.Н. Захаров.- М.: Просвещение, 1988.

2.      Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения 2010 г.- 304с.

3.      Нестерова А.А. Ранняя профориентация как направление социокультурного развития дошкольников/ Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – С. 110 – 113.

4.      Программа «От рождения до школы» под. ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, -М.: Мозаика-Синтез, 2014.

5.      Путешествие по миру: методическое пособие. Под ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2014. - 237с.