19 февраля 2016г.
В современной системе образования постепенно укореняется практика тьюторского сопровождения. Оно приобретает если не массовый характер, то во всяком случае, идеи тьюторства находят отклик в среде российского педагогического сообщества, в целом, и вузовского, в частности. Одной из главных проблем, с которой позволяет справиться тьюторская деятельность, является проблема адаптации студентов-первокурсников к ВУЗу. Все труднее молодому человеку при поступлении в высшее учебное заведение справиться одному с натиском информации, с новым социальным окружением, найти свой единственно правильный путь в процессе обучения, выбрать ориентиры, осознать собственные возможности.
Решение проблемы адаптации студента к вузу является чрезвычайно актуальным: от эффективной адаптации зависит успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность личности сделанным профессиональным выбором и своим местом в жизни.
С.В. Сергеева и О.А. Воскрекасенко понимают адаптацию личности в условиях вуза как процесс активного освоения обучающимся новой социальной среды, в котором он выступает не только объектом адаптации, но и ее субъектом, а студенческая среда – не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной [4].
По Э.Ф. Зееру успешное прохождение этапа адаптации к вузу выражается в следующих психологических критериях[3]:
1. Адаптация к учебно-познавательной среде
2. Личностное самоопределение
3. Выработка нового стиля жизнедеятельности.
Уже на протяжении долгого времени (более 700 лет – с момента открытия Оксфордского и Кембриджского университетов) одной из наиболее эффективных форм оказания помощи в успешной адаптации первокурсников считается тьюторское сопровождение.
Тьютор – “tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями - “защитник”, “покровитель”, “страж”.
Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности [5].
Тьюторство как система индивидуальной работы со студентами первого курса направлена на обеспечение их успешной адаптации к обучению, приобщение к организационной культуре Университета, нормам и правилам вузовской жизни. Главная задача тьюторства - личностно-ориентированная помощь первокурсникам.
В зарубежной практике тьютором, как правило, могут быть аспиранты или преподаватели. В нашей стране здесь появляется одна из проблем тьюторского сопровождения, а именно неготовность самих студентов взять на себя ответственность за образование, за свои образовательные потребности, за необходимый выбор. Также далеко не все педагоги готовы занять тьюторскую позицию и отдать ответственность за процесс и результаты образования студенту. Это связано с долгим существованием в России авторитарно-знаниевой системы образования, при которой отсутствовала свобода выбора.
В связи с этим, вполне целесообразно на первом этапе адаптации студента - первокурсника к новой учебной среде привлекать к тьюторству студентов старших курсов. Сверстническое тьюторство направлено, прежде всего, на построение горизонтальных партнерских связей и позволяет первокурснику достаточно быстро наладить отношения с группой, усвоить нормы и правила жизни в коллективе, определить значимые для себя учебно-профессиональные цели и задачи.
Зачастую первокурсники стесняются обратиться за помощью к своим новым преподавателям или незнакомым студентам старших курсов. В связи с этим они нуждаются в наставнике, который обладает достаточным уровнем знаний и опытом в учебной деятельности и в то же время, кто сам является студентом.
Тьюторы выполняют функцию наставника, к которому студент может обратиться за советом по любому вопросу, связанному с учебной деятельностью. Они консультируют первокурсников по определенным учебным курсам и подсказывают, где найти нужную информацию, как правильно написать курсовую работу, к какому преподавателю подойти с интересующей темой.
Также характеристикой сверстнического тьюторского сопровождения становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей. Сюда входит знакомство первокурсников с различными структурами вуза, работающих в научной, культурно-творческой, спортивной и общественной деятельности; вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Кроме этого тьютор-студент служит мостом между студентами-первокурсниками, с одной стороны, и преподавателями и учебным заведением, - с другой, для того, чтобы объяснять принятые правила, нормы и улаживать возникшие проблемы и конфликты.
Л.П. Баданина выделяет основные задачи тьютора [1]:
1. Помочь студенту получить максимальную отдачу от учебы;
2. Следить за ходом его учебы;
3. Обеспечить обратную связь по выполненным заданиям;
4. Проводить групповые тьюториалы;
5. Консультировать и поддерживать студента;
6. Поддерживать в нем заинтересованность в обучении на протяжении всего курса;
7. Предоставить студенту возможность связываться с тьютором посредством телефона и электронной почты.
На основании вышесказанного можно заключить, что тьютор может не только оказать помощь в успешной адаптации к вузу, но может помочь и в обнаружении и осознании новых потенциальных возможностей, интересов, способностей студента-первокурсника.
Исследование, проведенное Т.П. Браун на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, подтверждает наличие у студентов-первокурсников потребности в наставнике, а именно - в тьюторе [2].
В результате опроса была выявлена потребность в тьюторе у 63% студентов-первокурсников. Тьютор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8%), со здоровьем (5,8%), личные проблемы (4,9%), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8%), приобщиться к общественной жизни факультета (21,1%), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (3,2%), помогает разрешить конфликт с преподавателем (2,8%), улучшить бытовые условия (2,2%). Также данное исследование показало что, если бы не было тьютора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 33,6% студентов, были бы лишены возможности общаться с интересным человеком - 12%, было бы сложно в первые месяцы обучения - 21% студентов. Не испытывали потребность в тьюторе только 7,3% студентов. Самостоятельно предпочитают решать проблемы 7,6% студентов.
Таким образом, можно сделать вывод, что наличие наставника у студентов-первокурсников облегчает их адаптацию к вузу и делает ее более успешной. Именно сверстническое тьюторство помогает сориентировать молодого человека в направлении его развития в новом учебном заведении, вдохновить на активную студенческую жизнь, показать положительный пример, а также оказать психологическую поддержку во всех успехах и неудачах первокурсника.
Список литературы
1. Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №83.
2. Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2007.
3. Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М.: Академический проспект, 2006.
4. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза// Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - №3.
5. Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001.