Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА КАК КОМПОНЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
18 февраля 2016г.

Фундаментальные исследования педагогических проблем дали возможность к началу 70-х годов XX в. сформулировать предмет педагогики спорта как самостоятельной отрасли педагогической науки, разрабатывающей методологические и теоретические основы формирования личности под влиянием спортивной деятельности. Становление физической культуры личности, её духовных компонентов (психологических, физических, социологических) предполагает всестороннее развитие личности с учетом её биологической и социальной сторон, и влияние физической культуры на человека осуществляется в их единстве.

Научная основа всестороннего развития способностей человека сводится к тому, что гармоническое развитие духовных и физических качеств личности обусловлено задачами физического воспитания как целостного педагогического процесса. Физическая культура и спорт воздействуют как на биологическую, так и на социальную природу личности, на духовную, нравственную, эстетическую и другие стороны её развития.

Педагогическое мастерство — это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения. А.И. Щербаков определяет его как синтез научных знаний, умений, навыков, методического искусства и личных качеств учителя. В.А. Сластенин считает, что «высокий уровень развития ряда профессиональных умений даёт мастерство» (В.А. Сластенин, 1976, с. 124). В коллективном труде педагогов «Основы педагогического мастерства» это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование её мировоззрения, способностей, потребности в социально значимой деятельности». Фундамент педагогического мастерства включает личность педагога, знание, педагогический опыт.

Педагогический профессионализм и педагогическое мастерство представляют научно-педагогический процесс, так как способствуют совершенствованию теоретических взглядов, положений и уточнений структуры педагогической культуры. На базе педагогической культуры формируется педагогический профессионализм, более высокий уровень развития которого трансформируется в педагогическое мастерство.

Таким образом, педагогическое мастерство — высокое искусство комплексного решения задач образования, воспитания, развития обучаемых, проявляемое в педагогической деятельности, на основе знаний, педагогического опыта и уровня сформированности личности педагога.

Качество личности, предполагающее владение определенной компетенцией, выражается  в профессионально-педагогической компетентности. Профессиональная компетентность спортивного педагога отражает достаточный уровень  знаний, умений и практического  опыта для осуществления оздоровительно- физкультурной деятельности, а с накоплением педагогического опыта работы поднимается на более высокий уровень. Структура и содержание профессионально-педагогической компетентности специалиста в области физической культуры и спорта отражается в специфике физкультурно-спортивной деятельности. Выделяются такие её части, как специально-педагогическая, методическая, социально-психологическая. Роль профессиональной компетентности в настоящее время неизмеримо возрастает в связи с повышенными требованиями к преподавательскому составу. Ещё более значительные требования к спортивному педагогу, где особенно требуется высокая спортивно-практическая подготовленность, отражающаяся на качестве учебно- воспитательного процесса в спортивном вузе.

Концепции профессионально-педагогической компетентности и мастерства специалистов в области физической культуры и спорта рассматривались в трудах М.В. Прохорова (1999), С.Д. Неверковича (2006), Г.И. Хозяинова (1988), В.И. Зайченко, А.И. Михеева (1993), Минбулатова В.М. (2000).

Выпускник вуза должен обладать рядом компетенций, среди которых можно выделить:

·       общекультурные (уметь управлять воспитательным процессом на тренировочных занятиях и в период соревнований и др.),

·       специальные (обладать теоретической и практической готовностью к работе с детьми, иметь широкие знания возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей и молодежи и др.),

·       профессиональные (владеть психолого-педагогическими и специальными знаниями, уметь педагогически мыслить и действовать при общении с воспитанниками и другими людьми, подвергать факты и явления теоретическому анализу).

По данным исследований, если специалист преподаватель-тренер не использует в процессе текущей работы новую информацию, то через год ценность его квалификации снижается на 20-25 %. Чтобы не отстать, ему требуется тратить более 20 % личного времени на ознакомление с передовыми научными достижениями и ещё столько же на оздоровительно-тренировочный процесс, чтобы быть здоровым и  не терять спортивной формы. Опыт в обучении, воспитании и спортивной тренировке, эрудированность в вопросах оздоровительно- спортивного стиля жизни позволяют обучать с перспективой, с практическими примерами, передавать информацию, обеспечивающую обучаемым опережающий способ профессионального мышления  и развития интеллекта.

Стиль учебно-воспитательной и тренировочной работы спортивного педагога неповторимо индивидуален и характеризуется убежденностью в мировоззренческой позиции, стремлением к постоянному самосовершенствованию, особо требовательным отношением к любимому делу, к самому себе, к воспитуемым.

Важнейшим компонентом педагогического мастерства учителя физической культуры, преподавателя- тренера является культура речи как инструмент передачи учебного материала и средство воспитательного воздействия. Особенно важно для спортивного педагога умение выбрать стилистически уместный вариант объяснения техники двигательных действий и тактических приёмов, психологической настройки в командной борьбе и т. д.

Не менее важным признаком культуры речи наставника является её точность и выразительность. Использование любых средств языка, например, синонимов, близких по смыслу, но отличающихся друг от друга различными оттенками. Например, одно и то же понятие можно выразить как: «знаменитый», «выдающийся», «известный» и т.д. Речь должна быть живой, яркой и грамматически правильной, в ней должны преобладать простые несложные предложения, которые легче воспринимаются обучающимися. Конечно, в общении и при обучении необходимо учитывать возрастные особенности и спортивную квалификацию учеников, образование и психическое состояние. В конечном итоге главное в речевом мастерстве — достижение высшей цели — убедительности, эффективности воздействия и точности выражаемой мысли.

Преподаватель-тренер, как ключевая фигура процесса обучения и воспитания, предусматривает в своей работе определенную систему действий эффективного взаимопонимания и взаимоотношения с занимающимися. Эта система включает основные компоненты педагогического мастерства — высокую общую культуру, гуманитарную направленность, профессиональные знания и умения, творчество, педагогические способности, технологическую компетентность. Такой синтез развития психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических способностей, эмоционально-волевых средств выразительности во взаимосвязи с качествами личности тренера позволяет ему успешно решать многообразные учебно-воспитательные и учебно- тренировочные задачи. Поиск способов управления психофизическим состоянием и поведением воспитанников с учетом специфики вида спорта, возраста занимающихся, их двигательной подготовленности и индивидуальности — одна из проблем инновационной деятельности преподавателя-тренера.

 

 

Список литературы

1.     Кенарева Л.Ф. Вопросы формирования спортивного педагога с позиции компетентностного подхода / Л.Ф. Кенарева // Университеты в образовательном пространстве региона: опыт, традиции и инновации: матер. VI регион.научно-метод. конф. (22–23 ноября 2012 г.). – Петрозаводск,2012.

2.      Кенарева Л.Ф. Значение педагогики физической культуры и спорта в подготовке спортивных педагогов / Л.Ф. Кенарева // Непрерывное образование: опыт Петрозаводского государственного университета: Сб. науч. ст. – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2013.

3.      Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки/ В.А. Сластенин.- М., 1976.

4.      Хозяинов С.И. Мастерство педагога в процессе образования и обучения. – М.,2006. – 224 с.