18 декабря 2016г.
В настоящее время сохраняется рост подростков с отклоняющимся от нормы поведением. Растет преступность среди молодежи. Наркомания, алкоголизм, вандализм, нарушение общественного порядка, хулиганство являются тревожным симптомом подростков с девиантным поведением. [12]
Аддиктивное поведение является составным элементом отклоняющегося (девиантного) поведения, наслаиваясь на социальную дезадаптацию. Аддиктивное поведение вторично по отношению к социальной дезадаптации подростка, и зачастую является его прямым следствием. Аддиктивное поведение подростков многогранно и много лет изучается отечественными и зарубежными учеными.
По мнению С. А. Беличева, многие подростки с отклоняющимся поведением воспитываются в семьях, являющихся функционально несостоятельными, не справляющимися с воспитанием детей. Это конфликтные семьи, в которых хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи, характеризующиеся низкой психолого-педагогической культурой, неправильным стилем детско-родительских отношений. [8]
Подростковый возраст самый сложный в жизни ребенка. Это «переходный период» во взрослую жизнь и составляет четыре года. За это время происходит значительная перестройка организма ребенка. Ребенок меняется внешне и внутренне, происходят изменения в психике и познавательной активности. Все изменения эти осознаются подростком и глубоко переживаются.
Семья и ближайшее окружение играет главную роль в жизни ребенка. И очень важно в этот сложный период, характеризующийся кризисными явлениями, семья оказывала поддержку и положительно влияла на дальнейшее развитие подростка.
Внутрисемейные отношения играют важную роль. Хорошие внутрисем ейные отношения помогают ребенку укрепить целостность личности, адекватно воспринимать себя и других людей, принимать окружающей мир, адаптироваться к изменяющимся условиям, уметь делать выбор и принимать на себя ответственность. [1]
Статистика, правоохранительных органов и здравоохранения имеют постоянную тенденцию к росту. Проблема аддиктивного поведения подростков в современном мире считается одной из самых актуальных.
Специалистами, психологами, наркологами, педагогами и соцработниками, проводятся многочисленные исследования на выявление факторов оказывающих влияние на динамику риска аддиктивного поведения в подростковом возрасте, а также разрабатываются психолого-педагогические программы направленные на коррекцию факторов, оказывающих влияние на риск возникновения аддиктивного поведения в подростковом возрасте.
Деятельность, направленная на подростка, способствующая решению его индивидуальных проблем посредством изучения личности подростка и его окружающего социума; поиска адекватных способов общения с подростком; выявление средств, помогающих подростку самостоятельно решать свои проблемы. [3]
Коррекционным психолого-педагогическим программам на сегодняшний момент уделяется большое внимание. Программа «Коррекция внутрисемейных отношений, как средство минимизации риска аддиктивного поведения подростков» необходима для целого ряда медико-социально-педагогических служб, для разработки проектов профилактики аддиктивного поведения подростков.
Коррекционные психолого-педагогические программы создаются на основе анализа литературных источников отечественных и зарубежных авторов (С. Выготский., Л. И. Божович., Д. Б. Эльконин и З. Фрейд, Э. Эриксон) и многих других ученых проводивших психологические исследования в этой области в разные годы. [2]
Диагностика внутрисемейных отношений, имеет немаловажное значение в разработке психолого- педагогических программ, включает ряд диагностических методик выявляющих нарушение внутрисемейных отношений и риск возникновения аддиктивного поведения подростков. По результатам исследования и создаются коррекционные психолого-педагогические программы.
Профилактика внутрисемейных отношений необходима и направлена на развитие и ориентирование личности, не подверженной зависимостям, обладающей сформированной ценностью свободы – самостоятельной, ответственной, инициативной.
Психолого-педагогические программы коррекции внутрисемейных отношений, как средство минимизации аддиктивного поведения у подростков, необходимы как для профилактики аддиктивного поведения подростков, так и для оказания помощи семьям, с подростками склонными к аддиктивному поведению, т. к. в некоторых ситуациях для коррекции внутрисемейных отношений требуется вмешательство специалистов. [12]
Коррекционные психолого-педагогические программы направлены на всю семью и включают индивидуальную работу с родителями, индивидуальную работу с подростками и совместную работу родителями и подростками. [8]
Целью коррекционных психолого-педагогических программ является, устранение внутрисемейных нарушений и создание гармоничных отношений между родителями и подростками.
Задачи коррекционных психолого-педагогических программ направлены на изменение стиля внутрисемейных взаимоотношений, равноправия, сотрудничества, приобретению навыков к предотвращению и решению конфликтов между родителями и детьми. [5]
Психолого-педагогические программы коррекции внутрисемейных отношений выстроены на укрепление отношений между родителями и подростками.
В процессе игры родители для детей становятся союзниками и партнерами. Играющие с подростками родители стараются понять чувства, поступки, точку зрения детей, что усиливает веру в установившиеся отношения, облегчает ребенку понятие собственного «я».
Участвуя в коррекционных психолого-педагогических программах, у подростков появляется возможность наиболее полно выразить свои творческие способности и одновременно испытать чувство ответственности. Они чувствуют могущество свободы – управлять собой, творить, повелевать, просто радоваться полноте жизни, не боясь быть отвергнутым или наказанным. Это переживание, без сомнения, в высшей степени облегчает и стимулирует рост ребенка, формирует позитивное отношение к окружающему миру. [6]
Подростки чувствуют поддержку родителей, учатся правильно оценивать свои возможности, это способствует формированию адекватной самооценки.
Выполняя упражнения, дети учатся выражать свои чувства словами, выражать эмоции и распознавать их.
В процессе занятий родители становятся более сензитивными к своим детям, проявляют эмпатию и учатся относиться к ним безоценочно, с пониманием, создавая атмосферу принятия, в которой ребенок может чувствовать себя в достаточной безопасности. [9]
Родители на занятиях проводят время вместе с ребенком, играют с ним, тем самым находясь на территории его интересов. Подчинение и детей и взрослых единым правилам игры дают ребенку возможность почувствовать свою значимость, способствуют укреплению волевых качеств.
Гуманистический подход в коррекционных психолого-педагогических программах отличается принципиально иным пониманием роли человека, а следовательно, - и ребёнка. Уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития.
В каждой семье складывается неповторимая психологическая структура семейных отношений. Специфическая система воздействий, ценность которых определяется пониманием законов и механизмов социального и психологического развития детей, умениями целенаправленно отбирать методы и приемы воспитания, наполнять взаимодействие гуманистическим содержанием, по мнению Э. Эриксона практика семейного воспитания обусловлена культурным и историческим контекстом, в котором существует семья. [10]
Коррекционные психолого-педагогические программы, направленные на совместное участие родителей и подростков являются благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В этом процессе ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством коррекционных психолого-педагогических программ.
Очень важно на сегодняшний день внедрять коррекционные психолого-педагогические программы с совместным участием родителей и подростков – это профилактика зависимостей, формирование здорового образа жизни, что ведет к гармоничному развитию личности.
Список литературы
1 Авраменко М. М. Внутрисемейные отношения как фактор воспитания ребенка / М. М. Авраменко, И. П. Клемантович // Интерактивная наука. — 2016. — № 1. — С. 44–46.
2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка – М.: Издательство Смысл,2006
3. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008. – 336 с.
4. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). – М.: Академия, 2003. – 288 с.
5. Касаткин и др. Здоровье: Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков в школе. – М.,2003. – 136 с.
6. Колесникова Г. И. Основы психопрофилактики и психокоррекции – Ростов / н / Д.: Феникс, 2005.
7. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2003. – 256 с.
8. Леус Э. В. Возрастные психологические аспекты аддиктивного поведения подростков / Леус Э. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. // Журнал «Наркология» №3, 2016. Эпидемиологические аспекты наркологии. с 12 – 17
9. Мизина Н. Н. Психологическая коррекция внутрисемейных факторов девиантного поведения детей и подростков подростков – Ставрополь, 2004. – 22 с.
10. Международная научно-практическая конференция г. Астрахань Июль 20016 г. «Педагогика и психология: современный взгляд на изучение актуальных проблем» Тайсаева С. Б., Нелюбина И. В. стр.115
11. Осипова А. А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Сфера, 2000.с.7
12. Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. / Изд. 2 – е, испр. и доп – СПб.: Речь, 2006. – 352 с