Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯХ В СЕМЬЕ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Долг - одно из фундаментальных понятий этики, которое обозначает нравственную необходимость, выступающую в качестве субъективного принципа поведения. Служить отечеству, выполнять обещания, заботиться о детях есть обязанности, делать это по моральным основаниям есть долг.

Понятие о долженствованиях является производным от понятия «долг». По мнению учёных, оно отражает: а) объективные факторы должного, обусловливаемые комплексом социальной необходимости и сложившейся ситуации; б) субъективные личностные факторы; в) характер и степень осмысления цели, ее важности; г) характер необходимых функций и действий по достижению цели (Лаказова Г.В., Родионов А.Н., Розум С.И.).

Любое долженствование осмысливается нами как идея действия и, в случае принятия этой идеи – в соответствии с одними желаниями и решениями вопреки другим – само становится решением. Человек не может существовать в обществе, не имея долженствований, но вывести их с помощью формальной логики невозможно. Внешняя среда, социум устанавливают нормативы долженствований. Ильясов Ф.Ф. подчёркивает, что долженствования придают особую психологическую окраску и мотивации, и поведению человека, свидетельствуют о его социальной зрелости, о формировании у него чувства долга. Представления о долге и долженствованиях в семье формируются в процессе интериоризации и обусловлены влиянием социальных условий и воздействия родительской семьи, транслирующей определенный опыт родительства: образцы материнского и отцовского поведения.

Влияние родительской семьи на формирование этих представлений недостаточно изучено. Целью данного исследования стало выявление и анализ представлений родителей и детей о долженствованиях в семье. Проверялось предположение о том, что в нормально функционирующей семье (полной, неконфликтной) представления родителей и их детей-подростков о долженствованиях в семье совпадают, согласуются.

Исследование проводилось в феврале-марте 2015 года, в нём принимали участие подростки в возрасте от 14 до 16 лет (20 человек), взрослые люди, имеющие детей (40 человек). В исследовании принимали участие лица как мужского, так и женского пола. Для изучения представлений родителей и детей-подростков о долженствованиях в семье был использован Метод монологического интервью (Н.И. Сарджвеладзе). Данный метод является проективным. Субъект исследовательской активности сам формулирует вопросы с целью познания других людей или самопознания. После краткой инструкции испытуемым было предложено задать по три вопроса женщине-матери, мужчине–отцу, дочери, сыну о долженствованиях в семье. Например, первая задача выглядела так: «Вы можете представить себе на выбор либо свою, либо чужую мать, конкретную мать или абстрактный образ матери. Ваши вопросы должны касаться того, что должна делать мать в семье, исключите поверхностные и банальные вопросы. На размышление дается 7 мин. Запишите ваши вопросы». После выполнения первой задачи дается следующая задача: «Теперь представьте, что вы изучаете  долженствования отцов в семье…». Далее испытуемым предлагается поставить три вопроса дочери, сыну. Эти вопросы дают информацию о том, как респонденты представляют долженствования матери, отца, дочери и сына в семье.

В качестве «сырого» материала мы получили созданные субъектами обращения тексты, состоящие из вопросов и ответов, которые были подвергнуты контент-анализу. Не вдаваясь в подробности, остановимся на общих выводах. Представления детей-подростков и их родителей о долженствованиях в семейных отношениях выражены такими основными категориями:

1.     Воспитание детей - «Дети» («Как  правильно воспитывать детей?», «Трудно ли  помогать ребёнку, дружить с ним?» и др.)

2.    Участие в жизни семьи – «Семья» («Часто ли вы собираетесь в кругу своей семьи?», «Какое место в твоей жизни занимает семья?» и др.)

3.    Собственная позиция в семье – «Самореализация» («Должна ли у матери быть личная жизнь?», «Ты увлечённый человек?» и др.)

4.     Материальное обеспечение в семье - «Материальное обеспечение» («Поддерживаешь ли ты семью материально?», «Что тобой движет для получения благополучия и достатка семьи?» и др.).

Подростки и родители имеют сходные представления об основных функциях, которые должны выполнять члены семьи. Категория «Дети», связанная с воспитанием детей, преобладает во всех группах респондентов. Выявлены значимые гендерные различия в группе подростков. Мальчики-подростки более сконцентрированы вокруг данной темы (43% высказываний) по сравнению с девочками (30% высказываний),  указывая  на долженствования всех членов семьи в отношении детей. Значимых различий в группах родителей – матерей (47%) и отцов (49%) в количестве высказываний, относящихся к категории «Дети» не выявлено.

Данные по категории «Материальное обеспечение», малочисленны. Можно обратить на них внимание, поскольку высказывания всех респондентов обращены только к отцу, по возрастанию: подростки–мальчики - 1,3%, подростки–девочки 2%, женщины – 2%, мужчины – 3%. Содержательно эта категория представлена высказываниями: «Сколько нужно денег, чтобы тебе хватало?» «Поддерживаешь ли ты семью материально?» и др.

Различий в количестве высказываний, относящихся к категории «Семья» не выявлено: подростки- мальчики – 34%, подростки-девочки – 41%, матери - 47%, отцы - 49%. Так же, как и при анализе высказываний, относящихся к категории «Самореализация»: подростки-мальчики – 21%, подростки-девочки–25%, матери -17% и отцы - 25%. Однако, долженствования членов семьи распределились в ответах респондентов различно.

Исследование представлений о долге матери в семье показало, что подростки считают, что мать, прежде всего, должна уделять внимание детям, заниматься их воспитанием (46%), потом заботиться о семье в целом (38%), и только на третьем плане собственные интересы матери, её личная жизнь (16%). Для родителей обоих полов долженствования матери в заботе о семье в целом, в помощи членам семьи, в создании благоприятной, комфортной обстановки (49%). Общим в представлениях детей и взрослых является то, что личная жизнь матери, её работа, интересы - на третьем месте.

Исследование представлений о долженствованиях отца показало, что для подростков важно, чтобы отец больше внимания уделял своей семье (58%), чем предполагают родители (45%), проявлял бы больше заботы, активности в совместном проведении досуга, а не только материально обеспечивал семью. Категория «Самореализация» не представлена в долженствованиях отца, с точки зрения подростков. Подростки ждут внимания и заботы со стороны отцов, обращены на собственные переживания, считая себя центром семьи, при этом интересы отца, его личная жизнь – незнакомая для них тема.

Исследование представлений о долге сына показало, что, родители считают, сына «объектом» воспитания, он должен брать пример с родителей (48%). Собственные интересы подростка, его личная жизнь их интересуют меньше (25%). Для сравнения показателей мы применили критерий φ* - преобразование Фишера. Полученное значение критерия φ*эмп = 3.335 больше критической величины - 3.335 >2,31. Различия значимы.

Исследование представлений о долженствованиях дочери показало, что различия в группах родителей и подростков коснулись всех пунктов. Родители требовательны к дочери, склонны контролировать, ограничивать, либо чрезмерно опекать, в большей степени, чем сына (54%). Представления подростков о долженствованиях дочери сводятся к тому, что она должна заботиться, помогать родителям, уметь справляться с трудностями и неприятностями (48%). Интересно, что подростки представляют долг дочери в коммуникации, общении с родителями,  родственниками,  друзьями.  Кроме  того,  существуют  различия  в  группах  по  категории «Самореализация». Подростки ставят личную жизнь, собственные интересы гораздо выше (20%), чем представляют родители (9%). Для сравнения данных критерий φ* - преобразование Фишера. Полученное эмпирическое значение критерия φ*эмп = 2.804 больше критической величины – 2,804 >2,31.

Итак,  в  исследовании  выделены  общие  категории,  отражающие  представления  респондентов  о долженствованиях в семье, содержание которых обусловлено ролью родителя, сына или дочери. Выявленные долженствования составляют основу функционирования семьи. При всей схожести основных категорий, сравнительный анализ содержания высказываний позволил выявить некоторые различия. Так, наиболее существенными можно считать различия в представлениях о долженствованиях матери в отношении семьи в целом и её личной жизни; о долженствованиях отца в отношении воспитания детей и участия в жизни семьи; о долженствованиях сына и дочери в отношении их самовыражения, послушания и взрослой позиции в семье. Способность всех членов семьи находить компромисс в ситуации, когда ожидания исполнения тех или иных долженствований родителями или детьми не реализуются, становится основанием для сохранения стабильности в семейных отношениях.

 

Список литературы

1.      Ильясов Р.Ф. Динамика ценностей долженствования современной молодёжи / дис. канд. фил. наук: 09.00.11 / Елабуга, 2011.- 128 с.

2.      Лаказова Г.В. Долженствование и ответственность в системе социальных отношений / дис.канд фил.наук: 09.00.11/ Ставрополь, 2011. – 152 с.

3.      Родионов А.Н. Психологическая характеристика представлений в юношеском возрасте об отношениях со своими будущими детьми / автореферат дис. канд. психол. наук, 2009.

4.      Розум С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. Речь, 2006, 366 с.