19 декабря 2018г.
В образовательном процессе школы пенитенциарной системы наблюдаются проявления дезадаптивного поведения обучающихся. К наиболее часто встречающимся можно отнести: нарушения дисциплины на уроке, пререкания с педагогами, опоздания ипрогулы.
Наш опыт работы показывает, что дезадаптивным поведением можно управлять, воздействуя на эго- состояния обучающихся [2]. Модель эго-состояний описывается как совокупность связанных друг с другом способов поведения, мыслей и чувств, как способ проявления личности в данный момент [3]. Управление эго-состояниями обучающихся мы осуществляем в несколько этапов:
- на первом этапе проводим беседу с обучающимися, даем краткую характеристику эго-состояний, учим различать эго-состояния в себе и других;
- на втором этапе проводим диагностику эго-состояний обучающихся и групповые консультации по
результатам диагностики, как правило, повторяем краткую характеристику эго-состояний;
- на третьем этапе, при проявлении дезадаптивного поведения, идет фиксация внимания на актуальных эго- состояниях и оказывается воздействие на обучающегося с целью перехода в адаптивное эго-состояние.
Практика показала, что большая часть обучающихся положительно воспринимает действия педагога, но часть обучающихся негативно реагируют на коррекцию поведения. Для преодоления трудностей в управлении эго-состояниями обучающихся нами применена модель А-Д-Д+А+, появившаяся в нейро- лингвистическом программировании в результате моделирования опыта Роберто Ассаджиоли, основателя психосинтеза.
Если рассматривать эго-состояния в логике психосинтеза, то можно предположить, что эго-состояния являются проявлением различных субличностей. Субличности – это психологические образования, подобное живым существам, присутствующие в психическом пространстве личности. Каждая субличность имеет свой стиль жизни, собственные движущие мотивы. По отношению к эго-состояниям субличности можно обозначить как: субличность адаптивного ребенка, субличность свободного ребенка, субличность взрослого, субличнось заботливого родителя, субличность критикующего родителя. Ассаджиоли указывал на то, что без выявления и взятия под контроль субличностей задача построения адекватных отношений с внешним миром становится маловыполнимой. Работа с субличностями начинается с их осознавания и распознавания в процессе растождествления и отождествления. Ассаджиоли считал, что над нами властвует то, с чем мы себя отождествляем и, в свою очередь, - мы можем властвовать и контролировать над тем, с чем можем растождествиться [1].
В рамках нейролингвистического программирования процессы отождествления и растождествления можно условно описать более простыми понятиями: ассоциация и диссоциация. Где ассоциация (лат. Associatio - соединение, взаимосвязь) понимается как закономерно возникающая связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, а диссоциация (лат. Dissociation – растворение, распад) как бессознательный процесс, при котором мысли и убеждения могут отделяться от их осознания и функционировать независимо. В дальнейшем мы будем использовать понятия ассоциации и диссоциации, как более подходящие для описания модели А-Д-Д+А+.
В модели А-Д-Д+А+: буква «А» обозначает ассоциацию, буква «Д» - диссоциацию, а знаки обозначают позитивное и негативное проявление эго-состояния субличности. Для управления эго-состояниями обучающихся нами разработаны карточки, обозначающие следующие эго-состояния: «В» - взрослое, позитивное эго-состояние; «ДА» - адаптивный, позитивный дитя; «ДиК» - капризный, свободный, негативный дитя; «РоЗа» - заботливый, позитивный родитель; «РоК» - контролирующий, негативный родитель. Названия некоторых эго-состояний мы изменили с целью получения метафор в обозначении карточек.
Алгоритм применения модели АДДА заключается в следующем:
1) при проявлении дезадаптивного поведения обучающийся ассоциирован с негативным эго- состоянием (А-). Например, ученик С. опоздал на урок и на вопрос педагога о причинах опоздания начинает ссылаться на внешние обстоятельства;
2) показывая обучающемуся карточку «ДиК», соответствующую его эго-состоянию капризного ребенка, педагог диссоциирует обучающегося С. от негативного поведения (Д-);
3) обсуждая, какое позитивное эго-состояние соответствует ситуации, обучающийся диссоциированно принимает позитивное эго-состояние (Д+) и если он принимает верное решение по поводу причин опоздания, то ему показывается карточка, соответствующая эго-состоянию взрослого «В»;
4) принимая новое понимание причин опоздания обучающийся С. ассоциируется с позитивным эго- состоянием взрослого (А+) и начинает демонстрировать адаптивное поведение: проговаривает, что причиной опоздания является его поведение, делает выводы о своей ответственности и роли в обучении.
Таким образом, применение модели АДДА в управлении эго-состояниями обучающихся пенитенциарной системы помогает педагогу в коррекции дезадаптивного поведения, открывает новые возможности для выстраивания конструктивных личностно-ориентированных отношений, создает условия для повышения эффективности образовательного процесса.
Список литературы
1. Ассаджиоли, Р. Психосинтез. Принципы и техники. Серия Современная психология: теория и практика/ Р. Ассаджиоли – М.: Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 204 с.
2. Камышев, К.А. Использование диагностики эго-состояний учащихся в образовательном процессе школы закрытого типа/ К.А. Камышев // Ценностно-смысловые ориентации и стратегии управления развитием образовательных учреждений: Материалы всероссийской научно-методической конференции «Четвертые Чередовские чтения» - Омск, 2006.
3. Малкина-Пых, И.Г. Справочник практического психолога. Техники транзактного анализа и психосинтеза/ И.Г. Малкина-Пых – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 352 с.