Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ИЗУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
31 декабря 2017г.

Аннотация: социальный заказ связан с формированием в процессе обучения поликультурной личности, владеющая иностранными языками, в этой связи их изучение включено в образовательные программы начальной школы. При изучении английского языка у младших школьников отмечаются психологические трудности, связанные с нарушением коммуникаций. Поэтому в процессе преподавания английского языка в младшей школе используют различные методы, большинство из которых основаны на коммуникативных и проблемно-поисковых заданиях.

Ключевые слова: психологические трудности, младшие школьники, английский язык, психологическая напряженность, коммуникативная функция.

Современная система образования строит свою деятельность в соответствии с Федеральными образовательными стандартами, которые предусматривают разностороннее развитие личности ребенка, в том числе сохранение его психического и физического здоровья. Важнейшей теоретической и практической проблемой современной психолого-педагогической деятельности является совершенствование процесса обучения младших школьников, что становится особенно важным, учитывая, что психологическая стабильность школьника формируется на начальной стадии учёбы, в период, когда ребенок обучается в младших классах.

Социальный заказ связан с формированием в процессе обучения поликультурной личности, владеющей иностранными языками, соответственно их изучение включено в образовательные программы начальной школы. Как известно изучение иностранного языка способствует развитию познавательных способностей ребенка.

Изучение иностранного языка, по мнению Л.Г. Балина, способствует формированию вторичной языковой личности, что является одной из целей обучения иностранному языку [1]. Как отмечает автор, изучение иностранного языка является базой развития смежных языковых и речевых навыков и умений, таких как говорение и письмо.

Вместе с тем результаты многочисленных исследований указывают на то, что обучение иностранному языку должно быть ориентированно на психофизиологические возрастные особенности обучающихся.

Специалисты указывают, что наиболее эффективным является начало обучение иностранному языку с 6-7 лет. В этот период система освоения родного языка ребенком практически закончена и к изучению нового языка ребенок в данном возрасте относится осознанно.

Основой успешности изучения иностранного языка младшим школьником, по мнению специалистов, является психологическая готовность ребенка. Психофизиологическое созревание ребенка в этот период связано с активной предметной деятельностью и деловым общением со взрослым; активной речью; произвольным поведением; формированием потребности в общении со сверстниками; символическими играми; самосознанием и самостоятельностью.

Как известно у детей этого возраста отмечается высокий уровень восприимчивости к окружающей информации, что связано с физиологическими изменениями мозговых структур и элементов высшей нервной деятельности, а также сопровождающим этот процесс психическим развитием индивида.

Для психической жизни ребенка в этот период большое значение играет контакт со сверстниками, однако индивидуальные особенности ребенка, связанные с нарушениями коммуникативной функции могут стать источником психологических трудностей как в общении, так и в процессе изучения иностранного языка.

Специалисты указывают, что наиболее выраженными психологическими трудностями у младших школьников являются: нарушение коммуникативных действий; чрезвычайная эмоциональность; нерегламентированность поведения; высокая чувствительность к воздействиям сверстника.

Своевременное выявление этих трудностей является важным условием дальнейшего успешного освоения учебного материала и адаптации как к обучению в школе в целом, так и к изучению иностранного языка в частности. Так, специалисты отмечают, что в подавляющем большинстве случаев, трудности освоения иностранного языка у младших школьников  носят психологический характер [1,3, 4].

Учитывая физиологические и психологические особенности младших школьников специалисты рекомендуют использовать различные методы, большинство из которых основаны на коммуникативных и проблемно-поисковых заданиях, с использованием игровых элементов обучения.

Многие специалисты считают, что коммуникативная методика для младших школьников является ведущей в процессе обучения иностранному языку. Так, Е.В. Чубарова [7] считает, что необходимость развития свободной устной речи связана с использованием коммуникативной методике, она позволяет снять страх перед общением, снизить языковой барьер.

Нами проведен анализ наиболее часто встречаемых психологических трудностей у учащихся 2 класса в процессе изучения английского языка. Установлено, что у детей, имеющих сложности в освоении английского языка, отмечаются трудности в установлении контакта со сверстниками, повышенная эмоциональности и низкий уровень адаптационных возможностей.

В этой связи в работе нами использован коммуникативный метод, который основан на применении игровых методик, в частности ролевых игр.

Основной принцип этого метода связан с практическим использованием английского языка. Мы использовали коммуникативный метод с разных позиций, в частности чтение (коммуникативно- познавательный вид). Нами определено, что чтение на английском языке позволяет формировать у учащихся умение соотносить звуко-буквенную часть текста с его смысловым значением [1, 6].

Использование игровой формы при изучении английского языка, а также применение визуального и касательного контакта, без прямых запретов и отталкивающих эмоций, только в англоязычной среде и доверительной атмосфере позволяет ребенку, имеющему психологические трудности почувствовать комфорт и заботу со стороны сверстников и педагога.

Такой подход в процессе обучения английскому языку позволил нам снизить эмоциональную напряженность в классе и повысить мотивацию у учащихся к изучению английского языка.

Необходимо отметить, что эффективным способом работы с детьми, имеющими сложности в коммуникативной сфере, является групповая работа. Ребенку даются знания в ритме взаимодействия, при ребенок не только учит английский язык, но и обогащал себя социальными функциями. Таким образом, знания приобретают оттенок важного соединяющего элемента, которые помогает не только развиваться личностно, но и формировать социальные связи.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что психологические трудности в процессе изучения английского языка у младших школьников чаще всего связаны с коммуникативными нарушениями и эмоциональной напряженностью. Учитывая психологические особенности ребенка в процессе изучении английского языка можно активизировать его коммуникативные навыки через игровую деятельность, групповую работу, высокий уровень эмпатии со стороны педагога и сверстников.

Список литературы

 

1.                   Балина Л. Г. Обучение чтению младших школьников на уроках английского языка //Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 15. – С. 1581–1585. – URL: http://ekoncept.ru/2016/96235.htm.

2.                   Бережковская Е.Л., Козлина А.В. Психологические основы организации обучения детей на уроках в первом классе. – М., 1996.

3.                   Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб , 1997.

4.                   Горлова Е.Л. Центральное психологическое новообразование младшего школьного возраста как основа развивающего обучения: дис… канд. психол. наук. – М., 2002.

5.                   Меньшикова Е. А. Активная познавательная позиция как достижение психического развития   младших школьников //  Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2009. Вып. 8. С. 116–120.

6.                   Тертышная С. Н. Обучение чтению на английском языке младших школьников // Современный мир:опыт, проблемы и перспективы развития. – 2016. – № 3. – С. 56–61.

7.                   Чубарова Е. В. Коммуникативная методика в преподавании иностранного языка // Научно- методический  электронный  журнал  «Концепт».  –  2016.  –  Т.  5.  –  С.  186–188.  –  URL: http://ekoncept.ru/2016/56188.htm.