Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ ПОЗИЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ТЕКСТОВЫМИ МАТЕРИАЛАМИ ПРОФИЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Применение интерактивных технологий в образовательном процессе вуза следует рассматривать как одно из приоритетных направлений совершенствования профессиональной подготовки обучающихся, использования их интеллектуально-творческого потенциала для созидания в будущей профессиональной деятельности. Одной из интерактивных технологией, оказывающих позитивное влияние на продуктивность данного процесса, создание комфортных условий для реализации интеллектуально-творческого потенциала обучающихся является технология позиционного обучения, основы которой были разработаны Н.Е. Вераксой.

В основе реализации технологии позиционного обучения иностранному языку лежит использование текстового материала профильного содержания и моделирование личностно-значимого пространства обучающегося, определение его позиции, основанной на активном взаимодействии (обучающийся - педагог, обучающийся - обучающийся, обучающийся – педагог - обучающийся). Решение задач осмысления и трансформации содержания текстового профильного материала в личностно-значимую ценность строится на основе разделения позиций обучающихся. Определение позиции обучающегося в процессе осмысления содержания текстового профильного материала составляет сущность технологии позиционного обучения. По словам В.Е. Вераксы «позиция есть не просто отношение, а обязательно отношение к чему-л. Тем самым позиция выступает как место, в котором в результате разрешения противоречия между субъектом и объектом порождается предметное содержание». Автор выделяет различные позиции, которые имеют свои названия [1]. Задания, определенные позицией, носят репродуктивный, продуктивный и творческий характер. Так, например позиционное задание под названием «Автор» включают работу с терминами, формулированием тезисов, их интерпретацией и презентацией в виде графических схем. С целью продуктивного осмысления материала предлагаются позиции «Непринятия» и «Принятия». Одной группе отводится роль пессимистов, другой - реалистов. Задача пессимистов заключается в нахождении несоответствий и противоречий в изучаемом материале. Задача реалистов состоит в обосновании и доказательстве, что изучаемый материал актуален, представляет значимость с теоретической и практической точки зрения. С целью творческой реализации смыслового содержания текстового профильного материала обучающимся предлагается позиция под названием

«Творцы», участники которой должны продуцировать речевое произведение (короткое эссе, синквейн, стихотворение) или представить театрализованную постановку (миниатюру).У обучающихся появляется пространство творческого самовыражения. Интегративной является позиция "Вопрос". Участники данной позиции задают содержательные вопросы участникам других позиции. Нельзя оставить без внимания позицию «Эксперта», в соответствии с которой обучающиеся оценивают результаты деятельности участников всех позиций. В рамках позиций обучающиеся выбирают роли критиков и защитников. Критик суммирует недостатки предмета дискуссии, защитник выделяет достоинства предмета дискуссии. При вынесении оценки от участников позиции требуется обоснование оценки, участники могут задавать вопросы друг другу, выражать согласие или несогласие.

Выполнение позиционных заданий способствует активному интеллектуально-творческому вовлечению всех участников в процесс работы над текстовым материалом профильного содержания. Все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно моделируют ситуации, обсуждают, анализируют, демонстрируют творческие способности, оценивают действия друг друга и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по обсуждению и решению поставленных задач.

Описание сущностных основ технологии позиционного обучения позволяет получить полное представлении о технологии позиционного обучения как целостном педагогического явлении в образовательном процессе  посредством описания основных принципов ее реализации при работе с текстовыми  материалами  профильного содержания на иностранном языке. Основными принципами являются, на наш взгляд, принцип активизации механизмов критического мышления при работе с текстовыми материалами профильного содержания, принцип дифференциации и индивидуализации, принцип интеграции, принцип активного взаимодействия субъектов образовательного процесса, принцип рефлексии.

Принцип актуализации механизмов критического мышления является основным принципом реализации технологии позиционного обучения при работе с текстовыми материалами профильного содержания на иностранном языке. Как отмечает Дж. Дьюи, критическое мышление есть аналитическое, творческое, рефлексивное и понимающее, способное интерпретировать и оценивать скрытое в послании, а также принять позицию по отношению к нему» [2]. Механизм критического мышления включает мыслительные операции, определяющие процесс формулирования и выражения мысли: определение проблемы, генерирование идей по решению проблемы, нахождение аргументов, их обоснование, представление собственного мнения и оценки. Данный процесс связан с поиском, анализом, синтезом, сравнением, обобщением и оценкой сложных и неоднозначных ситуаций и проблем, представленных в текстовом материале. Процесс усвоения материала становится более осознанным и продуктивным, так как обучающийся, в процессе обсуждения, обмена мнениями учиться мыслить нестандартно, нести ответственность за собственную точку зрения.

Принцип интеграции предполагает формирование у обучающихся способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, деловых, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессиональной деятельности. Сущность данного принципа заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности.

Принцип дифференциации основан на применении комплекса методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих решений реализации технологии позиционного обучения. Реализация данного принципа предполагает изменение содержания текстовых материалов, постоянное варьирование методического инструментария (методов, средств и организационных форм (позиций)) с учетом общего и особенного в личности каждого обучающегося. Важнейшей основой принципа дифференциации и индивидуализации является учет индивидуальных, личностных особенностей обучающихся.

Принцип индивидуализации обучения включает следующие взаимосвязанные и взаимообусловленные научно-методические компоненты: совокупность всесторонне разработанных философских и  социально- психологических положений об индивидуальности и индивидуализации; комплекс методических принципов, осуществление которых индивидуализирует интерактивную деятельность обучающихся, приемы гибкого построения индивидуализированного режима и темпа работы; контроль хода  образовательной деятельности посредством технологии позиционного обучения, его корректировка в соответствии с индивидуальными особенностями «прохождения» обучающимися индивидуального образовательного маршрута.

Принцип активного взаимодействия субъектов образовательного процесса обусловлен тем, что только в условиях интерактивного, равноправного сотрудничества и сотворчества осуществляется гармоничное развитие личности обучающихся. Активное взаимодействие субъектов образовательного процесса представляет собой процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, при котором учитываются интересы участников взаимодействия,  а также их чувства, эмоции, переживания.  Данный принцип требует адекватного включения в этот процесс личного опыта участников образовательной деятельности (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих действий и поступков) и отражает направленность деятельности педагога на соотнесение обучающимися собственных смыслов, осознание их, формирование ценностных ориентиров. В процессе интерактивной работы усваиваются социальные нормы общения, поведения, деятельности, формируются умения, навыки совместной деятельности. Данный принцип позволяют каждому обучающемуся репрезентировать себя в значимых для него позициях, изменять свой статус в среде своих сверстников, экспериментировать со своим поведением, развивать, реализовывать свой интеллектуальный потенциал с учетом его индивидуальных особенностей развития.

Принцип рефлексии связан с размышлениями о внутреннем состоянии, с самопознанием. Хуторской А.В. рассматривает рефлексию как чувственно-переживаемый процесс осознания обучающимися своей деятельности. В основе реализации данного принципа лежит самоанализ деятельности и ее результатов. Данный принцип позволяет обучающемуся осуществить понимание собственной деятельности с трех сторон: практической (цель деятельности, полученный результат); технологической (способы, средства, этапы достижения результата); мировоззренческой (соответствие результата поставленной цели, роль обучающегося в достижении результата, его изменения, постановка цели для дальнейшей работы). Принцип рефлексии обеспечивает осмысление обучающимися собственной познавательной, творческой деятельности по освоению текстового материала, в ходе которой осуществляется оценка и переоценка интеллектуальных и творческих способностей, возможностей.

Данный принцип побуждает к анализу причинно-следственных связей; стимулирует развитие способности обучающихся к саморазвитию, работе над собой и применению этой способности к творческой деятельности, поиску и личностной оценке собственного опыта; содействует осознанному анализу результатов собственной познавательной деятельности; реальной оценке результатов собственной деятельности, выяснению того, как его позиции, отношения к прочитанному воспринимается другими, как другие видят, понимают, оценивают его когнитивные способности, эмоциональные реакции, деятельностные творческие умения; позволяет обучающимся корректировать свою деятельность в процессе интерактивного общения.

Совокупное взаимодействие всех принципов реализации технологии позиционного обучения обеспечивает ее успешное моделирование (определение целей, отбор содержания, выбор форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную деятельность обучающихся по осмыслению текстовых материалов профильного содержания  на иностранном языке). Все участники образовательного процесса задействованы, каждый выполняет посильное для себя задание. У студентов появляется возможность показать свои способности и таланты. Фактор увлекательности и занимательности способствует возникновению положительных эмоций, что в свою очередь, повышает интерес обучающихся к изучению иностранного языка.

 

Список литературы

1.      Н.Е. Веракса — Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. — 1994. —№3. — C.122-129.

2.      Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. – М.: Совершенство, 1997. – 203 с.