Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КТУАЛЬНОСТЬ СВЕРСТНИЧЕСКОГО ТЬЮТОРСТВА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Барнаул
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

В современной системе образования постепенно укореняется практика тьюторского сопровождения. Оно приобретает если не массовый характер, то во всяком случае, идеи тьюторства находят отклик в среде  российского педагогического сообщества, в целом, и вузовского, в частности. Одной из главных проблем, с которой позволяет справиться тьюторская деятельность, является проблема адаптации студентов-первокурсников к ВУЗу. Все труднее молодому человеку при поступлении в высшее учебное заведение справиться одному с натиском информации, с новым социальным окружением, найти свой единственно правильный путь в процессе обучения, выбрать ориентиры, осознать собственные возможности.

Решение проблемы адаптации студента к вузу является чрезвычайно актуальным: от эффективной адаптации зависит успешность обучения, психологический комфорт, удовлетворенность личности сделанным профессиональным выбором и своим местом в жизни.

С.В. Сергеева и О.А. Воскрекасенко понимают адаптацию личности в условиях вуза как процесс активного освоения обучающимся новой социальной среды, в котором он выступает не только объектом адаптации, но и ее субъектом, а студенческая среда – не только адаптирующей, но и адаптируемой стороной [4].

По Э.Ф. Зееру успешное прохождение этапа адаптации к вузу выражается в следующих психологических критериях[3]:

1.      Адаптация к учебно-познавательной среде

2.      Личностное самоопределение

3.      Выработка нового стиля жизнедеятельности.

Уже на протяжении долгого времени (более 700 лет – с момента открытия Оксфордского и Кембриджского университетов) одной из наиболее эффективных форм оказания помощи в успешной адаптации первокурсников считается тьюторское сопровождение.

Тьютор – “tutor” в переводе с английского – педагог-наставник. Этимология этого слова (лат. tueor – заботиться, оберегать) связана с понятиями - “защитник”, “покровитель”, “страж”.

Тьютор – это тот, кто сопровождает процесс освоения новой деятельности [5].

Тьюторство как система индивидуальной работы со студентами первого курса направлена на обеспечение их успешной адаптации к обучению, приобщение к организационной культуре Университета, нормам и правилам вузовской жизни. Главная задача тьюторства - личностно-ориентированная помощь первокурсникам.

В зарубежной практике тьютором, как правило, могут быть аспиранты или преподаватели. В нашей стране здесь появляется одна из проблем тьюторского сопровождения, а именно неготовность самих студентов взять на себя ответственность  за образование, за свои образовательные потребности, за  необходимый выбор. Также далеко не все педагоги готовы занять тьюторскую позицию и отдать ответственность за процесс и результаты образования студенту. Это связано с долгим существованием в России авторитарно-знаниевой системы образования, при которой отсутствовала свобода выбора.

В связи с этим, вполне целесообразно на первом этапе адаптации студента - первокурсника к новой учебной среде привлекать к тьюторству студентов старших курсов. Сверстническое тьюторство направлено, прежде всего, на построение горизонтальных партнерских связей и позволяет первокурснику достаточно быстро наладить отношения с группой, усвоить нормы и правила жизни в коллективе, определить значимые для себя учебно-профессиональные цели и задачи.

Зачастую первокурсники стесняются обратиться за помощью к своим новым преподавателям или незнакомым студентам старших курсов. В связи с этим они нуждаются в наставнике, который обладает достаточным уровнем знаний и опытом в учебной деятельности и в то же время, кто сам является студентом.

Тьюторы выполняют функцию наставника, к которому студент может обратиться за советом по любому вопросу, связанному с учебной деятельностью. Они консультируют первокурсников по определенным учебным курсам и подсказывают, где найти нужную информацию, как правильно написать курсовую работу, к какому преподавателю подойти с интересующей темой.

Также характеристикой сверстнического тьюторского сопровождения становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей. Сюда входит знакомство первокурсников с различными структурами вуза, работающих в научной, культурно-творческой, спортивной и общественной деятельности; вовлечение в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Кроме этого тьютор-студент служит мостом между студентами-первокурсниками, с одной стороны, и преподавателями и учебным заведением, - с другой, для того, чтобы объяснять принятые правила, нормы и улаживать возникшие проблемы и конфликты.

Л.П. Баданина выделяет основные задачи тьютора [1]:

1.      Помочь студенту получить максимальную отдачу от учебы;

2.      Следить за ходом его учебы;

3.      Обеспечить обратную связь по выполненным заданиям;

4.      Проводить групповые тьюториалы;

5.      Консультировать и поддерживать студента;

6.      Поддерживать в нем заинтересованность в обучении на протяжении всего курса;

7.      Предоставить студенту возможность связываться с тьютором посредством телефона и электронной почты.

На основании вышесказанного можно заключить, что тьютор может не только оказать помощь в успешной адаптации к вузу, но может помочь и в обнаружении и осознании новых потенциальных возможностей, интересов, способностей студента-первокурсника.

Исследование, проведенное Т.П. Браун на базе Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, подтверждает наличие у студентов-первокурсников потребности в наставнике, а именно - в тьюторе [2].

В результате опроса была выявлена потребность в тьюторе у 63% студентов-первокурсников. Тьютор, в основном, помогает решить проблемы, связанные с успеваемостью (6,8%), со здоровьем (5,8%), личные проблемы (4,9%), помогает наладить взаимоотношения с сокурсниками (5,8%), приобщиться к общественной жизни факультета (21,1%), оказывает помощь при оформлении курсовых и научных работ (3,2%), помогает разрешить конфликт с преподавателем (2,8%), улучшить бытовые условия (2,2%). Также данное исследование показало что, если бы не было тьютора, было бы сложнее адаптироваться к студенческой жизни для 33,6% студентов, были бы лишены возможности общаться с интересным человеком - 12%, было бы сложно в первые месяцы обучения - 21% студентов. Не испытывали потребность в тьюторе только 7,3% студентов. Самостоятельно предпочитают решать проблемы 7,6% студентов.

Таким образом, можно сделать вывод, что наличие наставника у студентов-первокурсников облегчает их адаптацию к вузу и делает ее более успешной. Именно сверстническое тьюторство помогает сориентировать молодого человека в направлении его развития в новом учебном заведении, вдохновить на активную студенческую жизнь, показать положительный пример, а также оказать психологическую поддержку во всех успехах и неудачах первокурсника.

 

Список литературы

1.      Баданина Л.П. Анализ современных подходов к организации психолого-педагогического сопровождения студентов на этапе адаптации к вузу // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2009. - №83.

2.      Браун Т.П. Адаптация студентов к обучению в вузе в условиях оптимизации образовательной среды: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - Санкт-Петербург, 2007.

3.      Зеер Э.Ф. Психология профессий.- М.: Академический проспект, 2006.

4.      Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления педагогического сопровождения адаптации студентов-первокурсников к образовательному процессу вуза// Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2008. - №3.

5.      Тьюторство как новая профессия в образовании: Сборник методических материалов / Отв. ред Муха Н.В., Рязанова А.Г. – Томск: «Дельтаплан», 2001.