18 декабря 2016г.
Особенностью содержания алгебраической геометрии можно назвать систему математических моделей и инструментов для их создания. Модель объекта учитывает не все его черты, а только самые необходимые для целей изучения (идеализированные).
Математика рассматривается в качестве фундаментальной науки, существует область этой науки, прикладная математика, целью которой является выработка математических моделей, методов, алгоритмов, применяемых для других областей науки и практики.
Для того, чтобы определить, с помощью каких математических моделей можно отразить процессы формообразования в дизайне, следует определиться с теми признаками научности, которые можно обнаружить в знании о дизайне, и формообразовании, как его разделе.
Как у науки, у дизайна, как научного знания есть предмет. Но определения предмета дизайна можно разделить, если рассмотреть дизайн в рамках классификации наук на фундаментальные и прикладные. Конечно, теоретический дизайн нельзя отнести к фундаментальным наукам, но дизайнерскую деятельность в отдельности можно считать прикладной наукой, ведь она обладает предметом.
Предметом дизайнерской деятельности является создание гармоничной, содержательной и выразительной формы объекта, в которой отражается целостное значение его потребительной ценности.
В дизайне предметом теоретической области деятельности является осмысление природы, происхождения, цели, задач, функций дизайна, исследование его структуры, основных понятий, принципов и закономерностей, разработка методики дизайна как проектно-творческой деятельности, ориентированной на гуманизацию среды человеческой жизнедеятельности посредством ее гармонизации. В трудах А.Прищепы отмечается: «Дизайн не создает предметов производства или быта, дизайнер придает им сущностный, эстетический облик, превращая их производственную, экономическую ценность в продукт культуры в сфере целостного культурного пространства».[1.97]
В зависимости от методики познания дизайна, предметом методического описания может быть становление объекта разработки, приобретающего в процессе проектирования целесообразную дизайн- форму. Понятие дизайн-формы здесь включает в себя методический прием переноса на объект способы деятельности, благодаря чему объект предстает как саморазвивающийся, формообразующийся. Основной проблемой методик такого типа оказывается определение специфики объекта деятельности, тесно связанное с пониманием дизайн-формы.
Объектом дизайна может стать практически любое техническое промышленное изделие (комплект, ансамбль, комплекс, система) в любой сфере и среде жизнедеятельности людей, где социально-культурно обусловлено (в той или иной мере) человеческое общение.
Однако, понимание природы конечного продукта художественного конструирования – дизайнерского образа – помогает увидеть некоторые закономерности морфологии объекта.
Известно, что одной из основ появления образа объекта дизайна является проектное воображение, в глубине сознания оценивающее причины и обстоятельства ее противоречий, прежде всего – через ожидаемое у будущего потребителя впечатление от реализации этих идей. Материальная структура технологические принципы производства объекта – отражают комплекс научно-технических знаний о работе объектов, о свойствах материалов, из которых они сделаны, о способах их изготовления и т.д.
Одним из требований к производимой форме, это соответствие эргономическим нормам. Эргономика в этом случае выступает, как раз, связующим звеном, между чувственным, художественным и математическим, техническим. Поскольку эргономика выявляет влияние некоторых количественных признаков, легко и понятно поддающихся анализу и формальному выражению, измерению на эмоциональный фон, чувство комфорта и даже влияние на физиологические признаки конечно пользователя продукта дизайна.
Так, успешное формирование всех этих структур, которые и образуют собой систему дизайнерского проектирования, зависит от двух групп факторов:
Первая – «объективная», где рассматриваются материально-технические, эксплуатационные, технологические и производственные аспекты проектного задания.
Вторая – «человеческая», подчиняющая решение этих задач объективно-субъективным требованиям потребителя.
Можно сделать вывод о том, что дизайн это система, которая представляющая собой пространства для интеграции множества наук и процессов. Интересно отметить, что эта относительно стройная система теоретических положений в жизни не выглядит столь определенно. Хотя бы потому, что в дизайнерском творчестве нет устойчивых предпочтений каких-либо средств выразительности – они легко подменяют друг друга. И при проектировании, скажем, светильника желательный автору эффект достигается и целенаправленным использованием оригинальной формы, и необычной раскраской его отдельных частей, и неожиданным выбором конструктивных материалов и т.п.
Системный подход упрощает, ускоряет процесс проектирования, сводит к минимуму возможность ошибок, т.к. все систематические методы основаны на логических законах и имеют конкретные показатели для контроля качества исполнения. Системный подход основан на творческом использовании математических систем для разработки методики художественного формообразования.
Систематизация художественного процесса сводится к попыткам выявить в нем рациональную сторону и построить его логическую схему, с тем чтобы свести к минимуму фактические затраты времени исследователей на решение тех вопросов проектной проблемы, которые можно решить логически. Логическая схема процесса проектирования дает также художнику-конструктору некоторый эталон проектного метода, пользуясь которым, он может контролировать свои действия, сокращая, таким образом, число возможных ошибок и упущений, а также способствует повышению продуктивности творческого процесса. Систематические методы позволяют более эффективно включать художника-конструктора в коллектив других специалистов проектировщиков научно организовывать деятельность всего коллектива. Кроме того, эти методы позволяют широко применять в художественном конструировании компьютерную технику. Внедрением систематических методов в сферу художественного конструирования занимался Б.Арчер. Проектирование в понимании Б.Арчер, начинается с потребности, вслед за которой возникает проблема ее удовлетворения. Три основные сферы, в которых существует предмет, - производство, сбыт и потребление – порождают целый комплекс требований, которые обусловливаются факторами проектирования. Проектируемый предмет рассматривается автором главным образом в сфере потребления, которая представляет собой систему «человек – предмет – работа – среда», где под средой подразумеваются условия эксплуатации изделия.
Отдельные факторы вступают в противоречие друг с другом, поэтому задачей проектировщика является разрешение этих противоречий. Там, где обнаруживается взаимосвязь и взаимозависимость двух или более факторов, возникает подпроблема. Таким образом, каждая отдельная проектная проблема всегда может быть сведена к комплексу подпроблем. Проектировщиком определяется последовательность, в которой решаются подпроблемы. Хотя для каждой подпроблемы можно найти оптимальное решение или поле возможных решений, трудность заключается в том, чтобы совместить оптимальные или даже удовлетворительные решения нескольких подпроблем. В случае, если оптимальное решение одной подпроблемы обусловливает неудовлетворительное решение другой, приходится делать выбор – чему отдать предпочтение. Для этого подпроблемы располагаются в порядке их значимости, или ранжируются. Таким образом, организована система проектирования объекта дизайна, конечным результатом которой выступает качественный дизайнерский продукт, которым приближен к идеальному, т.к. каждый на каждом этапе просиходит расчет и контроль по соответствующим критериям удовлетворенности.
Список литературы
1. Прищепа А.А. Теория и практика художественного образования в педагогическом вузе: Личностно- ориентированный культуросообразный контекст: диссертация … доктора педагогических наук: 13.1.2 – Ростов-на-Дону, 2003. – 463 с.