Новости
09.05.2024
Поздравляем с Днём Победы!
01.05.2024
Поздравляем с Праздником Весны и Труда!
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДУХОВНО НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Авторы:
Город:
Новокузнецк
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.

Средняя школа как основной институт социализации подрастающего поколения в современных условиях развития общества, берет на себя функцию духовно-нравственного воспитания обучающихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией [1].

Значение традиционных ценностей для решения воспитательных задач Федерального государственного образовательного стандарта раскрывается в документе «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», которая является методологической основой его разработки и реализации [2].

В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:

 –     готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;

–     готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»;

–     готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;

–   свободолюбие как способность к сознательному, личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями.

В  сфере  общественных  отношений  духовно-нравственное  воспитание  обучающихся должно обеспечить:

– осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных  ценностей;

 – развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;

 – законопослушность.

 В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание обучающихся должно содействовать:

–     формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;

–     повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;

– повышению эффективности усилий государства направленных на модернизацию страны [2].

 Статья 12 закона «Об образовании» указывает, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»[3].

Духовно-нравственное воспитание в школе должно реализоваться по следующим основным направлениям:

–     воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

– воспитание нравственных чувств, уважения к традициям и этического сознания;

 – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

 –   воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

Не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных идеалов и ценностей привело к огромным социальным потрясениям. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно при возрождении культурной традиции, тех базовых ценностей, на которых создавалась великая русская культура. Проблема восстановления ценностей традиционной русской культуры является очень трудной, а эффективность её решения может быть обеспечена системным подходом в решении основных задач.

Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры является принцип комплексного  решения спектра  проблем с разными возрастными группами учащихся.

В лицее № 34 г. Новокузнецка духовно-нравственному воспитанию отводится важная роль. Учащиеся лицея принимают активное участие в благотворительных акциях, домам престарелых – организуя концертные программы, детским домам – дарят подарки воспитанникам на новогодние праздники, собирают средства для помощи бездомным животным.

Программа духовно-нравственного воспитания МБОУ «Лицей № 34» включает в себя следующие разделы: воспитание гражданственности : проводятся политические игры, где учащиеся представляют программы действующих партий в России, отвечают на вопросы электората, предлагают пути решения проблем. Также учащиеся посещают музеи города: музей-заповедник Кузнецкая крепость, дом-музей Ф.М.Достоевского, тем самым формируется любовь к своему родному городу, к его истории.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания формируется с помощью посещения музея-заповедника «Томская писаница», где учащиеся знакомятся с культурой разных народов, изучают культуру первобытных людей посредством посещения скалы с изображением  священных животных, проникает в менталитет первобытного человека.

Воспитание  трудолюб ия ,  творческого отношения к  учению,  труду , жизни происходит с помощью организации мероприятий направленных на профессиональную ориентацию учащихся.

Формирование  ценностного  отношения  к  здоровью  и  здоровому  образу    жизни :   в   лицее проводится   день   отказа   от   курения,   учащиеся   посещают   ежегодно    спектакль Новокузнецкого драматического театра: «Семья вурдалака», в котором отражены проблемы наркомании, и последствия к которым она приводит. Равнодушным не остается никто.

 Воспитание    ценностного    отношения    к    прекрасному ,    формирова ние     представлений    об   эстетических    идеалах    и    ценностях:               учащиеся ежегодно посещают спектакли    Новокузнецкого Драматического театра посвященным проблемам нравственности, нормам морали. Так спектакль Странная миссис Севидж повествует о том, что  родные  и  близкие  люди  способны  на  все  ради материальных ценностей.

Не менее важным институтом формирования духовно-нравственного воспитания является семья.

То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Таким образом, решить проблемы духовно-нравственного воспитания возможно  только объединением сил семьи и школы. Классным руководителям необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию особую роль.

Список литературы

 

1.   Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении «Живой этики»: Дисс...канд. пед. наук. − М., 1996. − 108 с.

2.   Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». – М.:Просвещение, 2009.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».