Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У УЧАЩИХСЯ ЧЕТВЕРТОГО КЛАССА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ПОМОЩЬЮ ЧТЕНИЯ АУТЕНТИЧНЫХ ТЕКСТОВ

Авторы:
Город:
Владивосток
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В статье рассматривается формирование социокультурной компетенции у учащихся четвертого класса средней школы при изучении английского языка в современной образовательной ситуации с помощью чтения, которое играет значимую роль в получении социокультурных знаний.

 

Для успешного общения необходимо не только говорить на языке собеседника, но и владеть общими знаниями о мире. 90-е годы  прошлого столетия радикально изменили социокультурный контекст изучения языков международного общения в России и других, особенно европейских, странах, что не могло не привести к появлению новых потребностей в соизучении языков и культур.

Исследователи Е.С. Полат, С.Г. Тер-Минасова и др. предложили новую концепцию для изучения иностранных языков в образовательной системе, основной идеей которой является то, что с начала 21 века социокультурной контекст изучения иностранных языков в России сильно изменился[4], [6].

Современный учащийся должен не только овладевать самим языком, но и довольно глубоко изучать культуру страны его носителей. Новые задачи требуют новых методов, как в подборе определенного текстового материала, так и в планировании уроков. Языковое образование должно воспитывать в человеке патриотические чувства, а также прививать ему умение интегрироваться в мировое сообщество и успешно взаимодействовать с ним.

Таким образом, мы можем рассматривать социокультурное образование, как неотъемлемую часть образовательного процесса. Мысль об актуальности социокультурного образования средствами иностранного языка постепенно начинает приобретать аксиоматичное звучание, так как обучение общению на иностранном языке в подлинном смысле этого слова подразумевает овладение социокультурными знаниями и умениями, без которых нет практического овладения языком[6].

Социокультурная компетенция предполагает приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах; а также формирование умений представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения [5]. Однако формирование ее не сводится только к становлению глобальных представлений о мире. Она пронизывает весь процесс обучения иностранному языку.

Для того чтобы увидеть, как важно не просто изучение другого языка, а знание реалий другой страны, рассмотрим следующий пример. Исследователь А.В. Конышева описывает эксперимент, проведенный на уроке английского языка. Учитель раздал учащимся слова, обозначающие цвета: «blue», «black», «white» и т.д., а также такие существительные, как «pages», «collar», «market», «lie» и т.д. и предложил составить из данных слов наиболее используемые и значимые в культурологическом плане словосочетания.

Со словом «pages» («страницы») большинство учеников назвали слово «white» («белые»), а что подразумевается под выражением «yellow pages»(рекламные справочники, составленные по перечню видов оказываемых бытовых услуг)  многие не знали вообще. Подобная  ситуация наблюдалась и с выражениями

«white/blue collars» [3].

Анализ результатов данного задания позволил нам сделать вывод, что знание фоновой, не имеющей аналога в русском языке лексики необходимо не только переводчикам, но и всем тем, кто хочет выйти на уровень независимого или компетентного пользования иностранным языком. Это поможет избежать недопонимания на уровне межличностного общения, обусловленного зачастую незнанием социокультурных особенностей.

Проиллюстрируем значение текстового материала для развития социокультурной компетенцииу учащихся четвертого класса, потому что одним из основных способов получения социокультурной информации является чтение. По словам доктора педагогических наук Е.Н. Солововой искусство чтения является неотъемлемой частью формирования различных академических способностей. Эти способности дают человеку возможность вырабатывать подходящие для него  способы усваивания различной информации, поступающей отовсюду в современном мире, и затем использовать ее[5].

Мы разделяем точку зрения Е.Н. Солововой и считаем, что при отборе учебных текстов для учащихся четвертого класса необходимо соблюдать ряд требований к их тематике и проблематике. Тексты должны:

1)      быть направлены на формирование необходимых языковых и речевых навыков и умений;

2)      соответствовать возрасту, интересам, возможностям, уровню информационно-аналитических и когнитивных умений учащихся;

3)      способствовать их адекватной социализации в условиях межкультурного общения.

Хорошо подобранные тексты разных жанров, которые поднимают интересные проблемы для обсуждения, включают в себя не только получение информации по широкому кругу вопросов, но и способствуют развитию аналитических и общих филологических навыков.

Необходимо также учитывать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Так, в соответствии с ФГОС НОО, ученики четвертого класса должны быть знакомы с различными жанрами текстов: прагматическими, информационными, научными, художественными, поэтическими, прозаическими, напр., материалами из газет и журналов, отрывками из книг об искусстве, политике и повседневной жизни, информативными текстами (материалами из интернета, рекламы, выдержками из выступлений политиков, ученых и художников, информацией из энциклопедий) [7].

Подчеркнем, что материалы, предлагаемые учителем, должны быть тщательно отобраны. Вместе с основными темами материал может включать в себя вопросы, которые интересуют учащихся начальной школы. Таким образом, ученики получают дополнительный источник мотивации для изучения иностранного языка. Необходимыми средствами для изучения языка и культуры являются чтение статей из оригинальных книг, анализ историко-литературных источников, работа со словарем и подготовка собственных докладов, которые учащиеся четвертого класса уже способны составить и выступить с ними.

Аутентичные тексты как продукты другой культуры, показывают особенности носителя языка, его мировоззрения, играют особую роль в изучении иностранного языка. Это могут быть выдержки из газетных статей, брошюр, билеты на поезд и самолет, письма, реклама, ТВ/радиопрограммы и др. Эти материалы используются в реальной жизни в зарубежных странах в отличие от материалов, которые созданы специально для изучения данного языка.

Целью чтения иностранных текстов является формирование навыков просмотрового, ознакомительного и изучающего чтения, т.е. умения извлекать информацию в нужном объеме для решения конкретной речевой задачи. Работая с текстами для формирования социокультурной компетенции необходимо учитывать 3 этапа работы: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.

На предтекстовом этапе проводится подготовка к чтению, т.е. снятие языковых трудностей, ознакомление с темой и социокультурными понятиями и реалиями, упоминаемыми в тексте. Немаловажное условие успешного проведения дальнейшей работы с текстом – создание доброжелательной атмосферы в классе, поэтому учитель на предтекстовом этапе должен заинтересовать учащихся, вовлечь их в работу, тем самым создавая положительную мотивацию. На данном этапе учитель может использовать следующие приемы работы: ―мозговой штурм‖, предсказывание/предугадывание, ассоциации с иллюстрацией или заголовком текста, выявление имеющихся у учащихся знаний по проблемам, затронутым в тексте, ответы на вопросы и т.д.

Текстовой этап включает в себя задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Именно на этом этапе развиваются коммуникативные умения чтения, и поэтому он самый продолжительный по времени и может включать несколько заданий, например: заполнение таблицы, верные/неверные утверждения, соотнесение картинок с предложениями из текста, логическая перегруппировка предложений, деление текста на параграфы и т.д. Данные задания позволяют проверить понимание прочитанного.

Цель послетекстового этапа – интеграция чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом, т.е. учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. В качестве заданий можно организовать дискуссию, ролевую игру, презентацию, провести опрос мнений, написать письмо, сочинение, резюме, эссе, стихотворение [8].

Важно, чтобы характер текстов и методический аппарат к ним позволяли работать учащимся не только с участием учителя, но и индивидуально, в мини-группах, в режиме урочной и самостоятельной исследовательской работы.

Очевидно, что когда текст используется не как средство формирования умений чтения, а для развития продуктивный умений в устной или письменной речи, задания предлагаются после его прочтения. Хотя очень продуктивны и упражнения дотекстового и текстового этапов работы. Из существующих типов заданий для работы с текстовыми материалами необходимы те, которые способствуют поиску конкретной информации. Как предлагает Е.Н. Соловова, вопросы даются перед текстом, но при этом не обязательно в той последовательности, в которой эта информация изложена. Чтобы быстро и правильно выполнить задание, учащиеся должны просматривать текст до тех пор, пока не найдут соответствующую информацию.

По справедливому утверждению Н.Д. Гальсковой, чтобы «… каждый ученик осознавал процесс обучения как индивидуальный процесс, зависящий в первую очередь от него самого, от его усилий по изучению языка. Реализация большого личностно-развивающего потенциала современного лингвистического образования возможна лишь при условии интенсивной познавательной деятельности школьника, его максимальной творческой активности и самостоятельности» [2].

Такие условия организации учебной деятельности с использованием разножанровых текстовых материалов на английском языке и разработанных к ним заданий проблемно-коммуникативного характера будут способствовать формированию социокультурной компетенции у учащихся начальной школы.

Приведем пример текста и заданий к нему [1]:

 Предтекстовый этап:

Before reading the text speak about the system of primary education in Britain. What do you know about it? Is it the same in Russia or not?

Текстовый этап:

Read the text «Primary Schools in England»

Primary School in England begins at the age of four or five. Many boys and girls usually leave school at the age of sixteen. In England the school year begins in September, but not always on the first day of the month, as school rarely begins on Monday. The English think that Monday is not a good day to start school. Classes usually begin at nine. They have classes 5 days a week. They have classes on Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday and Friday. Pupils have a break at 10:30. At one o‘clock they have lunch. Classes are over at about four o‘clock. Schools in England have names, not numbers. At the age of four or five, primary school children go to infant schools where they spend 3 years till they are seven. Their classes are quite informal. They play different games, run and jump. They sing songs, act and play a lot. They begin how to read, count, write a little too. When children are seven they go to junior schools, where they spend 4 years till they are eleven. Junior schools are real schools. Their subjects are: English, Math, History, Nature Study, Geography, Art, and Music. So in England children spend seven years in primary school.

   

Послетекстовый этап:

Say whether the statements are true or false.

·         In Great Britain school begins at the age of four or five.

·         Many boys and girls usually leave school at the age of fourteen.

·         The English think that Monday is a good day to start school.

·         Schools in England have numbers.

·         When children are seven they go to infant schools.


Таким образом, формирование социокультурной компетенции у учащихся четвертого класса на уроках иностранного языка включает в себя обогащение лингвистических, прагматических, эстетических и этических знаний учащихся о стране изучаемого языка; знакомство не только с культурой стран изучаемого языка, но и с особенностями национального самосознания, общечеловеческими ценностями; содействие воспитанию школьников в контексте диалога культур. Использование аутентичных текстов на уроках иностранного языка позволяет учащимся познакомиться с культурой, мероприятиями, происходящими в обществе, и особенностями другого менталитета.

Использование аутентичных материалов в процессе обучения иностранному языку формирует социокультурную компетенцию учащихся, без которой изучение иностранного языка неэффективно.

 

Список литературы

1.      Афанасьева О.В. Учебник для общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка для 4 класса. – М.: Просвещение, 2009.- 303 с.

2.      Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2007.- 333 с.

3.      Конышева, А.В. Речевое поведение в различных типах коммуникации / А.В. Конышева // Язык –когниция – коммуникация: тез. докл. междунар. науч. конф., Минск, 3 – 6 ноября 2010 г.; Минский гос. лингв. ун-т; ред. кол.: З.А. Харитончик (отв. ред.) [и др.]. – Минск: МГЛУ, 2010. – С. 274 – 275.

4.      Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.

5.      Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. – М.: Просвещение, 2006. – 238 с.

6.      Тер-Минасова С.Г. Война и мир языков и культур. - М.: Слово/Slovo, 2008. – 334 с.

7.      http://www.edu.ru/db/portal/obschee/

8.      http://www.edupotential.ru/poneds-163-1.html