Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИССЛЕДОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ ВЛИЯНИЯ МУЗЫКИ НА ЧЕЛОВЕКА

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В настоящее время вопросы развития человека все чаще рассматриваются во взаимосвязи с положительным влиянием музыки на его духовное, психическое и физиологическое состояние.

Вопросами о положительном влиянии музыки на человека занимались ученые многих эпох. Всех ученых, что видят пользу в музыке можно разделить на три группы: первая - это те, кто считают, что ведущая роль заключается в духовном развитии человека (Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М. Румер, Н. Доломанова, В. Шацкая, Н. Брюсова, Б.В. Асафьев, В. Вюнш, Н.В. Маляренко, М. Лазарев и др.); ко второй группе относятся ученые, которые считают, что музыка призвана обеспечивать психическое здоровье человека (З. Фрейд, О.Ранк, М. Румер, В. Шацкая, И.М. Трахтенберг, С.М. Рашман, Н.В. Шутова, Л.Н. Трегубова, В.П. Петрушина, Э.В. Вебер, Е.В. Беляков, О.Е. Дрень и др.); третья группа ученых пришли к выводу, что музыка имеет большую значимость для физического развития человека (Дон Кэмбелл, А.С. Догель, П.Н. Анохин, П. Павлов, В.М. Бехтерев, Ф. Раушер, Г. Шоу и др).

И, несмотря на то, что накоплен значительный объем как теоретических знаний, так и результатов практических исследований в области влияния музыки на здоровье человечества, мы не может утверждать, что ее применение с целью изменения состояния человека в трех вышеназванных аспектах имеет высокую востребованность в современном мире. Данному исходу событий способствует факт того, что потенциал музыки не осознан до конца, для чего требуется понимание основных механизмов ее воздействия на живой организм.

Целью нашей работы является раскрытие механизмов воздействия музыки на состояние человека.

Прежде, чем непосредственно переходить к рассмотрению механизмов воздействия изучаемого объекта, необходимо пояснить, что мы понимаем под музыкой.

Музыка - это вид искусства, в котором художественные образы передаются при помощи особой организации звуков и тишины. Исходя из этого определения, так как звук является минимальной единицей музыки, мы будем рассматривать именно его.

В широком смысле, звук - это упругие волны, распространяющиеся в среде и создающие в ней механические колебания; в узком смысле - субъективное восприятие этих колебаний специальным органом чувств человека, а также животных.

Всякое колебание связано с нарушением равновесного состояния системы и выражается в отклонении еѐ характеристик от равновесных значений.

Одним из свойств живого вещества является раздражимость. Раздражителем живой клетки или организма может оказаться любое изменение внешней среды или внутреннего состояния организма, если оно достаточно велико, возникло достаточно быстро, и продолжается достаточно долго.

Музыка является внешним раздражителем с неадекватным физиологическим значением, так как организм человека не приспособлен к ее влиянию на его структуры и функции. Исходя из того, что музыка влияет на организм, значит в нем должны быть структуры способные к осуществлению быстрых реакций на раздражение, а именно обладающие возбудимостью. Возбудимость - это свойство клеточной мембраны отвечать на действие раздражающего (возбуждающего) фактора изменением проницаемости и своего электрического состояния. Таким свойством обладают клетки нервной, мышечной и железистой тканей.

Из физиологии центральной нервной системы, мы можем узнать о таких явлениях как потенциал покоя и потенциал действия.

Потенциал покоя, или мембранный потенциал, - это разность потенциала между наружной поверхностью клетки и ее протоплазмой в состоянии покоя, причем поверхность клетки заряжена электроположительно по отношению к протоплазме.

Потенциал действия - это быстрое колебание потенциала покоя в момент возникновения на участке нервного или мышечного волокна возбуждения под воздействием на него достаточно сильного раздражителя.

В потенциале действия принято различать его пик и следовые потенциалы. Пик потенциала действия имеет восходящую и нисходящую фазы. Восходящая фаза характеризуется изменением исходной поляризации мембраны и называется фазой деполяризации. Нисходящая фаза характеризуется восстановлением исходной поляризации мембраны и называется фазой реполяризации. Как правило последняя фаза по времени длится дольше.

Кроме пика, в потенциале действия различают два следовых потенциала - следовой деполяризации (следовой отрицательный потенциал) и следовую гиперполяризацию (следовой положительный потенциал).

Почему возникает потенциал действия? При действии на клетку раздражителя проницаемость мембраны для ионов Na+ резко повышается, и в конечном итоге становится примерно в 20 раз больше проницаемости для K+. Поэтому поток ионов Na+ в клетку начинает значительно превышать направленный наружу поток K+. Одновременно несколько уменьшается выход K+ из клетки. Все это приводит к извращению (реверсии) мембранного потенциала, и наружная поверхность мембраны становится заряженной электроотрицательно по отношению к внутренней поверхности. Указанный сдвиг и регистрируется в виде восходящей ветви пика потенциала действия (фаза деполяризации). Таким образом, причиной возникновения потенциала действия является изменение ионной проницаемости мембраны.

Почему возможно стабилизация состояния клетки? Фаза деполяризации сменяется так называемой натриевой инактивацией. Натриевая инактивация - это процесс кратковременного открытия Na+-каналов с последующей ее заменой на открытие Na+-пор с помощью H-ворот, в результате чего прекращается поток Na в клетку. Этот процесс одновременно сопровождается увеличением K-проницаемости, за счет которой происходит усиленный выход положительных ионов K+ из протоплазмы во внешний раствор. В итоге этих двух процессов происходит восстановление поляризованного состояния мембраны (реполяризация), и наружная ее поверхность вновь приобретает положительных заряд.

Скорость, с которой происходит деполяризация мембраны, зависит от силы раздражающего тока. При слабой силе деполяризация развивается медленно, и поэтому для возникновения потенциала действия такой стимул должен иметь большую длительность. Но, если мы будем наблюдать кратковременные раздражения возбуждение не возникнет, как бы ни была велика сила раздражения.

Таким образом, главным условием возникновения возбуждения является достижение мембранного потенциала критического уровня деполяризации. Чем меньше разность между мембранным потенциалом и потенциалом действия, тем меньшую силу нужно приложить к клетке, чтобы сдвинуть мембранный потенциал до критического уровня, и, следовательно, тем больше возбудимость клетки. При длительном действии раздражителя эти электротонические изменения возбудимости извращаются, то есть разность потенциалом может либо сближаться, либо отдалятся друг от друга.

Ранее в работе обсуждалось,  что определенные  составляющие музыки могут содержать в себе информацию, которая обходит сознание человека и попадает сразу в бессознательное. Это можно объяснить некоторыми свойствами нервных центров нашего организма. Например, таким свойством является утомление нервных центров. Утомление нервного центра проявляется в постепенном снижении и в конечном итоге полном прекращении рефлекторного ответа при продолжительном раздражении афферентных нервных волокон. Утомление нервных центров связано прежде всего с нарушением передачи возбуждения в межнейронных синапсах. Такое нарушение зависит от уменьшения запасов синтезированного медиатора, уменьшением чувствительности к медиатору постсинаптической мембраны, уменьшением энергетических ресурсов нервной клетки. Таким образом, информационная накладка, которую содержит в себе музыка на не слышимых диапазонах легко может обойти сознательную цензуру и попасть в бессознательное. Учитывая то, что число афферентных нейронов и так преобладает над эфферентными, можно сказать, что информационная накладка будет очень велика и сознание с этим не справится точно.

Подводя итог вышесказанному, мы можем сказать, что музыка имеет вполне объяснимые механизмы воздействия. Так же стоит помнить, что она воспринимается не только.


Рис.1. Схема механизмов возникновения мембранного потенциала в покое (А) и потенциала действия при возбуждении (В) [16]


Анализ психолого-педагогической, методической, социологической и медицинской литературы показал, что музыка имеет огромное влияние на жизнь человека.

И, если мы говорим о том, что ее потенциал во многом скрыт от нас, то эти слова носят прямой смысл, так как она состоит из некоторого числа диапазонов, каждый из которых влечет за собой ряд как положительных, так и отрицательных последствий.

Говоря о том, что музыка воздействует на человека, мы подразумеваем наличие в ней конкретных механизмов действия. При определенных параметрах она является эффективным раздражителем как организма в целом, так и его различных систем в частности, и это, безусловно, влечет за собой нескрываемые последствия для человека.



Список литературы

1.      Глазунова, Л.И., Поддубная О.А. Музыкальная психотерапия: педагогический аспект      // Интеграция образования, 2006. – №2. 144-148 с.

2.      Глазунова, Л.И., Поддубная О.А. Модель музыкально-психотерапевтического занятия // Интеграция образования, 2007. – №1. 67-73 с.

3.      Глазунова, Л.И. Музыка как средство психоэмоциональной коррекции педагога //Интеграция образования, 2004. – №1. 143-148 с.

4.      Деревянченко, К.И. О некоторых аспектах преподавания музыки в США // Альманах: Пространство и время, 2013. Т.2.– №1. 1-3 с.

5.      Дуборызова, Г.Н. Проблемы музыкального воспитания в педагогических работах 20-х годов // Вестник Адыгейского государственного университета, 2007. – №3.

6.      Зайцев, Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика, 2003. -№1. 21-30 с.

7.      Захарюта, Н.В. Возможности и пути развития творческого потенциала личности детей дошкольного возраста // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология, 2009.– №4. 1-9 с.

8.      Зимина, А.Н. основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста // М.: ВЛА-ДОС, 2000.

9.      Измайлов, Ч.А. Соотношение звуков с базовыми эмоциями // Психологический журнал, 2006. Т.27. – №4.59-66 с.

10.   Маляренко Г. Музыка и мозг ребенка // Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. 94 с.

11.   Панюшева, Т.Д. Музыка и функциональная пластичность мозга в слуховой сфере: потенциал для восстановительного обучения //472-477 с.

12.   Петрушин, В.И. Моделирование эмоций средствами музыки // Вопросы психологии, 1988. №5. 141-145 с.

13.   Привес, М.Г. Анатомия человека  // Учебная  литература  для студентов медицинских институтов,  под редакцией М.Г. Привеса. Москва «Медицина», 1985. 671 с.

14.   Радченко, Г.С. Психофизиологический анализ влияния типа вегетативной регуляции на результат прослушивания музыкального произведения // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. Рос. акад. наук. Ин-т психологии, Моск. гор. психолого- пед. ун-т; Рос. акад. наук. Ин-т психологии, Моск. гор. психолого-пед. ун-т. Москва: Изд-во Ин-та психологии РАН, 2010. 864–868 с.

15.   Савельев, В.В. Восприятие эмоционального компонента музыкального лада //Психология, 2012. №6. 107- 117 с.

16.   Савченко, Ю.И. Физиология центральной нервной системы и принципы регуляции физиологических функция (курс лекций для студентов психологов). Учебное пособие // Изд. КрасГМУ. Красноярск, 2000. 200с.

17.   Саранин, В.П. Музыка и здоровье // Журнал. 1-8 с.

18.   Gaser Ch., Schlaug G. Brain structures differ between musicians and non-musicians // The journal of Neuroscience, 2003. October 8. С. 9240–9245.

19.   Ho Yim-Chi, Cheung Mei-Chun, Chan A. S. Music training improves verbal but not visual memory: cross-sectional and longitudinal explorations in children // Neuropsychology, 2003. Vol. 17. N 3. 439–450 p.

20.   Norman M. Weinberger. What is the secret of the mesmerizing power of music? // Neuroscience, 2005. № 2.February.

21.   Sacks O. Musicophilia. Tale of music and the brain, PICADOR, 2007. 381 р.