Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Важной задачей воспитания гражданина является приобщение школьников к законам государства, понимание необходимости их выполнения, формирование гражданской ответственности. Решение этой задачи способствует развитию потребности в активных осознанных гражданских действиях [5].

В Национальной Оценке Образовательного Прогресса (The National Assessment of Educational Progress) заявлены общие задачи гражданского воспитания, которые отражают его политическую, правовую, социальную, семейную направленность: знать структуру и функции правительства; знать политическую ситуацию в стране и в мире, понимать проблемы международных отношений; поддерживать права и свободы всех людей; заботиться о благосостоянии и достоинстве других граждан; содействовать и контролировать поддержание общественного порядка и соблюдение законов; стремиться к улучшению реальной жизни общества посредством активного демократического участия; участвовать в дискуссиях на тему социальных и политических проблем; нести ответственность за личное развитие и свои поступки; уважать и поддерживать свою семьи, воспитывать своих детей как будущих граждан [1].

Обсуждая формы работы с учащимися, следует отметить роль волонтерской деятельности (или служении обществу) в гражданском воспитании американских школьников. Участие молодежи в добровольном служении обществу развивает как индивидуальные, так и коллективистские качества. По словам Дж. Гоулда, общественное служение создает прочные связи между академическим учебным планом и работой школьников, полезной общине, предоставляя возможности применить теоретические гражданские знания к реальным жизненным проблемам. Обучение через служение – это намного больше, чем просто полезная работа, это - лаборатория, где есть возможность проанализировать и решить проблемы общины, применяя свои знания и формируя навыки [4]. Нельзя не согласиться с автором, что волонтерство помогает приблизить обучение к  реальности, соединяя академические навыки и знания школьников с проблемами, которые их интересуют. Когда у школьников есть возможности применить свои знания и навыки, которые они приобретают в школе, для решения значимых проблем их общины, содержание обучения приближено к жизни, и они лучше понимают важность гражданского участия.

На наш взгляд, волонтерская деятельность - очень важная составляющая воспитания гражданина. Это позволяет школьнику увидеть истинно поликультурный состав общества, где он живет, а также понять разницу между идеалом и реальностью, что должно вызывать стремление сделать общество и мир лучше.

В школе должны быть созданы такие условия, подчеркивает У. Паркер, для становления будущего гражданина, которые позволили бы ему, выйдя за порог школы и сопоставляя идеалы и реалии, осознанно и активно включиться в преобразование отнюдь не идеального мира [6].

На задачу приобщения школьников к общественной деятельности также указывает Дж. Бэнкс. По словам автора, окружающая действительность, предоставляющая детям богатую и достоверную информацию о многообразии социального мира, является необходимым условием воспитания критического отношения к существующим в обществе предубеждениям и дискриминации. Дискриминирующие действия - это одна из форм агрессивного поведения, такая же вредная, как физическая агрессия, и на них нужно уметь немедленно и грамотно реагировать [2].

Исследования показывают положительное влияние волонтерства и на академические успехи, и на формирование гражданских качеств. К примеру, результаты экзаменационных государственных тестов у школьников, которые участвовали в программах волонтерской деятельности, были выше по чтению, письму, математике, общественным наукам и естественно-научным дисциплинам [3].

Программы волонтерской деятельности являются традиционными для американских школ. Подчеркнем, что они разрабатываются с учетом реальных потребностей местной общины (или микрорайона), поэтому не носят формальный характер, так как школьники выполняют действительно необходимую работу и могут наблюдать результаты своего гражданского участия в жизни общества. Общими требованиями к составлению программ являются:

-    соответствие целям и задачам гражданского воспитания, а не только направленность на повышение успеваемости и улучшение дисциплины;

-     активное участие самих школьников в выборе и разработке волонтерских проектов по серьезным социальным вопросам;

-   возможность провести рефлексию своей работы: ситуативную (анализ происходящего), ретроспективную (анализ выполненной работы), проспективную (размышления о предстоящей деятельности, ее планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных результатов);

-   восприятие волонтерства как философии воспитания, а не просто программы, принятой на определенный период по определенному предмету.

На каждой ступени школьного обучения волонтерская деятельность имеет свои особенности. К примеру, в младших классах школьники знакомятся с основными гражданскими ценностями, такими как соблюдение правил честной игры, уважение к мнению других, правам и обязанностям гражданина в демократическом обществе. Посредством участия в волонтерских программах дети учатся решать проблемы, ответственно выполнять обязанности, участвовать в группах как лидеры и исполнители, брать на себя ответственность за свои решения и действия. Кроме того, дети расширяют круг знаний о своей школе и общине - лидерах, учреждениях, социальных группах и стандартах гражданского поведения.

В средних классах школьники продолжают развивать свои гражданские качества, а также изучают историю волонтерского движения в стране. Особый акцент в этом возрасте направлен на изучение демократических процессов и способы участия в них. Школьники в средних классах могут добровольно выступать наставниками у младших детей или помощниками в центрах для пенсионеров и службах опеки детей. В этом возрасте школьники могут определить потребности своих школ и общин и участвовать в разработке проектов для удовлетворения этих потребностей. Типы проектов общественной работы включают занятия с отстающими учениками, помощь пожилым, уборка и озеленение микрорайонов и школ.

Старшеклассники, как правило, проявляют полную самостоятельность в разработке плана волонтерской деятельности и утверждают его на Совете школы. Они продолжают опекать младшие и средние классы, удовлетворять нужды местной общины, выполнять курсовые исследования, а также получать социальный опыт в местных организациях для пополнения своего портфолио, что может пригодиться при поступлении в вуз или устройстве на работу.

Делая предварительный вывод, подчеркнем, что волонтерская деятельность устанавливает положительные связи между школьниками и общественными институтами через подготовку молодежи к полноценному участию в общественной жизни; укрепление связей между семьей, школой и общиной; формирование гражданских знаний и навыков; обучение основным умениям и навыкам, необходимых работодателям; улучшение успеваемости и дисциплины, повышение самооценки.

Воспитание для демократического общества призвано формировать понимание и оценку школьниками важности того, что каждый гражданин обязан делать положительный посильный вклад в благосостояние общества. Стремление к этому идеалу, возможность для практики гражданских навыков и формирования позиций должны составлять образовательный опыт школьников. Волонтерство - чрезвычайно эффективная стратегия для выполнения этих условий.

 

 

Список литературы

1.      Arbor A. Citizenship Objectives Committee on Assessing the Progress of Education. MI: National Assessment Office, 1969. 57 p.

2.      Banks J.A. Educating citizens in a multicultural society [Text]. - New York: Teachers College Press, 2014. 465p.

3.      Branson M.S. The Role of Civic Education. A Forthcoming Education Policy Task Force Position Paper from the Communitarian Network. Center for Civic Education, 1998. 64 p.

4.      Gould J. (ed.) Guardian of Democracy: The Civic Mission of Schools. - Campaign for the Civic Mission of Schools in partnership with the Leonore Annenberg Institute for Civics of the Annenberg Public Policy Center at the University of Pennsylvania, the National Conference on Citizenship, the Center for Information and Research on Civic Learning and Engagement at Tufts University, and the American Bar Association Division for Public Education, 2011. 56 p.

5.      Lisman C.D. Toward a civil society: civic Literacy and Service Learning. - Westport, Conn: Bergin & Garvey, 2012. 415 p. 

6.      Parker W. Teaching democracy: unity and diversity in public life. – NY: Teachers College Press, 2013. 368 p.