17 февраля 2016г.
В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу.
Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий изучалась отечественными педагогами (Н.Н. Бурмистровой, Т. Гусевой, Н.Н. Захаровым, И.В. Заболотной, М.В. Королёвой, Н.П. Кубайчук, Т.В. Пасечниковой, И.В. Савиной, Т.А. Шорыгиной и др.), но в современных социально- экономических и социокультурных реалиях остаётся актуальной и приобретает новые смысловые аспекты.
В дошкольных образовательных организациях формирование детских представлений о мире труда и профессий зачастую осуществляется недостаточно целенаправленно, бессистемно, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Однако профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, что позволяет рассматривать дошкольный возраст как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем [6].
Следует отметить, что многие советские педагоги поднимали вопрос о трудовом воспитании дошкольников и формировании представлений о труде взрослых. Н.К. Крупская говорила о том, что работа по формированию представлений о труде взрослых в детском саду должна проводиться систематически [4, с.76].
С.А. Козлова подчеркивала роль наглядных методов в формировании представлений о профессиях у детей: рассматривание иллюстраций, демонстрация кинофильмов, показ образца. Она придерживалась принципа постепенности в расширении представлений у дошкольников о профессиях [3, с. 274].
Т.А. Маркова и В.Г. Нечаева придавали большую значимость экскурсии, считая, что «живой» пример – наилучший способ формирования представлений у дошкольников о профессиях [2, с.134].
В современном мире возросла проблема поиска эффективных путей формирования представлений о мире профессий у дошкольников. Сложнее предстает вопрос о прогнозировании педагогами востребованных профессий будущего, что, несомненно, связано со стремительным темпом научно-технического прогресса и постоянными преобразованиями социо-культурного пространства.
Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.
Проведенная в рамках инновационной исследовательской деятельности МКДОУ детский сад общеразвивающего вида №2 «Медвежонок» р.п.Карсун (Ульяновская область) диагностика показала недостаточные знания дошкольников в сфере профессиональной деятельности взрослых. С учётом полученных данных была спланирована работа, направленная на повышение качества образовательного процесса в области формирования представлений старших дошкольников о мире профессий и ценностного отношения к труду вообще, и к каждой профессии в частности.
Принимая во внимание, что основным видом деятельности детей является игра, была выдвинута следующая гипотеза: формирование представлений детей дошкольного возраста о мире труда и профессий будет эффективным, если:
– осуществляется ознакомление дошкольников с миром труда и профессий через сюжетно-ролевую игру;
– используются разнообразные методы и средства формирования представлений дошкольников о мире профессий;
– создана доступная, комфортная предметно-развивающая среда.
Таким образом, целью образовательной работы стало формирование представлений дошкольников о мире профессий на основе игровых технологий.
Организация работы по достижению поставленной цели включала:
– анализ психолого-педагогической и методической литературы,
– создание предметно-развивающей среды,
– развитие интереса дошкольников к профессиям родителей и наиболее распространенным профессиям ближайшего окружения;
– формирование у детей умений отражать в сюжетно-ролевой игре особенности, присущие различным профессиям,
– воспитание у детей добросовестного и уважительного отношения к труду и результатам труда людей разных профессий.
В основу работы по формированию представлений дошкольников о мире профессий были положены общедидактические принципы:
– доступность (учет возрастных особенностей детей; адаптированность материала возрасту);
– систематичность и последовательность (постоянная подача материала от простого к сложному; частое повторение усвоенных правил и норм);
– наглядность (учет особенностей мышления);
– динамичность (интеграция в разные виды деятельности);
– дифференциация (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
– - создание благоприятной среды для усвоения норм и правил.
В ходе работы использованы разнообразные методы обучения: беседы, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, моделирование ситуаций; наблюдения; сбор и рассматривание иллюстраций, фотоматериалов, театрализации, пример взрослых.
Особое значение в организации образовательного процесса имеет создание развивающей среды в соответствии с решаемой задачей. Вот почему в перспективным направлением работы в области формирования представлений старших дошкольников видится создание игротеки, передвижных экспозиций, мини-музея «Все работы хороши», а также образовательного центра «Мир профессий».
Знакомство детей с трудом взрослых – это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Накоплению ярких эмоциональных впечатлений способствуют целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, чтение детской художественной литературы, энциклопедий [7]. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и обогащают словарь.
Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.
Таким образом, формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий – это необходимый процесс, который, несомненно, координирует педагог, используя в своей деятельности все возможности воспитательно-образовательного процесса, учитывая при этом возрастные и психофизические особенности дошкольников. Организация целенаправленной, системной работы в области ознакомления дошкольников с миром профессий и формирования ценностного отношения к труду представляется актуальным и перспективным направлением научно-педагогического поиска.
Список литературы
1. Виноградова Н.А. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие / Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова. — 3-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2009. — 128с.
2. Воспитание дошкольника в труде / В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Л.В. Загик и др. Сост. Р.С. Буре под ред.
В.Г. Нечаевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1983. — 207с.
3. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений/ С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
4. Королева М.В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий [Текст] / М.В. Королева // Молодой ученый. 2015. — №7. — С. 788-791
5. Крупская Н.К. О политехническом образовании, трудовом воспитании и обучении / Сост.
Ф.С. Озерская. — М.: Просвещение, 1982. — 223 с.
6. Нестерова А.А. Ранняя профориентация как направление социокультурного развития дошкольников/ Современные технологии в дошкольном образовании: реалии и перспективы. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Ульяновск: Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015. – С. 110 – 113.
7. Путешествие по миру: методическое пособие. Под ред. А.А. Нестеровой. – Ульяновск: УлГПУ, 2014. - 237с.
8. Шорыгина Т.А. Профессии: Какие они?. — М.: Гном и Д, 2006. — 96 с.