Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В СРЕДНЕМ ЗВЕНЕ ШКОЛЫ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
15 декабря 2019г.

В нашей стране в последнее время усиленно развивается психологическая служба, в том числе и школьная. Основной целью работы школьного психолога является сохранение психологического здоровья учащихся, а одним из ключевых условий достижения этой цели служит обеспечение адаптации учащихся к образовательной среде.

Один из наиболее сложных периодов в жизни обычного школьника — это этап завершения начального звена и переход в среднее звено школы. В этот период ребенок испытывает сильный психологический стресс, едва ли не равный по своему размаху стрессу первоклассника, пришедшего в школу в первый раз.

За основу готовности учеников четвертых классов к обучению в среднем звене школы главным образом принимаются показатели психологической готовности. Психологическая готовность представляется как совокупность нескольких компонентов мотивационно-личностных качеств и эмоциональных характеристик четвероклассника.

В исследовании приняли участие ученики четвертых классов (три отдельных класса) одной из школ г. Миасса Челябинской области. Для осуществления психолого-педагогического исследования мы использовали комплекс из трех методик, направленных на изучение готовности младших школьников к обучению в среднем звене.

В выборку констатирующего эксперимента вошли 74 ребенка, из них 45 девочек и 29 мальчиков.

Для определения уровня школьной мотивации нами был использован тест школьной мотивации Н.Г. Лускановой [2]. Были получены результаты, представленные на рисунке 1.


По методике Н.Г. Лускановой по определению школьной мотивации мы получили следующие результаты.

1)    Высокий уровень мотивации сформирован лишь у 2 школьников (2,7%). Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

2)     Хорошая школьная мотивация отмечается у учащихся, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Они составляют 14,9% (11 детей). Данный уровень мотивации соответствует норме.

3)     Положительное отношение к школе, внешние мотивы учебной деятельности характеризуют 21,6% четвероклассников (16 человек). Эти ученики достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4)    Низкая школьная мотивация выявлена у 41,9% учащихся (31 человек). Это означает, что данные ученики посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.

5)     Негативное отношение к школе, являющееся признаком дезадаптации, обнаружено у 18,9% учеников (14 человек). Они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой невыносимо.

Положительно на психологическую готовность учеников к обучению в среднем звене школы также влияет благоприятная атмосфера класса, где находится ребенок.

С помощью методики «Сказка» В.А. Кореневской мы изучили психологическую атмосферу, которая царит во всех трех классах как по отдельности, так и у всей  параллели [1]. Были получены результаты исследования эмоционального комфорта в классах, они представлены на рисунке 2.




По методике было выявлено, что большинство школьников ощущает психологический комфорт в классе, в котором обучается. Эмоционально комфортно в школе 89% учеников (66 человек), эмоциональный дискомфорт ощущает 11% учеников (8 человек).

Для определения уровня школьной тревожности испытуемых был использован тест Б. Филлипса [3]. Мы выявили общий уровень школьной тревожности учащихся четвертых классов. Были получены результаты, представленные на рисунке 3.


Мы видим на рисунке 3, что по шкале общая тревожность в школе высокий уровень отмечается у 13,5% учащихся 4-х классов (10 человек). Повышенный уровень тревожности имеют 29,7% школьников (22 человека). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны к тревожности разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, и также в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками.

Нормальный уровень тревожности в школе имеют 56,8% школьников (42 человека). Для них школа и школьные требования не являются травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.

Подводя итоги по всем трем методикам, мы выявили три уровня готовности младших школьников к переходу в среднее звено. Конечный результат по готовности младших школьников при переходе в среднее звено показан на рисунке 4.


Высокий уровень психологической готовности младшего школьника к обучению в среднем звене школы – это тот уровень готовности, при котором все три показателя (уровень тревожности, эмоциональный комфорт в классе и школьная мотивация) имеют положительные результаты. Детей со средним уровнем психологической готовности будем считать тех, которые имеют два положительных результата из трех, а лишь один отрицательный. С низкой психологической готовностью будем считать тех учеников, у кого два или все три результата отрицательные.

Подводя итоги диагностик, мы получили следующие результаты.

1.     2,7% детей имеют высокую мотивацию, 14,9% - хорошую, 21,6% детей школа привлекает внеурочной деятельностью, 41,9% с низкой мотивацией и негативно относятся к школе 18,9% учеников.

2.    89% детей эмоционально комфортно в классе, 11% учащихся чувствуют себя эмоционально дискомфортно.

3. У 56,8% учеников нормальный уровень тревожности, у 29,7% - повышенный, у 13,5% - высокий;

Итак, 13% учащихся (10 человек) имеют высокий уровень психологической готовности к обучению в среднем звене школы, 53% (39 человек) - средний уровень и 34% (25 человек) – низкий уровень по тем или иным причинам (негативное отношение к школе, низкая мотивация, психологический дискомфорт, высокая тревожность).

 

Список литературы

 

1.     Кореневская В.А. Комфортно ли ребенку в школе? Методики получения обратной связи. – Кемерово: Кемеровский областной институт усовершенствования учителей, 1997. - 27 с.

2.   Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. Учебное пособие. – М.:Фолиум. – 1999. – 32 с.

3.    Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности, 4-е изд. – М: Московский психолого-социальный институт: Финта. – 2005. – 320 с.