Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ, КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ОКАЗАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу и создает серьезные проблемы в развитии государства [1]. Не случайно профессиональное сообщество неоднократно обращало внимание, На то, что в соответствии с положениями «Национальной стратегии действий в интересах детей на период 2012-2017 гг.» федеральные органы исполнительной власти, руководители субъектов Российской федерации должны принять исчерпывающие меры в сфере формирования здорового образа жизни детей и подростков[3]. Наш многолетний опыт подтверждает, что успешное решение этих вопросов возможно только при комплексном участии всех заинтересованных сторон, переход от призывов к эффективной организационной работе и соответствующей финансовой поддержки. Ведущая роль здесь следует уделить школе, где в этой работе должны активное участие принимать все участники образовательного и воспитательного процесса. Здесь как нигде активную роль может и должна играть гигиена детей и подростков [2]. Многолетний опыт плановой работы по программам «Образование и здоровье» дает нам право на подобные утверждения. В качестве примеров эффективной работы можно привести опыт разработки и внедрения «Менеджмента классного руководителя в процессе здоровьесбережения обучающихся». Для этой цели разработано методическое пособие, которое включает несколько блоков, в том числе блок диагностики (состояние здоровья обучающихся, психолого-педагогическая характеристика класса, социальный портрет класса); блок планирования профилактических мероприятий по психолого-педагогическому, медицинскому и социальному сопровождению (краткий SWOT-анализ исходной ситуации: ресурсы, проблемы для достижения результата в условиях лицея, мероприятия по совместной здоровьесберегающей деятельности медицинских работников, администрации, родителей и учеников). Многолетние научно-практические исследования по проблемам здоровьесбережения, которые проводятся в лицее, позволили накопить обширный материал по данной проблеме в нашем приполярном регионе. Создан и апробирован фонд инструментария для изучения данной проблемы и внедрения профилактических мероприятий в повседневную практику не только в масштабах школы, но и конкретном классе. Среди этих направлений можно особо отметить исследования организации питания (школьный и домашний компонент, трофологический статус, особенности пищевого поведения), медицинской активности, репродуктивного здоровья, использования приемов здоровьесбережения на уроках, организации учебной внеклассной самостоятельной работы, гендерных аспектов образования (гендерные особенности мотивации здорового образа жизни в зависимости от реактивной и личностной тревожности, а также от индивидуально-психологических особенностей) и другие. Данные материалы позволяют совместно с другими педагогами, родителями и медиками в планах классных руководителей определять так называемые «критические контрольные точки» в вопросах здоровьесбережения, составлять индивидуальные планы педагогического, медико-психологического и социального сопровождения. В последние годы в этот перечень включены такие аспекты как оценка социальной защищенности и качества жизни (комплексная оценка здоровью по заболеваемости, по качеству жизни и социальных условий семьи).

Таким же, на наш взгляд, перспективным направлением этого вида управленческой деятельности является контроль внедрения поурочных планов преподавателей на основе принципов здоровьесбережения. При этом в контексте плана с гигиенических позиций учителем прописаны такие элементы, как условия в классе, чередование видов учебной деятельности, их средняя продолжительность, количество видов преподавания, чередование видов преподавания,  наличие и место методов,  способствующих активизации умственной деятельности, контроль над позой учащегося и ее чередование. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. При построении педагогической деятельности обязательным стало такое важно положения физиологии труда как периодическое исследование, как оценка изменения работоспособности школьников в течение урока, рабочего дня и недели и в течение урока. Новые походы выработаны к организации и контролю за проведением физкультминуток. Состав упражнений физкультминутки увязываться с особенностями урока (предшествующий вид деятельности). Обязательным является эмоциональная составляющая физкультминутки, включение элементов изометрической гимнастики. Систематически проводится оценка гигиенической компетентности (знаний, умений и навыков) преподавателей и обучающихся

Особое внимания уделяется оценке состояния питания. Так при соблюдении получение согласия всех участников опроса (учащихся и их родителей) отслежена динамика пищевого статуса и пищевого поведения учащихся 8-х классов (2008-2013 гг.). В основу была положена специальная карта. Было установлено, что количество учащихся, которые всегда завтракают дома, увеличилось (с 62% до 74%). Однако в рейтинге блюд неизменно превалирует чай с бутербродами. При этом отрадно отметить, что почти в два раза увеличилось количество учащихся, которые на завтрак употребляют каши и молочные продукты. Однако уменьшилось число обучающихся, которые завтракают в школьной столовой и количество восьмиклассников, которые «ежедневно», «как правило» или «иногда» обедают в школьной столовой. В определенной степени мы это связываем со значительным ростом цен блюд в школьной столовой. На вопрос о том, испытывают ли учащиеся ограничение карманных денег на питание в школьной столовой, в 2008 г. утвердительно ответили 24%, а в 2013 г. – 88,5%. Можно отметить положительную тенденцию использования в дневном рационе таких продуктов, как молоко, рыба, мясо, содержащих важные нутриенты (полноценные белки, минеральные вещества). Так в исследуемый период регулярное употребление молочных продуктов увеличилось с 37,5% в 2008 году до 52,21% в 2013 году. За этот же период употребление в пищу рыбных продуктов увеличилось с 40,0% до 47,95%, а употребление мясных продуктов – с 40,0% до 47,9%. В 1,5 раза сократилось число лиц, употребляющих этот продукт крайне редко. Отрадно отметить, что среди опрошенных выросло число лиц, употребляющих в пищу овощные блюда, хотя этот уровень еще остается крайне неудовлетворительным (не превышает 50%). Примерно такая же ситуация с употреблением фруктов. Как и в предыдущих исследованиях, установлено, что на первом месте при выборе блюд в школьной столовой, по-прежнему, занимают вкусовые пристрастия и стоимость блюд. Это отразилось на ухудшение как показателей трофологического статуса так и самочувствия у определенной части обучающихся.

Накоплен положительный опыт использования внутриведомственного (производственного) контроля для принятия управленческих решений. Опыт организации подобного подхода к контролю за внутришкольной средой обитания позволяет более оперативно реагировать на выявленные отклонения и принимать управленческие решения. Кроме того, критерии оценки позволяют к более широкому охвату оценки факторов риска, которые могут быть потенциально опасными для здоровья обучающихся. Среди них такие, как оценка физико-химических факторов, (микроклимат, уровень искусственного освещения, содержание углекислого газа в учебных помещениях), гигиеническая оценка расписания занятий, организация внеклассной самостоятельной работы и другие. При составлении характеристик факторов используются как объективные критерии, так и оценка комфортности внутришкольной среды самими обучающимися. Оценка полученной информации и результатов выполнения на основе полученных данных не однозначна. Это в значительной степени определяется тем, что выполнение для тех или иных мероприятий необходимы материально-технические вложения, а также меняющиеся характеристики так называемой «внешней среды», которые можно отнести к «неуправляемым» факторам. Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. При построении педагогической деятельности обязательным является учет такого важного положения физиологии труда как учет изменения работоспособности школьников в течение урока, рабочего дня и недели. Предпосылкой внедрения этого направления послужило специальное научно-практическое исследование: «Использование здоровьесберегающих педагогических технологий на уроках».

Накоплен опыт выработка у школьников мотивационно-ценностных установок самоохранительного поведения, который признается важнейшим компонентом программ по охране здоровья молодежи [4]. Для более предметного планирования учащимися собственного здоровьесбережения разработана специальная форма плана. В нем школьнику предлагается сформулировать общий девиз этого направления образа жизни. Для оценки индивидуального здоровья и самоанализа в предлагаемом плане медицинскими работниками предварительно из амбулаторных карт выкопированы медицинские рекомендации, сделанные по результатам периодических медицинских осмотров и обращений за медицинской помощью. Учащимся предлагается оценить полноту их выполнения и самостоятельно по предложенной схеме составить план здоровьесбережения.

Исследование уровня психологического стресса, которое проводилось нами по методике, предложенной лабораторией психологических проблем профилактики Государственного научно-исследовательского центра профилактической медицины МЗ и МСЗ РФ, показало, что у 13,0 % он “высокий”, у 69,8 % “удовлетворительный”. Оценка удовлетворенности жизнью преподавателей складывается следующим образом: низкий уровень ее отметили 34,8 %, средний – 47,8 % и высокий – 17,4 %. Следует отметить, что низкий уровень удовлетворенности жизнью психологи связывают с состоянием неудовлетворенности, стресса, пессимистического настроения, о потребностях в получении психологической помощи. По мнению большинства преподавателей (95,7 %), психологический микроклимат в коллективе находится на удовлетворительном или хорошем уровне. 88,8 % опрошенных отметили, что их жилищные условия на удовлетворительном или хорошем уровне.

 

Список литературы

1.      Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017годы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья.2013;1:4-9.

2.      Кучма В.Р., Сухарева А.Г. Гигиена детей и подростков как раздел профилактической медицины. Гигиена и санитария.2015;6:61-70.

3.      Кучма В.Р.,  Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Организация профилактической работы в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения. Гигиена и санитария.2015;1:5-8.

4.      Проскурякова  Л.А.,  Бурнышева  Т.В.  Оценка  заболеваемости,   физического  здоровья  студентов  и формирование самоохранительного поведения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2012; 3: С.15-17.