Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОБЛЕМА ОБНОВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Современный этап развития общества характеризуется глубоко исторически значимыми техническими, социокультурными преобразованиями цивилизационного масштаба. Глобализация – процесс взаимопроникновения политических, идеологических, культурологических, образовательных и других идей, и на этой основе создается некая общемировая система. В условиях глобализации многие сферы жизни в нашей стране возводятся в ранг общемировых образцов. В этой связи в России наряду с радикальными изменениями социальных представлений, идеалов в обществе в системе образования находим репродуктивную глобализацию через внедрение европейских стандартов, с чем в известной степени связана потеря уникальных качеств своего образования, его традиционных основ.

Что представляет собой образование? П.И. Пидкасистый образование характеризует как процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта для становление личности [6]. По В.И. Слободчикову, образование – всеобщая форма становления и развития сущностных сил человека и универсальное средство трансляции исторического и формирования нового со- циального опыта [8]. Как видно, образование – особая социальная инфраструктура, охватывающая все социальные сферы, обеспечивая целостность общественного организма, его субъектов и жизнеспособность общества.

Образование – сложное, многогранное, полифункциональное явление, связанное с развитием общества, культуры, с процессами обучения, воспитания и развития подрастающего поколения. Образование как социальный институт отражает базовые процессы всего общества. С развитием общества, усложнением его социально-экономических условий меняются производство, орудия труда, человек и технологии в производстве. В соответствии с этими глобальными изменениями меняются, повышаются требования к системе образования, качеству образованности человека.

Образование, как известно,  объективно поставлено в эпицентр многих политических, экономических, духовно-нравственных и иных проблем жизни страны. Сегодня оно нуждается в механизмах формирования собственных интересов, целей, ценностей, стратегии, чтобы перейти от осуществления функций социального тренинга к решению принципиально новых задач. И в условиях динамических  изменений и кардинальных сдвигов в обществе образование должно стать субъектом собственного развития. Все это связано с проблемой реформирования, модернизации отечественного образования как на основе классических идей и моделей, так и традиций собственного развития.

Современное общество связывает свое функционирование и развитие с интеллектуализацией труда, что в конечном итоге обусловлено тем, насколько развиты личностные возможности и потенциал человека. В данном контексте А.М. Новиков подчеркивает, что образованность в глобальном обществе – это не только результат ус- воения систематизированных знаний и связанных с ними способов познавательной и практической деятельности, но и способность общаться, учиться, анализировать, проектировать, выбирать и творить [5]. В данном контексте справедливо утверждение В.М. Розина [7], что сегодня необходима идея нового культурного, воспитанного, развитого человека, подготовленного своими знаниями, умениями, способностями творческого освоения мира. И сегодня образование призвано обеспечивать вооружение человека необходимыми знаниями в выборе путей действия в новой ситуации, научать его пониманию, осмыслению действительности для активизации его интеллектуального, гражданского, нравственного, эстетического развития. И во весь рост встала проблема обновления образования.

Обнаруживается противоречие между необходимостью становления системы образования как особого субъекта общественной практики и неразработанностъю фундаментальных основ её развития в этом качестве. Это противоречие очерчивает проблемное поле обновления образования: концептуальные основы развития образования в условиях глобализации; роль и место основных компонентов его содержания (обучения, воспитания и развития личности) в постоянно меняющихся условиях развития общества. Обновление образования связано с формированием новых принципов, условий его организации, включая как структурных, так и предметно- содержательных.

Итак, образование – подлинный капитал и главный ресурс дальнейшего общественного, социально- экономического развития страны, что определяется необходимостью подготовки в нем интеллектуально и личностно развитого Человека, способного к сохранению лучших человеческих качеств и потенциала и к активной творческой деятельности для развития общества.

Образование в условиях глобализации не может совершенствоваться путем копирования опыта развитых стран без учета общественных, экономических, социальных условий самой страны и ее регионов. Каждая страна характеризуется исторически сложившимся общим укладом жизни, спецификой природно-географического, социального окружения. Регионы России отличаются друг от друга по многим параметрам, что требует особого подхода к обновлению образования в них с учетом всех факторов (природно-географических, социально- экономических, демографических и др. условий), с которыми взаимодействует система образования.

Крупным регионом страны является Сибирь. Сибиряки, как отмечает Б.М. Бим-Бад [1], прапрадеды которых были землепроходцами, проложившими дорогу от европейской части страны через Сибирь до Аляски, относятся к субэтносу. Это те, чьи взгляды на жизнь, философия, менталитет, культура развивались, взаимодействуя с философией, образом жизни аборигенов этого обширного края, воплотив в себе черты не только западной цивилизации, но и восточной, где особое место занимает и циркумполярная цивилизация. Все это выдвигает проблему регионализации образования, с чем связана социально-педагогическая деятельность, которая обеспечивает взаимодействие всех членов сообщества для полноценной социализации и разностороннего развития растущего поколения и жителей социума.

В.А. Штурба на основании изучения современной образовательной практики характеризует ре- гионализацию образования: как фактор развития человека с позиций функций образования и его роли в жизни региона; как принцип, определяющий основные направления развития современного образования; как процесс перехода от унитарной к новой модели образования, соответствующей экономическим, социокультурным и другим особенностям территории [9]. Данное заключение исследователя можно дополнить тем, что региональная система образования обогащает как теорию образования в целом, так и конкретные условия и средства его развития. Все это в значительной степени представляет собой новые подходы к обоснованию теоретико- методологических основ развития образования.

Так, обобщая пути становления и развития регионального образования в Республике Саха (Якутия), мы приходим к заключению о целесообразности использования ряда дополнительных подходов. Один из них исходит из понимания  регионализации как одного из условий развития  современного образования.  Другой подход исходит из того, что в нем раскрываются функции регионального образования как социально- педагогического явления. Третий подход направлен на раскрытие путей и способов саморазвития региональной образовательной системы. Все это связано с развитием региональной образовательной системы как самостоятельной социальной сферы общества.

С регионализацией образования связана идея: человек не рождается личностью и генетически не может иметь нужные для этого качества, он приобретает их во взаимодействии с социальным окружением. Данное положение обосновано на определенных принципиальных положениях: человек формируется и развивается как личность только в социальной среде; только в процессе общения и деятельности в реальной жизни человек усваивает образцы поведения, постепенно  превращая их в основу саморазвития, саморегуляции. Внешними факторами формирования личностных качеств являются социокультурные артефакты. Внутренним его основанием является активность человеческой деятельности, базирующаяся на социокультурном опыте.

Все это обосновывает необходимость модернизации, обновления условий и способов развития образования. В условиях глобализации современная система российского образования в изобилии располагает множеством «инноваций»: организационными формами (гимназии, лицеи, профильные классы); методами обучения; внедрением дифференцированного обучения и проч. Практически все эти инновации, как отмечают А.В. Боровских и Н.Х. Розов [2], на поверку оказываются громкими лозунгами или просто лоббированием тех или иных корпоративных или личных интересов.

В процессе обновления образования одной из важнейших линий выступает необходимость внесения принципиальных изменений в сложившееся его содержание, состоящее из обучения, воспитания и развития личности обучающегося. Как известно, когда обучение было приоритетным в содержании образования, знание, полученное в системе образования, во многих случаях оказывалось невостребованным как в школьной, так и в послешкольной жизни учеников. В ситуации, когда многие знания, полученные учащимися, устаревают еще до того, как они выйдут из школы и смогут ими воспользоваться, не обеспечивается в необходимой степени позитивная социализация растущих людей. Это подчеркивалось академиком РАО В.П. Зинченко: «... система нашего школьного образования многое «проходила» и переживала — «школу действия», «школу труда», «школу знания»,  «школу сотрудничества», при отсутствии, к сожалению, «школы бытия» и «школы смысла» [3. C.7].

Изучение и анализ литературы, обобщение практического опыта школ позволили нам сделать вывод, что только приоритет воспитания в образовательной практике может стать важным путем обновления образования в условиях глобального развития современного общества. Здесь мы руководствуемся высказыванием известного философа И.А. Ильина о том, что образование без воспитания есть дело опасное, вооружает противодуховные силы, создает самомнительных, заносчивых, тщеславных людей, беззастенчивых карьеристов [4]. Данное предвосхищение выдающегося мыслителя подтверждается реалиями современной жизни. И нами приоритет воспитания выдвигается как одно из основных направлений обновления образования. Объектом воспитания яв- ляется «Человек человечества», входящий в социальную жизнь через освоение, усвоение и присвоение всех материальных и духовных богатств современной мировой культуры. Так, интеллектуальное, творческое, нравственное, гражданское развитие учащихся в системе воспитания становится ключевым, сущностным понятием образования.

В процессе проводимой нами опытной работы в школах, расположенных в разных (городских, сельских, арктических) школах Якутии, определены основные  направления воспитательной работы: развитие познавательной активности и кругозора учащихся; воспитание нравственности, культуры поведения, правовой культуры, гражданственности; воспитание добросовестного отношения к труду и творческой активности, экологической, физической культуры. Все это исходит из идеи изменения целей образования в опытной школе: не объем усвоенных знаний и умений, как таковое, а развитие личности, подготовка ученика к сложностям жизни; увеличение в содержании образования его культуроемкости на базе отечественной и мировой культуры, повышение роли гуманитарного знания; переход от знаниецентризма к человекоцентризму.

В осуществлении воспитательной деятельности особое место занимает ее технология. Как показывает анализ и обобщение опытной работы, характерными чертами технологий воспитательной работы выступают: целенаправленность как сущностная характеристика воспитательной деятельности; социальность, функционирующая в соответствии с законами окружающей социальной среды; педагогичность, реализирующая использование разнообразных форм, приемов и методов педагогической деятельности; ценностная ориентированность в контексте гуманизации воспитания; целостность, обеспечивающая взаимосвязь и взаимодействие компонентов технологии.

Как результат опытной работы наблюдалось: развитие у учащихся стремлений к самостоятельной учебной и творческой внеучебной деятельности, к саморегуляции; понимание необходимости труда для развития как общества, так и личности; развитие экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе; проявление инициативы для улучшения окружающей обстановки; активное участие в жизнедеятельности социума и т.д. Всем этим подтверждается известное положение: воспитание ориентировано на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, на создание благоприятных условий для гармоничного нравственного, интеллектуального, волевого развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности.

Таким образом, воспитание представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность, ори- ентированную на формирование социально-значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности. Система воспитания имеет социальный  характер, направленный на интеграцию  осуществляемых в социуме воспитательных воздействий в целостный педагогический процесс для реализации целей и задач воспитания, на создание целостного образовательного пространства с участием всех учреждений и организаций социума и адекватного воспитывающего потенциала социума.

 

Список литературы

1.      Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология: Курс лекций.- М.: Изд-во УРАО, 2003. – 208 с.

2.      Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика. – М.: МАКС Пресс, 2010. – 80 с.

3.      Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. С. 7.

4.      Ильин, И.А. Путь духовного обнов ления // Собр.соч. в 10 т. Т.1. – М., 1996.

5.      Новиков А.М. Основания педагогики / Пособие для авторов и учебников. – М.: «Эгвес», 2010.-208 с.

6.      Пидкасистый, П.И. Педагогика. - М., 1998.

7.      Розин В.М. Проектирование как объект философско-методологического исследования // Вопросы философии. 1984. № 10. - С. 100- 112.

8.      Слободчиков, В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб, 2000.

9.      Штурба В.А. Регионализация образования Кубани: Дис. ... канд. пед. наук /РГПУ - СПб., 1995. - 129 с.