Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И КЛИНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Изменения в жизни современного общества России повлекли за собой ряд сложнейших проблем, затронувших молодежь в целом, студенческую, в частности. Это значительно усложняло процесс адаптации молодежи в современных условиях.

Происходит опасная негативная переориентация нравственного сознания у некоторой части студентов в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: наркомания, алкоголизм и др. В студенческой среде отмечается резкое падение нравственности, рост недисциплинированности, агрессии, жестокости [2].

Целью современной системы  воспитания является подготовка профессионально и культурно ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом способности к профессии, интеллектуальному и социальному, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

Среди основных принципов воспитания студентов необходимо  выделить воспитание духовности, проявляющейся в формировании духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании  в Российской Федерации», на основе ежегодных  посланий  Президента России Федеральному собранию Российской Федерации [3].

Концепция является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).

Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [7] (ст. 9, п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы образования обеспечивают реализацию ФГОС с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В ГБОУ ВПО ВГМУ имени Н.Н. Бурденко Минздрава России принят Этический кодекс обучающихся медицине и фармации [8]. Основными принципами, на которых провозглашается Этический кодекс, являются:

1.     Высокая нравственность – совокупность социальных правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни на основе соблюдения морали, поведения с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости, способности жить по совести, чести;

2.    Медицинская этика – учение о морали и нравственном воспитании личности медицинского работника, основанное на гуманизме, научных знаниях и практических мерах, по распознаванию, лечению и предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья людей.

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Ведущей идеей компетентностного подхода к образованию является перевод знаний из цели педагогической деятельности в средство развития и саморазвития личности, как преподавателя, так и студента.

Компетентностный подход – инструмент усилия социального диалога высшей школы с миром труда, средство углубления их сотрудничества и восстановления в «новых условиях» взаимного доверия.

Основное отличие квалификационного подхода от компетентностного заключается в том, что первый направлен на подготовку узкоотраслевого специалиста, второй – компетентностный – на широкопрофильного мобильного и социально-адаптированного к современным запроса рынка труда [2].

Компетенция – когнитивная, знаниевая основа компетенции, потенциальная возможность к чему-либо мотивированная способность делать что-либо хорошо и эффективно.

Воспитание – целенаправленное организованное формирование у обучающихся научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений высоких морально-психологических, профессиональных качеств.

Среди основных принципов воспитания студентов необходимо выделить воспитание духовности, проявляющейся в формировании духовных ориентаций, потребностей к освоению и производству ценностей культуры, соблюдению общечеловеческих норм гуманистической морали [2].

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства.

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

В ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) «Педиатрия», утвержденном приказом Минобрнауки России № 1122 от 08.11.2010 г. определены требования к результатам освоения ООП подготовки специалиста, в которых разработаны общекультурные (ОК1-8) и профессиональные (ПК1-32) компетенции, которыми должен обладать выпускник.

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения ГБОУ ВПО ВГМУ имени Н.Н. Бурденко Минздрава России на практическом занятии по теме: «Медико-социальные аспекты демографии» используется технология проектного обучении [8].

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых студенты самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения практических задач, развивают исследовательские умения (умение выявления проблем, проведение эксперимента, анализа, распространение гипотез, обобщения). В центре внимания – учащийся, развитие его творческих способностей [1, 2, 4, 5].

Духовно-нравственному воспитанию студентов соответствует ОК-1: «Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использующиеся на практике методы гуманистического, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности».

Способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3).

В результате изучения дисциплин базовой части цикла обучающийся должен знать:

1.   Конституцию Российской Федерации, ст. № 41, «Основы законодательства об охране здоровья граждан Российской Федерации» [6], документы по охране здоровья детского, женского и взрослого населения, Демографическую политику государства до 2020 года.

2.    Расчеты показателей естественного движения населения, применение их в оценке состояния здоровья населения.

Уметь:

1. Анализировать и оценивать по демографическим показателям состояние здоровья детского и взрослого населения, влияние на него факторов образа жизни, окружающей среды, биологических факторов и организации медицинской помощи.

Владеть:

1.   Оценками состояния здоровья детского и взрослого населения различных возрастно-половых групп.

2.        Прогнозировать изменение демографических показателей здоровья населения при оказании качественной медицинской помощи.

В сфере общественных отношений духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должно обеспечить [3]:

1.   Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству.

2.    Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

3.   Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

На занятии студентам предлагается построить гипотетически свою будущую семью: предлагается выбрать вторую половину (жену, мужа)  по образованию, профессии, наличие детей, их количество, место будущей работы, жительства, отношение к родителям, будет ли брак зарегистрированным в ЗАГСе, последствия разводов. На занятии возникает интересная дискуссия.

Итоги анкетирования студентов показали, что 99% студентов желают создать полноценную семью.

Обзорные сводки о состоянии здоровья в разных странах содержат краткий обзор последних данных о рождаемости, смертности, естественном приросте населения, средней продолжительности жизни и воздействии факторов риска на здоровье населения, а также анализ динамики показателей. Проводятся параллели между фактическими данными на уровне стран и политикой в области общественного здравоохранения, разрабатываемой Европейским региональным бюро ВОЗ и другими профильными организациями. Особенно важно подчеркнуть, что расчеты демографических показателей унифицированы в разных странах, поэтому они сравнимы. Студенты используют данные обзорных сводок в своей практической деятельности, проводят анализ состояния здоровья населения Российской Федерации в сравнении с показателями других стран.

На кафедре пропедевтики детских болезней и педиатрии ГБОУ ВПО ВГМУ имени Н.Н. Бурденко Минздрава России по дисциплине «Первая медицинская помощь» для студентов педиатрического факультета на практическом занятии по теме: «Типы лечебно-профилактических учреждений. Виды помощи пациентам. Закономерности роста и развития ребенка. Особенности осмотра больных детей и взрослых при оказании первой медицинской помощи. Этика и деонтология» также используются технологии проектного обучения. В основе проведения занятия лежат общекультурные (ОК-1) и профессиональные компетенции (ПК-3), в результате освоения которых, студент должен знать:

1.   Морально-этические нормы, правила и принципы поведения медицинского работника.

2.   Особенности проведения опроса больного ребенка и его родителей при оказании первой медицинской помощи.

3.   Типы лечебно-профилактических учреждений, их структура и функции. Уметь:

1.   Использовать этико-деонтологические принципы врачебной деятельности в общении с пациентами, их родственниками и коллегами.

2.   Проводить опрос больного ребенка и его родителей при оказании первой медицинской помощи;

3.   Проводить осмотр больного ребенка при неотложных состояниях; Владеть:

1.   Основами этики и деонтологии в работе с пациентами, родителями, медперсоналом.

2.    Навыками проведения опроса больного ребенка и его родителей при оказании первой медицинской помощи.

3.   Навыками проведения осмотра больного ребенка при неотложных состояниях.

С целью реализации проектной технологии при проведении практического занятия каждому студенту предлагается подробно описать личные причины избрания профессии врача. Результаты множества опросов выявили, что наиболее частой мотивацией для данного профессионального выбора является желание студентов помогать людям, повышать здоровье населения,  делать будущее страны лучше. Данный  пример проектной технологии наглядно показывает, что абитуриентами, поступающими в медицинский вуз, руководят чувство сострадания, гуманного и бережного отношения к человеку.

Использование конкретных общекультурных и профессиональных компетенций при изучении модуля по дисциплинам: «Общественное здоровье и здравоохранение» и «Первая медицинская помощь» студентов, обучающихся по специальности «Педиатрия» способствует подготовке профессионально и культурно- ориентированной личности, обладающей мировоззренческим потенциалом способности к профессии, интеллектуальному и социальному развитию, владеющей устойчивыми умениями и навыками выполнения профессиональных обязанностей.

 

Список литературы

1.      Берлеева С.Ю. Психолого-педагогические рекомендации для повышения мотивации обучающегося медицинского вуза к устному ответу / С.Ю. Берлеева, Л.Н. Цветикова, И.Е. Плотникова // Современная педагогика. – 2015. – № 9 (34). – С. 59 – 63.

2.      Гаврилов С.Н. Опыт применения проектной педагогической технологии в духовно-нравственном воспитании студентов медицинского вуза / С.Н. Гаврилов, С.В. Старцева, А.А. Филозоп // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2014. – № 38. – С. 98 – 104.

3.      Данилюк А.Я., Тишков В.А., Кондаков А.М. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва: Просвещение, 2014 – 24 с.

4.      Плотникова И.Е. Психолого-педагогическая диагностика эффективности здравоцентрической системы обучения в медицинском вузе / И.Е. Плотникова, С.Ю. Комова // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11 – 7. – С. 1478 – 1482.

5.      Почивалов А.В. Роль инновационных педагогических технологий в профессиональной подготовке студентов-медиков / А.В. Почивалов, Н.С. Мамонова, А.С. Иванникова // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. – 2014. – № 58. – С. 153 – 156.

6.      Федеральный закон Российской Федерации № 323-ФЗ от 21.11.2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

7.      Федеральный закон Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации».

8.      Этический Кодекс обучающихся ГБОУ ВПО ВГМУ имени Н.Н. Бурденко Минздрава России, утвержденный приказом ректора от 24.04.2015 №286 – http://www.vsmaburdenko.ru/upload/iblock/0f1/0f1e6aad79eb3ea8055dc5f3ce5fcdfb.pdf