Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИИ ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ, КАК СРЕДСТВО МИНИМИЗАЦИИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Астрахань
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

В настоящее время сохраняется рост подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Растет преступность среди молодежи. Наркомания, алкоголизм, вандализм, нарушение общественного порядка, хулиганство являются тревожным симптомом подростков с девиантным поведением. [12]

Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося (девиантного) поведения, наслаиваясь на социальную дезадаптацию. Аддиктивное поведение вторично по отношению к социальной дезадаптации подростка, и зачастую является его прямым следствием. Аддиктивное поведение подростков многогранно и много лет изучается отечественными и зарубежными учеными.

По мнению С. А. Беличева, многие подростки с отклоняющимся поведением воспитываются в семьях, являющихся функционально несостоятельными, не справляющимися с воспитанием детей. Это конфликтные семьи, в которых хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений. [8]

Подростковый возраст самый сложный в жизни ребенка. Это «переходный период» во взрослую жизнь и составляет четыре года. За это время происходит значительная перестройка организма ребенка. Ребенок меняется внешне и внутренне, происходят изменения в психике и познавательной активности. Все изменения эти осознаются подростком и глубоко переживаются.

Семья и ближайшее окружение играет главную роль в жизни ребенка. И очень важно в этот сложный период, характеризующийся кризисными явлениями, семья оказывала поддержку и положительно влияла на дальнейшее развитие подростка.

Внутрисемейные отношения играют важную роль. Хорошие внутрисем ейные отношения помогают ребенку укрепить целостность личности, адекватно воспринимать себя и других людей, принимать окружающей мир, адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь делать выбор и принимать на себя ответственность. [1]

Статистика, правоохранительных органов и здравоохранения имеют постоянную тенденцию к росту. Проблема аддиктивного поведения подростков в современном мире считается одной из самых актуальных.

Специалистами, психологами, наркологами, педагогами и соцработниками, проводятся многочисленные исследования на выявление факторов оказывающих влияние на динамику риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте, а также разрабатываются психолого-педагогические программы направленные на коррекцию факторов, оказывающих влияние на  риск возникновения аддиктивного поведения в подростковом возрасте.

Деятельность, направленная на подростка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности подростка и его окружающего социума; поиска адекватных  способов общения с подростком; выявление средств, помогающих подростку самостоятельно решать свои проблемы. [3]

 Коррекционным психолого-педагогическим программам на сегодняшний момент уделяется большое внимание. Программа «Коррекция внутрисемейных отношений, как средство минимизации риска аддиктивного поведения подростков» необходима для целого ряда медико-социально-педагогических служб, для разработки проектов профилактики аддиктивного поведения подростков.

Коррекционные психолого-педагогические программы создаются на основе анализа литературных источников отечественных и зарубежных авторов (С. Выготский., Л. И. Божович., Д. Б. Эльконин и З. Фрейд, Э. Эриксон) и многих других ученых проводивших психологические исследования в этой области в разные годы. [2]

Диагностика внутрисемейных отношений, имеет немаловажное значение в разработке психолого- педагогических программ, включает ряд диагностических методик выявляющих  нарушение внутрисемейных отношений и риск возникновения аддиктивного поведения подростков. По результатам исследования и создаются коррекционные психолого-педагогические программы.

Профилактика внутрисемейных отношений необходима и направлена на развитие и ориентирование личности, не подверженной зависимостям, обладающей сформированной ценностью свободы – самостоятельной, ответственной, инициативной.

Психолого-педагогические программы коррекции внутрисемейных отношений, как средство минимизации аддиктивного поведения у подростков, необходимы как для профилактики аддиктивного поведения подростков, так и для оказания помощи семьям, с подростками склонными к аддиктивному поведению, т. к. в некоторых ситуациях для коррекции внутрисемейных отношений требуется вмешательство специалистов. [12]

Коррекционные психолого-педагогические программы направлены на всю семью и включают индивидуальную работу с родителями, индивидуальную работу с подростками и совместную работу родителями и подростками. [8]

Целью коррекционных психолого-педагогических программ является, устранение внутрисемейных нарушений и создание гармоничных отношений между родителями и подростками.

Задачи коррекционных психолого-педагогических программ направлены на изменение стиля внутрисемейных взаимоотношений, равноправия, сотрудничества, приобретению навыков к предотвращению и решению конфликтов между родителями и детьми. [5]

Психолого-педагогические программы коррекции внутрисемейных отношений выстроены на укрепление отношений между родителями и подростками.

В процессе игры родители для детей становятся союзниками и партнерами. Играющие с подростками родители стараются понять чувства, поступки, точку зрения детей, что усиливает веру в установившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я».

Участвуя в коррекционных психолого-педагогических программах, у подростков появляется возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Они чувствуют могущество свободы – управлять собой, творить, повелевать, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным. Это переживание, без сомнения, в высшей степени облегчает и стимулирует рост ребенка, формирует позитивное отношение к окружающему миру. [6]

Подростки чувствуют поддержку родителей, учатся правильно оценивать свои возможности, это способствует формированию адекватной самооценки.

Выполняя упражнения, дети учатся выражать свои чувства словами,  выражать эмоции и распознавать их.

В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. [9]

Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории   его   интересов.   Подчинение   и   детей   и   взрослых    единым    правилам    игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, способствуют укреплению волевых качеств.

Гуманистический подход в коррекционных психолого-педагогических программах отличается принципиально иным  пониманием роли человека, а следовательно, - и ребёнка. Уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития.

В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений. Специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием, по мнению Э. Эриксона практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. [10]

Коррекционные психолого-педагогические программы, направленные на совместное участие родителей и подростков являются благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В этом процессе ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством коррекционных психолого-педагогических программ.

Очень важно на сегодняшний день внедрять коррекционные психолого-педагогические программы с совместным участием родителей и подростков – это профилактика зависимостей, формирование здорового образа жизни, что ведет к гармоничному развитию личности.

Список литературы

 

 

 

1 Авраменко М. М. Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка / М. М. Авраменко, И. П. Клемантович // Интерактивная наука. — 2016. — № 1. — С. 44–46.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл,2006

 3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.

4.    Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.

 5.    Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М.,2003. – 136 с.

 6.    Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции – Ростов / н / Д.: Феникс, 2005. 

7.    Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 256 с.

 8. Леус Э. В. Возрастные психологические аспекты аддиктивного поведения подростков / Леус Э. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. // Журнал «Наркология» №3, 2016. Эпидемиологические аспекты наркологии. с 12 – 17

9. Мизина Н. Н. Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного поведения детей и подростков подростков – Ставрополь, 2004. – 22 с.

10. Международная научно-практическая конференция г. Астрахань Июль 20016 г. «Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем» Тайсаева С. Б., Нелюбина И. В. стр.115

11.   Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Сфера, 2000.с.7

12.   Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. / Изд. 2 – е, испр. и доп – СПб.: Речь, 2006. – 352 с