Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТА В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Проблема выбора для каждого человека и для общества в целом была и остается всегда актуальной]1]. Процесс выбора деятельности сенситивен, поскольку от адекватности и значимости выбора (целей и задач, способов и средств, знания стратегии и тактики, владение технологиями и многих других составляющих) зависит ее успешность.    В профориентологии и практической психологии понятие «профсамоопределение» рассматривается как личностный процесс и результат профориентации, затрагивающей все жизненные этапы человека. Профсамоопределение имеет двухкомпонентную структуру которая содержит две основные составляющие:

-   психологическую готовность к профессиональному выбору и

-   сформированность способности к выбору.

В основе всякой деятельности (профессиональной, бытовой, социальной, умственной, физической духовной и других видах) лежит труд, требующий определенные знания, умения, навыки, способности, что в компетентностном подходе названо интегрированным понятием «компетенция». Овладение необходимыми компетенциями в различных видах деятельности обеспечивает результативность и успешность. Но практика показывает, что не только это приводит к успеху в социально-профессиональной деятельности. Способность к адекватной оценке, умение определять приоритеты, принимать решения выбора, осознание ответственности за последствия лежать в основе важных личностных и профессиональных качеств, формирование которых не обозначено, а только подразумевается в профессиональных компетенциях образовательных программ, что подтверждает актуальность обозначенной проблемы. Являясь частью профессиональной культуры, профессиональное самоопределение (готовность и способность к выбору) становится детерминантным и в повышении качества профессиональной подготовки. В психолого-педагогических исследованиях эта проблема практически не рассматривается. Вместе с тем, нужно отметить, что актуальность проблемы и результаты последних достижений психологической, социальной и других наук (психологии труда, функциональной, экзистенциональной, социальной, возрастной, профессиональной психологии, социологии, профориентологии), располагают к поиску новых, наиболее эффективных подходов и технологий в решении этой проблемы. Пути ее решения находится в межпредметной области.

Развитие человека и профессионала детерминировано условиями социума, в которых реализуется его деятельность |2|. В этой деятельности человек формирует и развивает свои личностные и профессиональные качества. У него формируются жизненные смыслы и ценности, мотивационно - потребностная сфера, морально-нравственная матрица, усваиваются и корректируются в процессе деятельности, социально-психологические механизмы, социальные роли, вырабатываются способы коммуникации. Среди них: наличие в структуре личности таких компонентов как потребность в труде, трудолюбие, психологическая готовность к трудностям труда, социальные, трудовые, профессиональные компетенции и компетентности, социально-ценные и личностно-значимые качества, владение необходимыми социальными ролями и социально-психологическими механизмами.

Условия и факторы, влияющие на развитие человека как личности и как профессионала не остаются неизменными, что требует от него развитых способности и психологической готовности к постоянному выбору (это определяет, в том числе, успешность социально-профессиональной адаптации и интеграции, потребность в повышении профессионализма).

В нашем исследовании формирование самоопределения профдеятельности студентов в учебно- профессиональной деятельности представлен следующей структурой:


В исследовании мы используем интегративное понятие «психологическая готовность к выбору», в которое мы включаем: мотивы, интересы, ценности, ценностные ориентации, ценностные установки, способности.

Способность к выбору мы рассматриваем как комплекс компонентов включающий:

1)     умение оценивать условия и факторы, средства,    возможности (в том числе и свои возможности и способности);

2)   владение знаниями, умениями (компетенциями) для выполнения необходимых видов деятельности (в том числе наличие аналитических способностей, владение способами и технологиями деятельности);

3)   умение соизмерять возможности и адекватно соотносить первое и второе при выборе приоритетов, целей и задач, средств и способов деятельности.

Понимание детерминированности и непрерывности процесса формирования психологической готовности и способности к выбору деятельности, обусловленности его результата как успешной профессионализации личности, позволяет в общем виде выявить и осознать сущность и значимость результата самоопределения в структуре профессиональной культуры.

Процесс самоопреления происходит непрерывно в течение всей жизни человека и включает в себя две части: активную и пассивную: первая выражена потребностью совершенствовать свои личностные качества и повышать профессионализм, вторая обусловлена содержанием требований нормативных документов и инструкций. Обе части формируются в зависимости от структуры потребностей и мотивов личности человека. Соотношение этих двух компонент у студентов различный, оно определяется характером поведения каждого и зависит от выбора целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций, способов достижения этих целей.

В результате исследования были выявлены характеристики личности студентов, обеспечивающие успешность формирования психологической готовности и способности к выбору деятельности, это:

-    способность к изменению своих мотивов, интересов, ценностей, ценностных ориентаций, способностей (что составляет профнаправленность личности);

-     умение находить баланс между своими интересами, ценностями, потребностями и требованиям к профессионализму и к личности;

-      ориентация студентов не на конкретные требования, а на понимание универсальных  моральных человеческих ценностей и выполнение профессиональной миссии.

Таким образом, суть процесса самоопределения в профессиональной деятельности определяется формированием психологической готовности и способности к выбору человека характеризуется последовательностью трех основных этапов:

а) учебно-профессиональная адаптация, результатом которого является усвоение действующих ценностей и норм, овладение средствами и формами деятельности, самооценка мотивационно-потребностной сферы;

б) персонализация в профессиональной деятельности, результатом которого является активизация поиска способов и средств обозначения своей индивидуальности как личности и профессионала действенного преобразования интеллектуальной и аффективно-потребностной и поведенческой сфер себя и других людей; в) интеграция в сообществе профессионалов, результатом которого является согласование индивидуально- личностных мотивов и потребностей с требовании к профессионализму и личности.

Важным аспектом в самоопределении студента на этапе учебно-профессиональной стадии является принятие новой социально-профессиональной роли (миссии), а эффективность процесса самоопределения зависит от адекватности восприятия человеком самого себя, своих возможностей и способностей, социально-профессиональных связей.

Как показывает практика главным из путей профессионализации является профессиональное образование и самообразование, профессиональное развитие и саморазвитие направленных на внесение желательных изменений в полученный опыт, понимание (образ мышления) и поведение (образ жизни), что обеспечивает способность и готовность личности к выполнению социально-профессиональной роли.

На нашем факультете разработанные матрицы образовательных программ и методическое обеспечение к ним, внедрение вариативного и индивидуального образования (курсы по быбору, факльтативы, индивидуальные задания при прохождении практики и выполнении самостоятельных работ студентов, внедрение рейтинговой системы оценки качества подготовки студентов, усиление практической и прикладной направленности в отборе содержания учебных программ профессионального образования, реализациия программы профессионального воспитания) позволили значительно повысить качество подготовки студентов.

В ходе  нашего исследования были разработаны критерии и интегративные показатели оценки уровня профессионального самоопределения студентов (низкий, средний и высокий)

Критерии:

-   профессиональная направленность (ценно-нравственная основа личности);

-    система профессиональных компетенций;

-   способность к осознанному и социально-профессиональному самоопределению.

Психолого - педагогические детерминанты и их показатели:

-     формирование мотивов, ценностей, ценностных установок и ценностных ориентаций, интересов, способностей, склонностей (профессиональная направленность);

-         формирование готовности к профессиональной деятельности (функциональная грамотность, самообразование и саморазвитие познавательной, организационной, операционной, технико- технологической, рефлексивно-оценочной, эстетической, правовой, экономической, экологической, коммуникативной, морально-нравственной, валеологической, персональной функциях),

способность к выбору социально-профессиональной деятельности и опыт социально-профессиональной деятельности;

-   формирование готовности к выбору профессиональной деятельности (общая ориентировка в профессии, социально-экономической ситуации, способность адекватно оценивать свои возможности и особенности и соотносить их с требованиями к личности в социально-профессиональной деятельности);

-    формирование и развитие познавательных функций и творческих способностей (свойства интеллекта: уровневые, а именно, память, внимание, пространственные представления; комбинаторные, а именно, связи и отношения между компонентами опыта; процессуальные, а именно, гибкость и стиль мышления; регуляторные, а именно способность к контролю и регуляции мыслительного процесса, способность к творчеству);

-   формирование и развитие регулятивно-поведенческой функции (приспособление к условиям социально- профессиональной деятельности, готовность к смене видов деятельности, осознание ценности профессионального труда и необходимости социально-профессиональной подготовки, самостоятельность нахождения личностных смыслов в различных видах социально-профессиональной деятельности, способность к решению нестандартных профессиональных задач, умение организовывать деятельность, накапливать опыт, творчески и критически относиться к нему, быть собранным и работоспособным, адекватным в самооценке и оценке окружающих, рациональным и трудолюбивым);

-    культура поведения и общения (способность устанавливать контакт с окружающими, общительность, чуткость, тактичность, открытость, доброжелательность, способность расположить к себе, соблюдать культуру профессионального труда).

Созданная    на  факультете    система  работы  позволила  решить задачу  формирования профессионального самоопределения:

-         психологической готовности и способности к выбору в профессиональной деятельности (профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессионально-важных качеств);

-    формирования и развития профессиональной культуры культуры;

-       выработку механизмов ориентации коммуникации, персонализации, профессиональной интеграции и адаптации в динамично меняющихся условиях профессиональной деятельности.

Таким образом, работа преподавательского состава по созданию условий для индивидуального развития студентов (возможность выбора учебно-профессиональной деятельности, применение индивидуального и компетентностного подходов, управление образовательным процессом каждого студента ]3] дает возможность значительно повысить мотивацию учебно-профессиональной деятельности и результативность профессиональной подготовки.

 

С с ы л к и н а и с т оч н и к и

 

1.Клочева Г.М. Качество профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к профориентационной деятельности /Человеческий потенциал и конкурентоспособность России: Материалы ХХП Международной научно-практической конференции (14-15 апреля 2005 г.) / Урал.соц.-экон. ин-т АТиСО.- Челябинск, 2005.- Ч.I.- С.301-310 (0,5 п.л.)

2.     Клочева Г.М. Качество профессиональной подготовки в контексте компетентностного подхода: проблемы, противоречия, поиск путей их решения (статья) //Профессиональное образование: проблемы. Поиски, решения. Часть 4 /отв.ред. С.Е. Матушкин. -Челябинск: Энциклопедия, 2012. – С. 102-114 (0,5 п.л.)

3.   Клочева Г.М.Управленческая культура как детерминанта профессионализации педагога. //Новый взгляд. Международный научный вестник: сборник научных трудов. Выпуск 4 /под общей редакцией С.С. Чернова. - Новосибирск: издательство ЦРНС. 2014.- С. 51-61