Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ЭМПАТИИ У СТУДЕНТОВ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Авторы:
Город:
Челябинск
ВУЗ:
Дата:
19 декабря 2018г.

Развитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве. Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений, делает поведение человека социально обусловленным.

Слово эмпатия произошло от греческого «empatos», что означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века благодаря американскому психологу Э. Титченеру. С 50-х годов этот термин получил широкое распространение.

Обширная литература отражает изучение эмпатии специалистами разных областей психологической науки: психологии личности, детской, социальной, медицинской психологии.

Эмпатия – это больше, чем симпатия и сочувствие. Это редкий дар смотреть на мир чужими глазами и принимать чью-то точку зрения, способность чувствовать другого. Формирование и развитие эмпатии – длительный и трудоемкий процесс. Основой формирования эмпатии в детском возрасте является общение в семье, в которой присутствует атмосфера доверия и взаимопонимания. Наиболее часто эмпаты подрастают в семье, где ребенку в достаточной степени привили чувство заботы, тепла и любви. В более старшем возрасте — подростковом и юношеском — наиболее эффективными методами формирования эмпатии являются социально-психологический тренинг, особенно такая его разновидность, как тренинг межличностной чувствительности, психодрама, ролевая игра, а также чтение определенных литературных произведений.

С целью доказательства эффективности последнего метода в развитии и формировании эмпатии нами было проведено пилотажное исследование с применением метода анкетирования с лицами юношеского возраста. В исследовании участвовали 14 студентов одного из вузов г. Челябинска.

Была составлена анкета, содержащая вопросы открытого типа, в которой основополагающими явились следующие:

1.   Назовите, пожалуйста, литературное произведение, которое произвело на вас наиболее сильное впечатление.

2. Почему данное произведение вас впечатлило?

3. Какие чувства вы испытывали, читая данное произведение?

4. Какие герои произведения вам запомнились больше всего и почему?

«Моя душа «болела» и «плакала», когда я читала роман «Мастер и Маргарита». Я поняла, насколько важны для человека такие книги. Книги, которые «вселяют» нас в своих героев, и мы учимся чувствовать, делать правильный нравственный выбор и понимаем, что смерть лучше, чем бессмертие предателя, обреченного влачить существование в муках совести. Мы убеждаемся во всесилии добра, всепрощения, исцеляющей любви. Нас «протаскивают» через душу, характер героев, через их жизненные проблемы, для того чтобы мы лучше поняли себя».

«Одна из моих любимых книг – это «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Она заставила меня задуматься над многими вещами, почувствовать страдания главного героя романа Родиона Раскольникова, пройти «муки ада» раскаяния за содеянное преступление, понять, что «заблудшие души» спасают такие люди как Соня, добрая, умеющая сопереживать, окружать лаской и заботой, вселять веру и надежду».

«Андрей Соколов из рассказа М. Шолохова «Судьба человека» вошел в мою жизнь однажды и теперь всегда со мной. Я сверяю с ним свои поступки и мысли. Ему выпали такие испытания, что, казалось, обычный человек не выдержит - сломается, душа его превратится в «камень». А он не просто выдержал, а усыновил, спас мальчика».

«Для меня большим душевным потрясением была книга И.А. Гончарова «Обыкновенное чудо». Я полностью проникла во внутренний мир главного героя и ощутила описанную ситуацию на себе. В романе показаны два абсолютно непохожих мира: деревни и города. В деревушке «Грачи» царит любовь и покой, люди не думают о завтрашнем дне, все идет своим чередом. Главный герой Александр Адуев, мечтательный, добрый, наивный парень. Амбиции заставляют его бросить дорогой сердцу дом и уехать в мрачный и неприветливый Питер, где свои правила, законы. Молодой человек становится циничным, черствым. Общество убивает все светлое и чистое. И эта история обыкновенная, типичная для нас. Я не хочу и всем своим существом противлюсь этому».

«Почти у каждого человека есть книга, которая изменила его мировоззрение, заставила переосмыслить отношение к миру, людям, себе через «эмоциональный ожог». Для меня такой книгой сталаи «Три товарища» Э.М. Ремарка. Трогательная, печальная, светлая и чудесная история о настоящих ценностях –      дружбе и любви. Три друга - представители «потерянного поколения», попавшие на войну восемнадцатилетними парнями, сумели сохранить свой внутренний свет, чувство сострадания и верность принципам. Отношения Готтфрида, Отто и Роберта иллюстрируют пример настоящей дружбы, строящейся на верности и преданности друг другу. Любовная линия романа раскрывается через отношения Роберта и Патриции. Любовь к Пат переворачивает жизнь Роберта, она возрождает те чувства, которые, казалось бы, уже никогда не смогут тревожить героя, ведь они давно сгорели в адском пламени войны. Их история – это история чистой и бескорыстной, страстной и нежной любви, полной самопожертвования. Эта книга оставила кровоточащую рану в сердце, я жила их жизнью, радовалась, плакала, переживала, любила…

После прочтения книги приходит понимание того, что самые замечательные человеческие чувства возможно сохранить даже в адских, тяжелейших условиях войны, жизни. Я совершенно по-другому стала относиться к своим близким и родным, поняла, что не стоит распыляться на ссоры и обиды, надо ценить все то, что есть сейчас, надо любить, прощать, помогать своим родным, ведь в какой-то момент мы больше никогда не сможем этого сделать».

«Повесть «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя поразила меня еще в юном возрасте. Эта книга заставила пережить трагедию, сполна почувствовать боль отца, который убивает собственного сына. Восхищает патриотизм героев, мужество, храбрость, верность своим идеалам. Такие произведения вдохновляют, укрепляют дух. Хочется верить, что есть люди, которые живут не только для «себя любимого», а любят свою Родину, народ».

«Есть книги, которые с тобой всю жизнь. Для меня такой книгой стала «Как закалялась сталь». Я «закалялась» вместе с героем, стискивая зубы и сжимая кулаки, превозмогая нечеловеческую боль, для того чтобы быть человеком, любить свою Родину. Он мне помогал, шел впереди меня».

«Испытываю некий стыд, что прочитала повесть «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери в довольно-таки сознательном возрасте. Главный герой с волосами цвета пшеницы Маленький принц знает больше, чем кто-либо другой, он видит сердцем и судит душой. От такого откровения «мурашки бегут по коже». Каждый читатель переживает с героем сложности и ставит себя на его место, вспоминая свои порой ошибочные решения. Автор обнажает человеческие пороки: зависть, жадность, тщеславие, равнодушие и показывает ценности: дружбу, любовь, доброту, милосердие, заботу. Читая книгу, я плакала, но это слезы очищения. Эта книга делает нас лучше, мы смотрим на мир другими глазами».

«Мартин Иден» Джека Лондона – одна из немногих книг, которая потрясла меня. До сих пор главный герой восхищает, в его переживаниях я нахожу свои, его стремления, умозаключения близки моим».

«В моей душе все переворачивалось, когда я читала «Тихий Дон» М. Шолохова. Я рыдала над судьбой Аксиньи Астаховой, переживала вместе с ней трудности, испытания, мечтала о любви, нежности и верности, постепенно осознавая «женское счастье».

«Любимая книга, книга-наставник, книга-друг – так я могу сказать о книге Колин Маккалоу

«Поющие в терновнике». Романтическая сага о трех поколениях семьи австралийских тружеников, о людях, трудно ищущих свое счастье. Этот роман – прежде всего – подлинный гимн великой любви, во всех ее проявлениях: любви к Родине, земле, любви к детям, родителям, любви к Богу... и вечной любви мужчины и женщины».

«Каждая история Стивена Кинга, прочитанная мною, оставляет свой эмоциональный след в душе.

«Девочка, которая любит Тома Гордона» – книга, которая перевернула мое сознание, увела от страхов, дала возможность поверить в себя. Заблудившись в лесу, маленькая, хрупкая девочка победила, выбралась самостоятельно, устояв перед всеми страхами. Значит, и я все преодолею и многое смогу. На мир я стала смотреть широко открытыми глазами, без страха, с верой в свои силы».

Таким образом, в каждом наборе ответов на вопросы предложенной анкеты прослеживается сочувствие героям, переживание вместе с ними всей гаммы человеческих чувств, следовательно, мы можем констатировать, что чтение определенных литературных произведений является достаточно эффективным методом формирования и развития эмпатии.