Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Елабуга
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Для современной России сегодня характерны преобразования во всех сферах общественной жизни, демократизация и гуманизация общества. Это не могло не сказаться на системе высшего образования и потребовала от высшей школы, как общественного института, осуществления своих внутренних преобразований.

Принцип гуманизации образования выражается в предоставлении вузами таких условий, которые обеспечивают развитие индивидуальности во всех проявлениях личности: как субъекта труда, как субъекта познания и как субъекта общения. Для осуществления этой цели требуются высокий профессионализм, глубокие знания педагогики и психологии и новые подходы к обучению.

Одним из таких подходов является гендерный подход. Проблема гендера в образовании возникла из более глубокого понимания роли личности и ее качеств в развитии способностей. Исследовались роли, личностные качества, предписываемые обществом женщинам и мужчинам, культурные ценности и символы, позволяющие выстраивать традиционную гендерную асимметрию.

Для нашей страны характерен тот факт, что одинаковой карьеры в профессии не обеспечивают даже равные стартовые позиции мужчин и женщин после окончания вуза: мужчины делают карьеру значительно быстрее.

При этом, по данным Росстата женщины в России составляют 54% населения [5.]. Из этого следует, что женщины – это крупная социальная общность, которая владеет разнообразными ролевыми функциями, имеет особые психические свойства и особый социальный статус. Образование – это главный фундамент, на котором строится их карьера.

По проведенной в конце 20 века микропереписи населения, уровень образования мужчин был значительно выше, чем уровень образования женщин. Но исследования последних десятилетий показывают, что гендерный разрыв в уровне образования значительно сократился (Табл.1)[6].

Таблица 1 Численность и структура занятых в экономике мужчин и женщин с высшим (включая послевузовское) образованием в 2000-2012 годах

Годы/Пол

Численность занятых

мужчин и женщин (тыс. чел.)

В том числе с высшим

образованием (тыс. чел)

Проценты

Мужчины

2000

33754

6738

20,0

2005

34710

7747

22,3

2006

34996

8212

23,5

2007

35704

8983

25,2

2008

35869

9051

25,2

2010

355000

9105

25,6

2011

36032

10613

26,3

2012

36470

10927

26,7

Женщины

2000

31519

7426

23,6

2005

33893

9210

27,2

2006

34161

9521

27,2

2007

35110

10694

30,5

2008

34734

10655

30,7

2009

34226

10705

31,3

2010

34304

11060

32,2

2011

34824

11766

33,5

2012

35075

12345

32,4




По данным Табл.1 наблюдается прирост доли дипломированных работников в российской экономике с 2000 до 2012 г.г. В 2000 году среди них лишь каждый пятый мужчина имел диплом о высшем образовании (20,0%). В 2012 году – уже почти каждый четвертый (26,7%). Рост доли дипломированных женщин вырос еще больше и к 2012 году уже практически каждая третья женщина (32,4%) имела высшее (включая послевузовское) образование. Численность высокообразованных мужчин с 2000 по 2012 год выросла с 6,7 до 10, 9 млн. человек, или на 62, 7%, а количество женщин – с 7,4 до 12,3 млн. человек, то есть на 66,2%. Эти цифры указывают на опережающий темп прироста численности женщин с высшим образованием по сравнению с мужчинами. Это обусловлено, прежде всего, экономическими причинами. В советское время была прямая зависимость между уровнем образования женщин и уровнем оплаты их труда. У мужчин такая зависимость не была четко выражена. И раньше, и сейчас, выпускник средней школы, работающий, к примеру, в шахте, может иметь заработную плату выше, чем молодой человек с университетским дипломом. Налицо отсутствие экономических стимулов к повышению образования у мужчин и их отставание (в среднем) от уровня профессионального образования у женщин.

Если же рассматривать систему высшего образования, то можно отметить, что организация вузов отражает гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин, гендерную стратификацию педагогической профессии, гендерную асимметрию педагогических кадров и обучающихся студентов [7]

Для современной отечественной высшей школы характерно наличие довольно многочисленной группы преподавателей – женщин. При этом, сегодня не существует научно разработанной и обоснованной методики для определения оптимальной половозрастной структуры научных и учебных подразделений, которая обеспечила бы максимально эффективный процесс обучения, воспитания и приобщения студенческой молодежи к научной работе.

При достаточно большом количестве женщин – преподавателей вуза, мы все же можем говорить о наличии гендерной ассиметрии, выражающейся в недостаточном количестве женщин - профессоров, женщин - руководителей научных и учебных подразделений. Это можно объяснить такими явлениями российской действительности, как, существующие до сих пор, патриархальные традиции общества, двойная занятость женщин, т.е. работа и семья.

Проведенные в 2012 году исследования показали, что количество женщин, работающих в системе высшей школы составляет 62%. При этом, ректоров вузов – всего 11%, а заведующих кафедр – 39% (Табл.2)[3, с. 86].

   

   Таблица 2

Распределение по полу персонала вузов

     

Занимаемые

должности

1999-

Ж

2000у.г.

М

2005 –

Ж

2006у.г.

М

2009-

Ж

2010у.г.

М

2011-

Ж

2012у.г.

М

Численность

работников (в %)

 

48

 

52

 

53

 

47

 

55

 

45

 

62

 

38

ректоры

5

95

8

92

9

91

11

89

Проректоры,

директоры филиалов

 

16

 

84

 

26

 

74

 

29

 

71

 

30

 

70

Деканы

факультетов

 

22

 

78

 

34

 

66

 

37

 

63

 

39

 

61

Зав. кафедрами

26

74

33

67

37

63

39

61

 

Данные в Табл.2 указывают на прирост доли женщин за период с 1999 г. по 2012 г. на всех должностях внутривузовского управления. Более значительные изменения наблюдаются на должностях деканов факультетов (17%), проректоров и директоров филиалов (14%). На должностях заведующих кафедрами прирост доли женщин составил 13 %, на ректорских должностях – 6 %.Это цифры говорят о гендерной ассиметрии в системе внутривузовского управления. Чем выше должность, тем меньше женщин представлено в руководстве высшими учебными заведениями. Ситуация в  высшей школе отражает гендерную стратификацию общества в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин [4].

Исследования гендерного аспекта в системе образования выявили, что наиболее гендерно-симметричными являются должности доцента, но при этом все же российское образование носит абсолютно феминный характер. Удельный вес женщин в этой сфере в 1,6 раза больше, чем удельный вес женщин, занятых в экономике в целом.

Например, ассистенты и преподаватели в российском образовании составляют 67%; старшие преподаватели – 71%.

Однако, преобладание мужчин в управлении вузами является неоспоримым фактом. Это можно объяснить, в первую очередь, тем, что у них имеется больше времени и возможностей для карьерного роста. Второй причиной можно считать наличие определенных социокультурных традиций, сложившихся в нашей стране. Третья, немаловажная причина такой сложившейся практики, на наш взгляд, является наличие неких внутренних барьеров у самих женщин, например, собственная убежденность в том, что семья первична – карьера вторична или же сомнения в том, справится ли она с такой важной сферой как высшее образование.

Однако, по-настоящему успешными становятся лишь те женщины, которые готовы преодолевать всевозможные препятствия и сложности и способны «держать удар» [1]. При этом всегда нужно помнить, что когда разговор идет о науке и об образовании, нельзя рассматривать мужчину и женщину как соперников. И те, и другие делают одно и то же дело. Если учитывать и правильно использовать их гендерные особенности, то образование смогло бы еще больше обогатиться и выйти на новый виток развития.

 

Список литературы

1.      Женская доля – 9 %. Что мешает прекрасному полу использовать свой карьерный потенциал // Российская Бизнес-газета. – 2010. – № 769. – 28 сент. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2010/09/28/biznes-ledi.html

2.      Женщины и мужчины России : 2012 : стат. сб. /Росстат. – М., 2012. – 299 с.

3.      Макарова  С.Н.  Женщины  –  руководители  в  системе  внутривузовского  управления:  проблемный аспект/С.Н. Макарова. //Вестник ВГУ. – №1. – С.85-89

4.      Мартынова Т.Н. Гендерные проблемы высшегообразования / Т.Н. Мартынова // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 1. – С. 27–30. – Режим доступа: www.rae.ru/fs/section=content&op=showarticle&articleid=5609

5.      Россия в цифрах: краткий статистический сборник/ Росстат. – М, 2013. – 573 с

6.      Труд и занятость в России -2011 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b11_36/IssWWW.exe/Stg/d1/01-20.htm.

7.      Ярская-Смирнова Е.Р. Неравенство или мультикультурализм // Высшее образование в России. № 4, 2001. - С.102-110.