18 декабря 2016г.
В начале третьего тысячелетия Российское государство характеризуется глубоким кризисом в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Человек сегодня переживает кризис из-за отсутствия духовных ориентиров в жизни и из-за утраты традиционных духовных ценностей. У молодого поколения в настоящее время утрачен главный фактор развития личности – воспитание духа.
Средняя школа как основной институт социализации подрастающего поколения в современных условиях развития общества, берет на себя функцию духовно-нравственного воспитания обучающихся с устойчивой социально-гуманистической ориентацией [1].
Значение традиционных ценностей для решения воспитательных задач Федерального государственного образовательного стандарта раскрывается в документе «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», которая является методологической основой его разработки и реализации [2].
В сфере личностного развития духовно-нравственное воспитание должно обеспечить:
– готовность и способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально ответственному поведению;
– готовность и способность к реализации творческого потенциала в духовной и предметно продуктивной деятельности на основе моральных норм, непрерывного образования и универсальной духовно нравственной установки «становиться лучше»;
– готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
– свободолюбие как способность к сознательному, личностному, профессиональному, гражданскому и иному самоопределению и развитию в сочетании с моральной ответственностью личности перед семьей, обществом, Россией, будущими поколениями.
В сфере общественных отношений духовно-нравственное воспитание обучающихся должно обеспечить:
– осознание себя гражданином России на основе принятия общих национальных нравственных ценностей;
– развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности;
– законопослушность.
В сфере государственных отношений духовно-нравственное воспитание обучающихся должно содействовать:
– формированию мотивации к активному и ответственному участию в общественной жизни, формировании власти и участию в государственных делах;
– повышению доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций;
– повышению эффективности усилий государства направленных на модернизацию страны [2].
Статья 12 закона «Об образовании» указывает, что «содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями»[3].
Духовно-нравственное воспитание в школе должно реализоваться по следующим основным направлениям:
– воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
– воспитание нравственных чувств, уважения к традициям и этического сознания;
– формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
– воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Не вызывает сомнения тот факт, что разрушение традиционных для России духовных, нравственных идеалов и ценностей привело к огромным социальным потрясениям. Достижение стабильности и устойчивого развития страны возможно при возрождении культурной традиции, тех базовых ценностей, на которых создавалась великая русская культура. Проблема восстановления ценностей традиционной русской культуры является очень трудной, а эффективность её решения может быть обеспечена системным подходом в решении основных задач.
Основой системного подхода в воспитании гражданственности, патриотизма, восстановлении духовно-нравственной культуры является принцип комплексного решения спектра проблем с разными возрастными группами учащихся.
В лицее № 34 г. Новокузнецка духовно-нравственному воспитанию отводится важная роль. Учащиеся лицея принимают активное участие в благотворительных акциях, домам престарелых – организуя концертные программы, детским домам – дарят подарки воспитанникам на новогодние праздники, собирают средства для помощи бездомным животным.
Программа духовно-нравственного воспитания МБОУ «Лицей № 34» включает в себя следующие разделы: воспитание гражданственности : проводятся политические игры, где учащиеся представляют программы действующих партий в России, отвечают на вопросы электората, предлагают пути решения проблем. Также учащиеся посещают музеи города: музей-заповедник Кузнецкая крепость, дом-музей Ф.М.Достоевского, тем самым формируется любовь к своему родному городу, к его истории.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания формируется с помощью посещения музея-заповедника «Томская писаница», где учащиеся знакомятся с культурой разных народов, изучают культуру первобытных людей посредством посещения скалы с изображением священных животных, проникает в менталитет первобытного человека.
Воспитание трудолюб ия , творческого отношения к учению, труду , жизни происходит с помощью организации мероприятий направленных на профессиональную ориентацию учащихся.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни : в лицее проводится день отказа от курения, учащиеся посещают ежегодно спектакль Новокузнецкого драматического театра: «Семья вурдалака», в котором отражены проблемы наркомании, и последствия к которым она приводит. Равнодушным не остается никто.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному , формирова ние представлений об эстетических идеалах и ценностях: учащиеся ежегодно посещают спектакли Новокузнецкого Драматического театра посвященным проблемам нравственности, нормам морали. Так спектакль Странная миссис Севидж повествует о том, что родные и близкие люди способны на все ради материальных ценностей.
Не менее важным институтом формирования духовно-нравственного воспитания является семья.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.
Вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Таким образом, решить проблемы духовно-нравственного воспитания возможно только объединением сил семьи и школы. Классным руководителям необходимо уделять духовно-нравственному воспитанию особую роль.
Список литературы
1. Андреева А.Г. Педагогические основы духовного воспитания в учении «Живой этики»: Дисс...канд. пед. наук. − М., 1996. − 108 с.
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования». – М.:Просвещение, 2009.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».