Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ РЕБЕНКА

Авторы:
Город:
Таганрог
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Существует выражение «Вся наша жизнь игра», которое давно не является метафорой. Игра существует уже десятки веков, проникая на все континенты, в различные сферы общественной жизни и выполняя различные функции. Игра – вид деятельности в условных ситуациях, направленный на воссоздание и усвоение социального опыта [4, с. 171].

Каждый народ имеет огромный запас детских игр, в которых дети познают окружающий их мир, совершенствуют свои способности, овладевают различными способами человеческой деятельности.

Значение дидактической игры в развитии и воспитании ребенка рассматривается во многих педагогических системах прошлого и настоящего. Многие педагоги оценивают игру как серьезную и нужную для ребенка деятельность, так как она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.

Е.В. Горева пишет: «Дидактическая игра, представляет собой многоплановое сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка»[5, с. 202].

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В этот период ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире,  начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, складывается характер, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения. Основным видом деятельности дошкольника является игра. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Игра также является своеобразным, свойственным дошкольному возрасту способом усвоения общественного опыта. Именно в игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают к более высокой стадии развития. Этим можно объяснить огромные воспитательные возможности игры, ведущей деятельности дошкольника.

По мнению Л.А. Сеземиной: «Организованная воспитателем игровая деятельность является одной из форм непосредственно образовательной работы с детьми младшего возраста. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то  знания,  овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Все внимание детей обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения ими не осознается»[6, с. 198].

Игра – это важное средство умственного воспитания ребенка. Знания, которые ребенок получает дома и в детском саду, находят в игре свое практическое применение и развитие. Ребенок, воспроизводя в игре различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, размышляет над тем, что он видел, о чем ему читали и говорили. Для него становится понятен смысл многих явлений, их значение. Воплощение жизненных впечатлений через игру является сложным процессом. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, ведь с ее помощью решаются важнейшие воспитательные задачи. В соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии дети выбирают игровую деятельность, позволяя тем самым постепенно сформировать общие представления о значении труда, о роли различных профессий. В игре у детей умственная активность всегда связана с работой воображения. Благодаря этому в игре у дошкольника развиваются творческие способности.

Благодаря интересным играм у детей создается бодрое, радостное настроение, происходит удовлетворение их потребностей в активной деятельности, жизнь ребенка становится полной. Если лишить ребенка увлекательной игры то даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок станет вялым, будет плохо развиваться. В игровой деятельности у ребенка все стороны личности формируются в единстве и взаимодействии.

Большое количество игр отражает труд взрослых. Подражая домашним делам мамы или бабушки, работе врача, учителя, шофера, летчика и т. д., у ребенка воспитывается уважение ко всякому труду, утверждается стремление самим принять участие в нем[3].

В игре формируются моральные качества; ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование действий при достижении общей цели, умение справедливо разрешать спорные вопросы.

Игра тесно связана с художественным творчеством дошкольников - рисованием, лепкой, конструированием. Несмотря на различные средства отражения впечатлений жизни, мыслей, чувств, эти виды детской деятельности имеют много общего; можно увидеть одни и те же темы в игре и в рисунке; по ходу игрового сюжета дети нередко поют, пляшут, вспоминают знакомые стихи.

Березовская А. В. Пишет: «Так, дидактическая игра способствует развитию познавательных способностей; получению новых знаний, их обобщению и закреплению; в процессе игры усваиваются общественно выработанные средства и способы умственной деятельности»[2, с. 302].

Таким образом, в предлагаемой статье сделан обзор литературы, позволяющий обобщить некоторые современные исследования необходимости использования дидактической игры как средства умственного воспитания ребенка. Дидактическая игра является необходимым средством развития и воспитания ребенка в силу того, что любое задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют новые и уже приобретенные навыки, учатся общаться со своими сверстниками и со взрослыми. Заметим также, что обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила позволяют оценить ребенку или взрослому посильность данной игры, они служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли[1].

Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить не только полноценное развитие детей дошкольного возраста, но и необходимый уровень воспитания.



Список литературы

1.      Баймуратова Д.Ж., Жетписбаева Г.О., Наркулова Б.А. Дидактические игры и упражнения как средство развития пространственной ориентации у детей дошкольного возраста. // Международный журнал эксперементального образования. – 2013. - №4-2. – С. 14-17.

2.      Березовская А.В. Использование дидактических игр как средства познавательного развития дошкольника.// Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. – 2013. - №1. – С. 300-303.

3.      Виневская А.В. Геймификация. Угроза или благо для современного образования.// В сборнике: Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. 2014. С. 70-73.

4.      Виневская А.В. Педагогика: словарь-справочник коррекционного педагога / авт.-сост. А.В. Виневская; под ред. М.А. Пуйловой. – Ростов н/Д: Феникс, 2013.

5.      Горева Е.В. Дидактическая игра как средство развития познавательного интереса у дошкольников.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. - №14. – С. 202-203.

6.      Сеземина Л.А. Роль дидактических игр в развитии и воспитании младших дошкольников.//Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2012. - №14. – С. 198-200.