Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЭСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ: ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
19 февраля 2016г.

Обеспечение психологической безопасности личности включает в себя систему психологических, методов, техник и приемов, направленных на повышение объективной и субъективной психологической защищенности личности в ситуациях, который являются угрожающими жизни, здоровью и психосоматическому благополучию. Особенно актуальной  потребность в психологической  безопасности становится для людей, пострадавших  в экстремальных ситуациях, что обусловлено тем, что «с каждым годом увеличивается количество людей, переживших стихийное бедствие, техногенную аварию или катастрофу» [4, С. 163]. Современный социокультурный прогресс и улучшение качества жизни населения неизбежно сопровождается увеличением риска возникновения масштабных катастроф, аварий, бедствий. Это приводит к увеличению востребованности специалистов, участвующих в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций – спасателей, медиков, психологов и т.д.

Конечно, на основе одних только рекомендаций нельзя сделать свою жизнь безопасной, но психологические рекомендации по части помощи и самопомощи в экстремальных ситуациях хороши как варианты действия, как информация к сведению. Ведь примерно в половине случаев люди могли бы уберечься, пользуясь самыми простыми знаниями и не делая простейших ошибок. Личный иммунитет безопасности держится на конкретных знаниях, на чувстве меры и на понимании общей логики безопасности. Известный путешественник и специалист по выживанию человека Яцек Палкевич сформулировал ее следующим образом [1, С. 6]:

1.   Предвидеть опасность.

2.   По возможности избегать ее.

3.   При необходимости – точно действовать.

Но прежде чем перейти непосредственно к рассмотрению конкретных рекомендаций, следует четко различать понятия: «кризисная», «чрезвычайная» и «экстремальная» ситуации [3, С. 105 – 113].

Критическая ситуация – это нарушение относительно устойчивого динамического равновесия внешних и

внутренних условий бытия человека при резких изменениях внешних условий жизни, которое создает угрозу существованию человека и удовлетворению его основных жизненных потребностей, приводит к «разрывам ло- гики жизни».

Чрезвычайная ситуация – внезапно возникающие исключительные события в жизни общества (природные бедствия, эпидемии, технологические аварии, катастрофы, войны, социальные потрясения), в результате которых внезапно погибает или травмируется большое количество людей.

Экстремальная ситуация – ситуация, выходящая за рамки нормального человеческого опыта, в которой источником травматизации выступает другой человек (нападение на улице, сексуальное насилие, локальные войны, террористические акты).

К основным особенностям экстремальных ситуаций можно отнести следующие:

1)    обычный уклад жизни разрушается, человек вынужден приспосабливаться к новым условиям;

2)     жизнь делится на «жизнь до события» и «жизнь после события»; часто можно услышать: «Это было еще до аварии» (болезни, переезда и т. д.);

3)    человек, попавший в такую ситуацию, находится в особом состоянии и нуждается в психологической помощи и поддержке;

4)    большинство реакций, возникающих у человека, можно охарактеризовать как нормальные реакции на ненормальную ситуацию.

Экстремальная ситуация и чрезвычайная не являются синонимичными понятиями. Когда мы говорим об экстремальной, то имеем в виду скорее отношение человека к событию. Когда мы говорим о ситуации чрезвычайной, речь идет об объективно сложившейся обстановке. Ответственность за организацию и оказание помощи людям, попавшим в чрезвычайную ситуацию, несет на себе государство, создавая специальные службы: спасательные, пожарные, медицинские.

Экстремальные ситуации могут классифицироваться по следующим признакам [3, С. 109]:

· по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые);

· по скорости распространения: могут быть взрывными, стремительными, быстро распространяющимися, умеренными, плавными;

· по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные;

· по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение;

· по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные).

Однако для нас наибольший интерес представляет классификация экстремальных ситуаций по источнику происхождения. По данному критерию они подразделяются на [3, С. 110]:

· экстремальные ситуации техногенного характера (аварии, катастрофы, пожары, взрывы и т.п.)

· экстремальные ситуации природного происхождения (геофизические, геологические, метеорологические, агрометеорологические, опасные морские гидрологические явления, природные пожары и.т.п.);

· экстремальные ситуации биолого-социального характера (голод, терроризм, общественные беспорядки, алкоголизм, наркомания, токсикомания, различные акты насилия и.т.п.).

Хотя, конечно, и данная классификация условна, поскольку причины всех этих аварий тесно взаимосвязаны.

Следует отметить, что в России оказание психологической помощи людям, пострадавшим в чрезвычайных

ситуациях как новое направление деятельности психологов стало развиваться лишь в конце 1990-х годов. В тот период, в связи с изменением политической системы, демократизацией общества, эти вопросы приобрели государственное значение. Центр экстренной психологической помощи МЧС России стал одним их первых подразделений в силовых ведомствах, в задачи которого входило оказание экстренной психологической помощи пострадавшим [4, С. 162]. А о необходимости разработки особых форм экстренной, незамедлительной, кратковременной помощи говорили еще в годы Первой мировой войны. В то время основная задача психиатров, работавших в прифронтовых госпиталях, заключалась в возвращении солдат и офицеров в строй. Систематизируя и анализируя опыт психологов, работающих в экстремальных ситуациях, была введена классификация групп пострадавших [4, С. 163]:

1)    непосредственно пострадавшие, люди, изолированные в очаге чрезвычайной ситуации;

2)    пострадавшие материально или физически, а также люди, потерявшие своих родных и близких либо не имеющие информации об их судьбе;

3)    очевидцы – люди, проживающие в непосредственной близости от места трагедии;

4)    наблюдатели;

5)   участники ликвидации чрезвычайной ситуации.

Своеобразие условий работы психолога в условиях чрезвычайных ситуаций определяет некую трансформацию профессиональных принципов и этических норм. Тем не менее, при оказании психологической помощи должны быть соблюдены следующие принципы:

1)    Принцип защиты интересов клиента - но в отличие от обычных условий деятельности, с клиентом чаще всего не заключается психотерапевтический договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), т. е. не проговариваются границы работы с проблемой. Это происходит потому, что помощь, как правило, направлена на актуальное состояние клиента. Соответственно, психологическая помощь должна быть направлена именно на работу с возникающими мыслями и чувствами «здесь и сейчас», на переживание возникших состояний, главным образом на отреагирование, поскольку чаще всего именно оно имеет свойство «застревать» в психике, что является главной причиной возникновения впоследствии посттравматического стрессового расстройства.

2)    Принцип «Не навреди» - этот принцип нужно особенно помнить потому, что в экстремальной ситуации психологическая помощь чаще всего краткосрочна, она направлена на коррекцию актуального состояния, вызванного данной ситуацией. Абсолютно неправильно в данном случае проводить психологическую работу с давними, застарелыми проблемами, даже если они заметны психологу. Дело в том, что в экстремальной ситуации иногда очень ярко обостряется психологическая проблематика, которая в человеке уже есть. Но при этом ввиду краткосрочности помощи над ней работать не только не корректно, но и опасно, поскольку не представляется возможным ее реально проработать – есть риск обострить ее еще больше, вытянув на поверхность психики, но оставить неразрешенной, что может привести к психологическому срыву у человека. Задача психолога в экстремальной ситуации - минимизировать острые проявления стресса через обеспечение его легализованного проживания, отреагирования. В полной мере пережитый стресс, когда в актуальной ситуации эмоции и чувства выплеснуты в условиях принятия и сопереживания – это один из путей минимизации риска возникновения у человека в дальнейшем посттравматического стрессового расстройства. Поэтому именно эта задача является наиглавнейшей при работе психолога в экстремальной ситуации.

3)    Принцип добровольности - помощь специалиста-психолога должна быть в экстремальной ситуации хоть и активной, но не навязчивой; этим она и отличается от обычной психологической помощи, когда психолог ждет, пока клиент сам к нему обратится за помощью. Также помощь психолога в экстремальной ситуации отличается тем, что психолог не может в этой ситуации ждать, когда у клиента созреет конкретный запрос для работы, и даже не может помогать клиенту его сформулировать, как это бывает в психотерапевтической или психокоррекционной работе. В данном случае психолог выступает в роли инициатора психологической помощи, сопровождающего человека через остро переживаемую ситуацию, поскольку ресурсы психики в данном случае у человека чаще всего направлены на переживание актуальной ситуации, а не на ее осмысление. Однако, как и в любом другом случае, психологическая помощь не может быть навязана человеку, иначе она, скорее всего, обратится во вред.

4)    Принцип конфиденциальности – один из ведущих принципов любой психологической помощи, в том числе и в условиях экстремальной ситуации, так как он является составной частью этического кодекса психолога. Но конфиденциальность может быть нарушена в тех случаях, когда психолог получает информацию о том, что действия клиента могут быть опасны для самого клиента или окружающих (например, если психолог, например, узнает о готовящейся попытке самоубийства).

5)      Принцип профессиональной мотивации - в экстремальной ситуации соблюдение его становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что помимо профессиональных мотивов у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные: мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т.д. Важным вопросом также является вопрос позиции самого помогающего психолога –    с одной стороны, психолог должен быть включен в переживания клиента, проявлять эмпатию, сопереживать клиенту в его актуальном состоянии – то есть, он должен быть эмоционально теплым и открытым. С другой стороны, психолог должен дозировать эту включенность и эмоциональность, чтобы оставаться при этом способным трезво оценивать ситуацию, чего лишен в экстремальной ситуации клиент, и предотвратить у себя риск эмоционального выгорания. То есть, специалист-психолог должен выработать у себя эту «золотую середину» и работать с этих позиций.

6)       Принцип профессиональной компетентности - специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующее образование и специальную подготовку для работы в чрезвычайных ситуациях. Молодым, неопытным специалистам рекомендуется оказывать психологическую помощь под непосредственным наблюдением опытных специалистов, поскольку клиент в экстремальной ситуации особенно уязвим, и существует большой риск навредить в данной ситуации. Минимизировать этот риск как раз и помогает работа в парах, когда молодые специалисты имеют возможность непосредственно набираться опыта под наблюдением и в сопровождении уже состоявшихся специалистов.

Наш опыт работы с острым стрессовым расстройством наталкивает на размышление над одним важным вопросом – это целесообразность применения различных психологических техник, направленных на работу с острым стрессом, и их место в работе с актуальным состоянием клиента. Как мы упоминали выше, важнейшей задачей в помощи клиентам с острым стрессовым расстройством является обеспечение проживания ими в полной мере своих нормальных реакций на острый стресс, так называемое отреагирование, и лишь вторичной задачей может являться минимизация или снятие острого стрессового состояния. Соответственно, применение психологических техник может лишь  сопровождать процесс  обеспечения этого комфортного  и безопасного пространства, в котором человек может полностью пережить свое актуального состояния, быть принятым, понятым, услышанным, и лишь потом получить помощь по облегчению, минимизации стрессового состояния, снятию психического напряжения. На наш взгляд, грамотное сопровождение клиента в его переживаниях острого стресса (переживаниях горя, потери, страха, беспомощности и т.д.) приоритетным является именно способность психолога быть вместе с клиентом в этих состояниях. Тогда есть возможность помочь ему прожить полностью эти состояния, выплеснуть все то, что есть в этот актуальный момент внутри, и для этого бытия важен, прежде всего, диалог, через который можно создать это комфортное и безопасное пространство для выражения клиентом своих чувств.

Работу по оказанию экстренной психологической помощи можно условно разделить на три этапа:

1)       подготовительный (его целью является подготовка плана действий по оказанию экстренной психологической помощи);

2)    основной (в нем можно выделить два главных направления деятельности специалистов-психологов: во- первых, помочь специалистам, участвующим в ликвидации последствий; во-вторых, помочь пострадавшим, при этом содержание деятельности специалистов-психологов зависит от специфических характеристик ситуации);

3)     завершающий (это работа специалистов-психологов, направленная на оказание помощи тем лицам, которым это необходимо, в том числе оказание психологической помощи специалистам, участвующим в ликвидации последствий ЧС).

Экстренная психологическая помощь заключается в краткосрочных практических мероприятиях, которые оказываются пострадавшим в экстремальной ситуации или в ближайшее время после нее [2, С. 82]. Сегодня экстренная психологическая помощь представляет собой работу в максимально возможной близости к месту катастрофы и максимально приближенной по времени. Необычность условий определяется четырьмя факторами: наличием психотравмирующего события, фактором времени (короткие сроки), непривычными для работы специалиста-психолога условиями  (как правило,  отсутствие  отдельных  помещений  для работы) и, наконец, большое количество людей в одном месте, нуждающихся в помощи.

Немецкие психологи Б. Гаш и Ф. Ласога  в книге «Первая психологическая помощь при несчастных случаях» разработали 12 правил первой психологической помощи [5]:

1.    В кризисной ситуации пострадавший всегда находится в состоянии психического возбуждения. Это нормально. Оптимальным является средний уровень возбуждения. Нужно сказать пострадавшему, какая помощь будет оказана и как скоро можно ожидать успеха.

2.    Не следует приступать к действиям сразу. Необходимо осмотреться и решать, какая помощь (помимо психологической) требуется, кто из пострадавших в наибольшей степени нуждается в помощи.

3.   Необходимо сказать, кто вы и какие функции выполняете, затем узнать имена нуждающихся в помощи, сказать пострадавшим, что помощь скоро прибудет, что вы об этом позаботились.

4.    Осторожно установить телесный контакт с пострадавшим, взять пострадавшего за руку или похлопать

по плечу. Прикасаться к голове или иным частям тела не рекомендуется.

5.     Никогда не следует обвинять пострадавшего. Лучше рассказать, какие меры требуется принять для оказания помощи в его случае.

6.    Профессиональная компетентность успокаивает. Поэтому можно рассказать о вашей квалификации и опыте.

7.    Необходимо дать пострадавшему поверить в его собственную компетентность: дать ему поручение, с которым он справится.

9.     Рекомендуется сказать, что вы останетесь с пострадавшим. При расставании же нужно найти себе заместителя и проинструктировать его о том, что нужно делать с пострадавшим.

10.    Можно привлечь людей из ближайшего окружения пострадавшего для оказания помощи.

11.       Следует стараться ограждать пострадавшего от излишнего внимания и расспросов. Для этого любопытным нужно поручать конкретные задания.

12.     Если стресс является тем, с чем постоянно работает психолог, то он может негативно сказаться и на нем. Возникающее в ходе такой работы напряжение имеет смысл снимать с помощью релаксационных упражнений.

Таким образом, экстренная психологическая помощь – это система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния человека или группы людей, пострадавших в результате психотравмирующего события. Своевременно оказанная психологическая помощь (на начальных стадиях) снижает риск развития посттравматического стрессового расстройства и может предотвратить запуск развития психических и соматических заболеваний.

 

Список литературы

1.      Гостюшин А.В. Человек в экстремальной ситуации. – М.: Армадапресс, 2001. – 384 с.

2.      Осухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Изд. центр «Академия», 2005. – 288 с.

3.      Руденко А.М. Психологический практикум / А.М. Руденко. – Изд. 2-е, стер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 492 с.

4.      Шойгу Ю.С. Принципы оказания экстренной психологической помощи в условиях чрезвычайных и экстремальных ситуаций // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2010. № 1. С. 162-168.

5.      Lassogga F. Psychische erste Hilfe bei Unfallen. / F. Lassogga, B. Gasch. – Wien: Stumpf und Kossendey, 1997.