Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СЕМЬЯ КАК ГЛАВНЫЙ СУБЪЕКТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ДОУ

Авторы:
Город:
Норильск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

«Педагогическая культура родителей оказывает большое влияние на правильность воспитания ребенка. Познать педагогику,

овладеть секретами воспитательного воздействия – вовсе не роскошь, а практическая

необходимость. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят

от элементарной педагогической культуры отца и матери…»

В.А. Сухомлинский

 

 

Сотрудничество педагогов и родителей на основе принципов партнерства, равенства, равнозначности и взаимной дополняемости – важнейшая проблема современной образовательной системы. На сегодняшний день в педагогической теории и практике коррекционно-образовательного обучения и воспитания детей с нарушениями речи существует явное противоречие между особыми образовательными потребностями детей и психолого- педагогической неподготовленностью родителей к их удовлетворению.

Опыт практической работы показывает, что семья не в состоянии (в силу разных причин) оказывать действенную помощь ребенку в развитии речи и  коррекции речевых  дефектов; большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения; многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений; родителям не хватает психолого – педагогической грамотности.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи должно осуществляться одновременно с психолого- педагогическим сопровождением детей с недостатками речи и строится на основе понимания, сотрудничества и взаимодействия. Актуальность воспитательной значимости семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической  помощи детям с нарушениями речи необходимы разработка и внедрение в практику эффективной модели взаимодействия с семьей с целью ее активного включения в процесс воспитания и создания на этой основе единого коррекционно-развивающего пространства в ДОУ.

Итак, цель нашего исследования:

Создание коррекционно-развивающего пространства в ДОУ и семье на основе раскрытия потенциала их взаимодействия.

Задачи:

1.      Конструктивное изменение позиции и тактики общения педагогов и специалистов ДОУ по отношению к семье детей с проблемами речевого развития.

2.      Изучение психолого-педагогических позиций родителей и проблем семей детей с нарушениями речевого развития.

3.      Создание психолого-педагогических условий для эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и семьи в процессе целенаправленного воспитания детей.

4.      Определение содержания и способов сотрудничества между семьей и ДОУ, способствующего развитию ребенка с нарушениями речи.

 

Содержание работы:

Ключевые позиции в организации коррекционно - речевой работы в ДОУ принадлежат логопеду (см. приложение), однако не следует забывать и о достаточно сильном потенциале других участников (субъектов) коррекционно-образовательного процесса - педагогического коллектива ДОУ, родителей  и, наконец, самого ребенка, которые самым существенным образом могут влиять на сроки и результативность, логопедической работы.

Логопедическая работа с детьми подчиняется общей логике развертывания коррекционно- образовательного процесса и, следовательно, представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата  –  устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности.

Основное содержание организационного этапа – это стартовая психолого - педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. Формирование информационной готовности педагогов групп и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми.

В этот период проходит родительское собрание, которое организуется в форме «Круглого стола» — это действенная форма работы с коллективом родителей, организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей, имеющих речевые нарушения.

В ходе работы «Круглого стола» активно используется потенциал наших родителей, среди которых есть специалисты, имеющие отношение к дошкольному детству (невролог, врач, учитель начальных классов). Обмен опытом, возможность проконсультироваться у разных специалистов, получить ответы на вопросы, значительно повышают эффективность данной формы работы. Существуют и другие интересные формы проведения первого родительского собрания в нашем ДОУ, как то родительская гостиная «Ваш ребенок познает мир речи», ток – шоу

«Говорят наши дети» и др. мы накопили на региональном уровне свой опыт проведения родительских собраний без педагогических нотаций и лекций в виде монологов.

Следующая форма работы, ставшая традиционной на данном этапе, – праздник «День рождения звука». Известно, что у всех детей посещающих логопеда нарушено звукопроизношение. При соответствующей работе то у одного, то у другого ребенка начинает появляться нормальное произношение. Это большое, радостное событие в жизни ребенка и его семьи. Оно не может быть не замеченным окружающими. Этому событию обязательно посвящается групповой праздник «День рождения звука». Ребенок, виновник торжества, готовит дома с родителями концертный номер. Например, стихотворение, в котором часто встречается определенный звук, песню и даже небольшие инсценировки, которые вместе с родителями демонстрирует в ходе праздника. Достижения своих детей родители могут увидеть так же на экране звукопроизношения «День рождения звука».

Немаловажное значение на организационном этапе приобретает формирование информационной готовности родителей к логопедической работе с детьми дома. С этой целью в начале учебного года проводится выставка книг, методических пособий, дидактических игр под названием «Добрые советы». Эта наглядно- информационная форма взаимодействия позволяет родителям сделать правильный выбор в многообразии предлагаемых на сегодняшний день игр и литературы.

Одной из форм организации взаимодействия с родителями, направленной на решение задач речевого развития детей, а именно активизация и обогащение словаря, отработка правильных грамматических конструкций, является участие родителей в подготовке и проведении познавательных занятий. Родители с должным вниманием относятся к такой форме сотрудничества. Так на занятиях по теме «Овощи» и «Фрукты» мамы вместе с детьми готовят винегрет, фруктовый салат. Во время приготовления решались не только учебные, но и коррекционные задачи через такие игры как: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «Скажи какая» (свекла – круглая, красная; морковь – продолговатая, оранжевая), «Где растет и как собирают» (картошка растет на огороде в земле, ее выкапывают; огурец растет в огороде на грядке, его срывают), «Скажи ласково» (огурец – огурчик, картошка – картошечка), «Скажи много». Во время изучения лексической темы «Одежда» дети совместно с родителями делают выкройки одежды, а уже потом на занятии пришивают пуговицы, а на тему «Библиотека» издают самописные книжки. Тоненькая книжица, сделанная своими руками (не без помощи взрослого) приоткрывает для ребенка механизм этого процесса. Познавательное занятие «Зимние забавы» проходит на участке детского сада с обязательным участием родителей. Дети с родителями соревнуются, кто быстрее слепит снеговика, играют в снежки, катаются на санках. Удовольствие получают не только дети, но и взрослые.

В своей работе используем весь арсенал форм работы с родителями: индивидуальные и групповые консультации. Каждую неделю вкладываю в индивидуальные тетради рекомендации родителям на все лексические темы, которые мы проходим в течение года. И чтобы родители могли не только прочитать, а еще и использовать в своей домашней  работе с детьми эти рекомендации, уже третий  год  выпускаются буклеты «Поиграем дома». Очень хорошо зарекомендовала себя картотека для родителей по формированию у детей фонематических представлений, навыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте, а также еженедельные методические рекомендации по всем лексическим темам по Нищевой Н.В., которые вывешиваются на информационный стенд для родителей под рубрикой «Логопед советует».

Содержание основного этапа коррекционно-образовательного процесса включает в себя решение задач, заложенных в индивидуальных коррекционных программах; психолого-педагогический и логопедический мониторинг; согласование, уточнение (при необходимости — корректировка) меры и характера коррекционно- педагогического влияния участников коррекционно - образовательного процесса.

К числу наиболее целесообразных средств организации практической помощи родителям на данном этапе относятся: семинары-практикумы («Подготовка органов  артикуляции к постановке звуков», «Формирование звукового анализа и синтеза» и т.п.), тренинги, а также дни открытых дверей. Уже сам перечень форм работы свидетельствует о том, что акцент в содержании встреч переносится с информационно-ознакомительной на практическую, т.е. активное включение родителей в решение непосредственных задач коррекционно – образовательного процесса, оказание помощи в овладении конкретными приемами коррекционно - речевой работы. Логопед обсуждает с педагогическим коллективом группы и родителями способы достижения коррекционных задач в интересах каждого ребенка и помогает им овладеть конкретными приемами коррекционно - речевой работы. Если раньше не предполагалось, что родители могут быть активными участниками жизни в группе, то сегодня мы не просто демонстрируем коррекционно-образовательный процесс родителям, но и вовлекаем в него. Так, в день открытых дверей «Учитесь папы, учитесь мамы, чтобы потом заниматься с нами» родители воспитанников имеют возможность посещать занятия логопеда не только в день открытых дверей, но и в любое удобное для них время. Наблюдая деятельность педагога и детей, могут сами поучаствовать в играх, занятиях и т.д.

Активно используется и такая форма взаимодействия, как «Почтовый ящик». Родители не только задают свои вопросы в письменной форме, но также с помощью «анонимной почты» могут высказать свое независимое мнение о работе логопеда. Логопед отвечают на все возникшие у родителей вопросы в личной беседе или в форме консультаций, памяток и буклетов. Когда родители видят, что на их замечания реагируют, то у них возникает уважительное отношение и доверие к коллективу ДОУ.

Совместными усилиями педагогов и логопеда создан специальный фонд материалов, обеспечивающий работу родителей с ребенком в домашних условиях:

·         библиотечка книг для родителей по проблемам речевого и общего развития;

·         картотека методических рекомендаций по формированию у дошкольников грамматического строя речи в форме дидактических игр («Скажи наоборот», «Подскажи словечко», «Два и пять», «Большой – маленький» и т.д.), дидактические игры на формирование фонематических представлений (звуковые домики, слоговые и звуковые линейки), настольно-печатные игры типа «Логопедическое лото».

·         материалы для развития мелкой моторики рук (шнуровки, цветные прищепки, игры «Золушка», «Собери бусы» и др.);

·           буклеты-методички по каждой лексической теме «Поиграем дома».

Родители активно пользуются материалами фонда для реализации совместного с детским садом плана действий по развитию речи своего ребенка.

Следующей формой взаимодействия, обеспечивающей сотрудничество детей и родителей в домашних условиях, является «Копилка слов». Дети вместе с мамой или папой подбирают осенние, зимние, вкусные, мягкие и другие слова и соответствующие им картинки или рисунки детей, которые объединяют в книжечки. Например, книжка про «Мягкие слова» - на всех картинках этой книжки предметы и объекты соотносятся с прилагательным мягкий (-ое, -ая, -ие): мягкий диван, мягкое кресло, мягкая подушка, мягкие игрушки. Такие книжки обогащают развивающую среду  групп. Рассматривая их  в самостоятельной деятельности, дети упражняются в умении соотносить прилагательные с существительными, описывать предметы подбирать другие определения к ним, называть части предметов.

На данном этапе проводится  родительское собрание, на котором в качестве  наглядности используем видеоматериалы: демонстрируем родителям фрагменты логопедических занятий, занятий по развитию речи, различных режимных моментов. Родители видят достижения и трудности своего ребенка. И только после этого им обязательно даются рекомендации по закреплению приобретенных детьми навыков в домашних условиях.

Заключительный или итоговый этап предполагает качественную оценку результатов проведенного логопедического воздействия.

В качестве экспертов на данном этапе помимо членов ПМПК выступают и наши родители. На итоговом родительском собрании «Это мы, а это наши успехи», или на развлечении «Праздник правильной речи» родителям представляется объективный анализ данных логопедического мониторинга в течение всего учебного года, где оценивается качество коррекционно-педагогической деятельности всех его участников.

Об эффективности взаимодействия участников коррекционного процесса говорит:

1.       Изменение  характера  вопросов  родителей  к  воспитателям  и  логопеду,  как  показатель  роста педагогических интересов, знаний о коррекционном процессе и желания их совершенствовать.

2.   Рост посещаемости родителями мероприятий по психолого-педагогическому просвещению. Стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей.

3.      Проявление у родителей осознанного отношения к коррекционно-образовательной  деятельности,

стремление к пониманию ребенка, анализу своих достижений и ошибок; использование родителями психолого- педагогической литературы;

4.   Участие родителей в смотрах, конкурсах, праздниках организуемых детским садом, осознание не только практической, но и воспитательной значимости их помощи коррекционной работе.

Таким образом, проведение с родителями, во-первых, дифференцированной (с отдельными подгруппами родителей, выделяемыми в соответствии с различиями в речевом развитии детей и уровнем коррекционно- педагогической подготовки родителей), а во-вторых, индивидуализированной работы, означающей ориентацию на культурный и образовательный ценз каждой семьи, отношение ее членов к речевым трудностям ребенка и пр., в совокупности помогает установлению между логопедом и родителями системы непрерывной и эффективной обратной связи по превращению семьи в активного субъекта коррекционного процесса.


Рис.1. Модель взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группе для детей с нарушениями речи.

 

 Список литературы

1.      Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н. Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е. Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - С.25-26.

2.      Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Сфера, 2005. - 80 с.

3.      Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. - 2009.- № 4. - С.74-83.

4.      Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: Сфера, 2004.- с.10