Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СПОРТЕ

Авторы:
Город:
Саранск
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Спортивная мотивация является сложным психическим образованием, представляющим собой совокупность устойчивых и  динамических  параметров, направляющих  человеческую активность к достижению поставленных целей. Она занимает ведущее место в структуре человеческой личности сопровождая проявления многих психических процессов, свойств и состояний. Сложность и вариативность мотивационных процессов обуславливается непосредственным влиянием на них индивидуальных и личностных особенностей спортсменов, а также объективных и субъективных характеристик спортивной деятельности.

Принципиальная важность изучения мотивации в спорте выражается в ее непосредственном влиянии на достижение спортивных результатов. По мнению В.А. Зобкова [4], она характеризует готовность к соревновательной деятельности.

По своей природе мотивационные процессы отличаются сложностью и многогранностью. В свою структуру они включают множественные составляющие, детерминирующие поведение человека, как в реализации отдельных действий, так и в многолетней перспективе. Сильная и устойчивая мотивация дает эффективную реализацию собственных возможностей. Она направляет внутренний потенциал спортсмена на максимальную отдачу всех резервов, направленных на достижение намеченного результата.

Становится очевидным, что в ситуациях спортивного противостояния, когда физическая, техническая и тактическая подготовка спортсменов находится на примерно одинаковом уровне, решающим фактором для завоевания победы становится психологическая готовность. Она включает в себя оптимальную выраженность личностных свойств, психических качеств и мотивационных установок спортсмена.

В общетеоретическом контексте под мотивацией мы понимаем «Побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность» [12]. Х. Хекхаузен описывает мотивацию в качестве «обобщающего обозначения многочисленных процессов и явлений, суть которых сводится к тому, что человек выбирает свое поведение, исходя из ожидаемых последствий, и управляет им в аспекте его управления и затрат энергии» [10]. Подобные характеристики справедливы и в отношении объяснения феномена спортивной мотивации.

В    толковом  словаре  спортивных  терминов  понятие     «мотивация»  характеризуется  как  «совокупность мотивов определяющих активность и целенаправленность тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена» [8]. По мнению Г.Д. Бабушкина мотивация в спорте выступает как «сложное состояние личности, возникающее и проявляющееся во взаимодействии субъекта с выбранным видом спорта» [7]. Автор описывает спортивную мотивацию как отношение спортсмена к своей деятельности и её целям [9].

В спортивной деятельности в качестве побуждающих факторов выступают потребности, интересы, цели, стремления, которые должны быть соотнесены с собственными способностями. Отечественный исследователь Р.А. Пилоян [6] считает базовой характеристикой спортивной мотивации соотношение спортсменом своих способностей и возможностей с особенностями предполагаемой деятельности, для достижения максимально возможного результата. В этом случае притязания спортсмена должны быть адекватны уровню подготовки, иначе может возникнуть состояние фрустрации [13]. По наблюдениям Ильина Е.П. [5] завышенные притязания спортсменов ориентированные на признание окружающих, приводят к переоценке собственных возможностей и в связи с этим спортсмены сильно переживают неудачи. Заниженный уровень притязаний характеризуются недооценкой себя, боязнью неудач, недостаточным стремлением к достижению результативности в спорте.

В процессе соотнесения побуждающих факторов спортивной активности с собственными способностями и объективными характеристиками тренировочной и соревновательной деятельности, немаловажную роль приобретают показатели интеллектуального развития спортсмена. На наш взгляд интеллект определяет направляющий и сдерживающий элементы мотивационной активности. Когнитивный компонент в структуре спортивной мотивации способствует целенаправленному соизмерению объективных внешних и субъективных внутренних возможностей спортсмена на пути к достижению результатов [3]. Говоря об адекватности мотивации, адекватной можно считать лишь мотивацию, в которой потребности индивида удовлетворяются в предмете данной деятельности, а не в какой-либо другой. В противном случае следует констатировать то, что человек мотивирован неадекватно [9].

Данные составляющие мотивационного процесса представляют для спортсмена личностную значимость и неразделимы с эмоциональной сферой. В.К. Вилюнас в обобщенном плане характеризует эмоции как субъективную форму проявления мотивации [2]. По мнению В.Г. Асеева именно в пределах эмоциональной значимости развертываются действенные, актуальные мотивационные процессы [1]. Соответственно, чем сильнее эмоциональная значимость для спортсмена определенного события, тем более выраженней становится вероятность успешности предстоящей деятельности.

Указанные компоненты мотивационного процесса будут не полностью реализовывать проявления мотивационной активности в спорте без включения в ее структуру волевых усилий. Выраженность волевых качеств личности в спорте приобретает принципиальную значимость. Проявление спортсменом волевых качеств актуально на всех этапах тренировочной деятельности требующей не только направления тренировочной активности, но и поддержания ее уровня на протяжении всей спортивной карьеры. Особенно степень развития волевых качеств ощущается в ситуациях максимального физического и психического напряжения соревновательной деятельности, когда от мобилизации всех резервов организма зависит предполагаемый результат.

Мотивация в спортивной деятельности может быть как внутренней, так и внешней. Содержательным звеном внутренней мотивации выступает интерес к занятиям. Ее характерной особенностью является устойчивость и ориентация на систему ценностей и идеалов. Она выступает источником сил к достижению результативности. Внутренняя мотивация побуждает спортсмена к многолетним, интенсивным тренировкам и способствует преодолению сильных психофизиологических нагрузок. Внешняя мотивация не несет в себе глубокого внутреннего содержания. Она ориентирована на систему оценочных требований и в отличие от внутренней мотивации, возникает в условиях соответствия целей и мотивов способностям занимающихся. Интерес выступает существенной детерминантой трансформации внешней мотивации во внутреннюю, и наоборот.

В процессе спортивной деятельности выделяют общую и специальную мотивацию. Общая мотивация является основой всего тренировочно-соревновательного процесса. Ее задачей становится закрепление в сознании спортсмена решающих и глобальных целей многолетней спортивной подготовки. Специальная мотивация направляет человеческую активность на определенном периоде спортивной деятельности. Ее характеристикой является осознание задач конкретного этапа подготовки, например, усовершенствование определенного вида спортивной готовности или развитие того или иного физического качества.

Е.Г. Бабушкин предлагает различать тренировочную и соревновательную мотивацию [9]. В свою очередь, в соревновательной мотивации выделять два пункта: мотивацию достижения и мотивацию избегания неудач. Основным параметром мотивации достижения является надежда на успешность реализации поставленных целей. Согласно представлениям немецкого психолога Х. Хекхаузена, мотивация достижения определяется как «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности,  к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести или к успеху или к неудаче» [11]. Основным фактором мотивации избегания неудач является страх перед неудачей. Она ориентирована на сохранение чувства собственного достоинства и спортивного статуса. Ее целью становится мобилизация усилий на недопущение провала в собственной самооценке и оценке окружающих. Под влиянием личностных особенностей спортсмена формируется тип мотивации спортивной деятельности.

Таким образом, мотивация является первоисточником активности в спорте. Понимание закономерностей мотивационных проявлений в спортивной деятельности, позволяет определить индивидуально-ориентированные подходы к формированию и управлению спортивной мотивацией. Данный процесс представляет собой сложную психолого-педагогическую проблему, который невозможен без знания индивидуально-психологических особенностей занимающихся.

 

Список литературы

 

1.                     Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности      / В.Г. Асеев. М.: Мысль,1976. – 158 с.

 2.                   Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. – М.: Изд- во МГУ, 1990. – 288 с.

3.                     Дрожалкин В.А. Спортивная мотивация как ведущий фактор результативности в спортивно-соревновательной деятельности / В.А. Дрожалкин // Современные научные исследования и инновации, 2015. – № 4-5 (48) – С. 161-163.

4.                   Зобков В.А. Мотивация и самооценка подростка как фактор готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.А. Зобков. – М., 1982. – 20 с.

5.                     Ильин Е.П. Психофизиология физического воспитания /                 Е.П. Ильин. – М.: Просвещение, 1980. – 199 с.

6.                     Пилоян Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р.А. Пилоян. – М.: Физкультура и спорт, 1984. – 104с.

7.                   Психология физической культуры и спорта: учебник для высших физкультурных учебных заведений / под ред. профессора Г. Д. Бабушкина, профессора В. Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.

8.                   Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов / Сост. Ф.П. Суслов, С.М. Вайцеховский. – М.: Физкультура и спорт. 1993. –    352 с.

9.                   Формирование спортивной мотивации у занимающихся спортом: учебное пособие для  вузов физической культуры / Г.Д. Бабушкин,   Е.Г. Бабушкин. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. – 151 с.

 10.                  Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – 2-е изд. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. – 860с.

11.                  Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения / Х. Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 256с.

 12.      Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь,     В.Е. Россоха, О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 806с.

13.        Шукшина Л.В. Человек в мире социальных иллюзий Л.В. Шукшина / Психология человека в современном мире // Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна / Ответственный редактор А.Л. Журавлев, 2009. – С. 85-91.