Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА БОЛЕЗНЬ ПАЦИЕНТОВ С ТЕРМИЧЕСКОЙ ТРАВМОЙ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Исследования последних лет показывают, что проблема ожогового травматизма и его профилактика по своему социальному значению является особо важной для общества. Авторы, изучающие ожоговую болезнь, указывают на рост этого вида травм (Дмитриев Г.И. с соавт., 2002; Meyers-Peal R. et al., 2000). Термическая травма (ТТ) – это тяжелый стресс, как для пострадавшего, так и его близких родственников, так как ожоги представляют значительную угрозу жизни и здоровью пациента, а их лечение является длительным и болезненным. Ожоговая болезнь, вызванная термическим поражением кожи, может негативно повлиять на эмоционально-личностное благополучие, если своевременно не создать условия для психологического восстановления (Лафи С.Г., 1993; Зборовский A.M., 2002; Брычева Н.В., 2005).

Цель исследования – изучение эмоционально-личностных особенностей посттравматического стрессового расстройства у людей, получивших термическую травму.

В обследовании приняли участие 41 человек 20-52 лет с термической травмой ожогового отделения ФГБУ

«ПФМИЦ» Минздрава России, среди которых мужчин 38 человек в возрасте 20-52 лет и 3 женщины с возрастом 25, 37 и 51 год. Контрольную группу составили 23 здоровых человека 23-42 лет.

Для анализа первичных данных (медицинских, биографических, психологических) о людях, получивших термическую травму и находящихся на лечении в стационаре, использовали медицинскую документацию, направленную на сбор сведений о диагнозе, плане лечения, течении болезни и прогнозе заболевания, а также психофизическом состоянии пациентов. Для изучения эмоционально-личностной сферы больных с ожогом были использованы следующие методики: шкала самооценки тревожности Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. Зунга (адаптация Т.И. Балашовой), модифицированный восьмицветный тест Люшера, методика Е.П. Ильина, Е.К. Фещенко для самооценки терпеливости, методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (Практикум…, 2002). Статистическую обработку результатов проводили с помощью программ Microsoft Exсel и STATISTICA.

При организации исследования нами учитывались периоды ожоговой болезни (острый, промежуточный и восстановительный) и тяжесть полученной травмы (площадь поражения не менее 10% поверхности тела в сочетании со ΙΙ – ΙΙΙ А, Б степенью глубины поражения тканей кожи).

Анализ медицинских карт свидетельствует, что наибольший процент травматизации людей с термической травмой происходил на производстве (53,7% испытуемых). Второе место по частоте получения ТТ занимает травма в быту (36,5% пострадавших). К третьей группе причин, повлекших за собой ожог, относятся травмы при дорожно-транспортных происшествиях (9,8% испытуемых).

Среди больных с термическим поражением преобладают пострадавшие с электроожогом (31,7%); с ожогом пламенем в эксперименте приняло участие 26,8%; химический и термический ожоги наблюдались у 17,1% пострадавших; контактный термический ожог – у 14,6% пациентов; ожог кипятком – у 7,3% больных; обморожение – у 2,4% пострадавших.

Проведенное исследование показало, что большая часть (41,50%) пациентов с ТТ не имели в момент исследования сниженного настроения. Однако у 36,60% обследованных отмечалось незначительное, но отчетливо выраженное снижение настроения, из чего делался вывод о наличии легкой депрессии. Значительное снижение настроения и как следствие субдепрессивное состояние обнаружено у 17,10% больных с термической травмой. Истинное депрессивное состояние выявлено у 4,90% пациентов.

У пациентов с ТТ показатель депрессии выше, чем у здоровых людей на 31%, свидетельствуя о явно выраженном снижении настроения.

Полученные данные показали,  что 4,90% обследованных с ТТ не  испытывали особой тревоги. Преобладающее большинство (51,20%) пострадавших от термической травмы имело умеренную тревожность. В то же время у значительного количества (43,90%) больных наблюдалась высокая тревожность. Выявлено, что средние значения показателя ситуативной тревожности у пациентов с термической травмой по сравнению со здоровыми людьми выше на 85% (при уровне значимости p≤0,000). Вероятно, это связано не только с последствиями травматического стресса, вызывающего чувство беспомощности и страха, но и с формированием нового «Я» - концепции индивида.

У 43,9% пациентов с ТТ преобладает средний уровень терпеливости, что позволяет испытуемым легче адаптироваться к сложившейся ситуации. При этом высок процент (31,7%) больных с низким уровнем терпеливости, что может затруднить процесс выздоровления и адаптации их в социуме. 24,39% больных с ТТ обладали высоким уровнем терпеливости. Средние значения показателя терпеливости у пациентов с ТТ на 25% ниже, чем у здоровых людей (на уровне значимости p≤0,000).

Исследование уровней разных аспектов социально-психологической адаптации у больных с термической травмой показало, что в большинстве случаев (61,5%) преобладает средний уровень социально-психологической адаптации по таким аспектам как адаптивность и дезадаптивность в сложившейся травматической ситуации, самоприятие себя и других, эмоциональный комфорт, внешний контроль и уход от решения проблем (эскапизм). По таким показателям социально-психологической адаптации как неприятие себя, эмоциональный дискомфорт, доминирование и ведомость отмечен высокий уровень их проявления.

Сравнивая средние показатели по всем аспектам социально-психологической адаптации в группе здоровых людей и больных с термической травмой, выявлены статистически значимые различия между этими группами по таким показателям как адаптивность, приятие себя и других, неприятие себя и других, эмоциональный комфорт и дискомфорт, внутренний и внешний контроль, ведомость и эскапизм.

Сравнивая средние значения, видно, что при термической травме по сравнению со здоровыми людьми ниже: адаптивность на 21% (при уровне значимости p≤0,000), самоприятие себя и других ниже соответственно на 25% и 14% (p≤0,000 и p≤0,010), эмоциональный комфорт – на 31% (p≤0,000), внутренний и внешний контроль – на 24% и 14% соответственно (p≤0,000; p ≤0,051), уход от проблем – на 25% (при уровне значимости p≤0,000). Однако, в группе больных с термической травмой по сравнению со здоровыми людьми средние значения показателя неприятия себя и других выше на 32% и 28% соответственно (при p≤0,000 и p≤0,000), эмоциональный дискомфорт выше на 42% (при p≤0,000), ведомость выше на 31% (при p≤0,000).

Показано, что при термической травме у большинства обследованных самооценка по таким параметрам как ум, авторитет, умелые руки, внешность и уверенность в себе находится на низком уровне, что может свидетельствовать о крайнем неблагополучии в развитии личности.

Использование теста Люшера помогло выявить направленность испытуемых на определенную деятельность, их настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Как показали полученные данные пациенты с термической травмой отдают предпочтение желтому цвету (22,5%), фиолетовому (18,7%), темно-синему (17,5%) и сине-зеленому (16,3%). Предпочтение желтого говорит о надежде или ожидании благополучия в будущем. Преобладание желтого цвета в роли компенсирующего (50%) выявляет нетерпеливость и беспокойство у больных с термической травмой. Наличие основных цветов далее пятой позиции свидетельствует о наличии источников стресса и тревоги, проявляющихся при термической травме в 68,3% случаев. Компенсация тревоги за счет дополнительных цветов (32%) может служить признаком негативного состояния пациентов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Таким образом, для пациентов с ожогом характерна умеренная тревожность, повышение которой связано в первую очередь с внешними изменениями, негативное самоотношение, подавленность, плаксивость, обидчивость, неуверенность в себе, подозрительность и замкнутость.

 

Список литературы

1.      Брычева Н.В. Психологическая дезадаптация при ожоговой травме у детей и подростков и пути ее коррекции: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. – СПб., 2005. –21 с.

2.      Дмитриев Г.И., Зольцев Ю.К., Дмитриев Д.Г. и др. Хирургическая реабилитация больных с последствиями ожогов // Матералы международной конференции «Актуальные проблемы термической травмы». – С.Петербург, 2002. – С.419-421.

3.      Зборовский A.M. Психические расстройства при ожоговой травме в результате техногенных аварий и их коррекция //Актуальные проблемы термической травмы: Материалы междунар. конф., посвящ. 70-летию НИИ скорой помощи им. И.И. Джанелидзе и 55-летию ожог. центра. – СПб.,2002. – С. 147 – 149.

4.      Лафи С.Г. Психологические особенности травматического стресса при ожоговой болезни: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М. – 1993. – 22 с. 4.

5.      Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002. – 624с.

6.      Meyers-Peal R., Blakeney P., Robert R., Murphy L., Chinkes D., Meyer W., Desai M., Herndon D. Physical and psychologic rehabilitation outcomes for pediatric patients who suffer 80% or more TBSA, 70% or more third degree berns // Journal of burn care & rehabilitation. 2000. V.21. №1. Part 1. P.43-49.