Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ БАЛЛЬНО - РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ НА ТЕХНИЧЕСКИХ ПРОФИЛЯХ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
17 февраля 2016г.

Сегодня производство всё более наукоёмкое и высокотехнологичное, поэтому требования работодателей и общества повышаются к научной и технологической подготовке бакалавров профилей направления "Строительство". Обучение техническим дисциплинам является обязательной составляющей высшего образования бакалавров направления "Строительство" и одной из проблем, которая связана с трудностью развития технического мышления, пространственного воображения, инструментального интеллекта будущего бакалавра по направлению "Строительство". Проблемы изучения технических дисциплин известны в инженерно - строительном и научно - педагогическом обществах, поэтому для их решения учёные разрабатывают образовательные технологии, которые позволят достичь в обучении определенных результатов, обеспечивающих способность к реализации компетенций, заложенных в образовательных и профессиональных стандартах бакалавров технического профиля.

Успех развития образовательных технологий связан с деятельностью по методической подготовке и сопровождению процесса обучения. Одной из важных проблем является проблема оценивания достигнутых студентом образовательных результатов. Достаточно легко оценить правильность решенной задачи или соответствие выполненного чертежа требованиям, стандартам и ГОСТам. Сложнее оценить уровень освоения компетенций обучаемыми, особенно, если понимать компетенцию как системное образование когнитивного, деятельностного, эмоционально - аксиологического компонента. Компетенция подразумевает не только знание учебного материала, но способность «что нужно» в новых для себя условиях; определить это «что нужно» с позиций нравственности, ответственности за принятые решения, отношения к ценностям будущей профессии. Поэтому диапазон показателей расширяется; показателей, которые должны быть выполнены студентом и оценены преподавателем при определении оценки по технической дисциплине.

В философии управления качеством известен принцип «принятие решений, основанное на фактах», который подразумевает накопление информации, документирование событий, сбор данных по определенной проблеме. Такой материал позволяет принимать правильное решение по какой - либо проблеме, что было бы затруднительно при отсутствии системности данных. В высшем образовании такой технологией, которая позволяет оценивать многие показатели по аспектам деятельности обучаемого стала балльно - рейтинговая система оценки.

Как показывает опыт, внедрение этой системы происходит медленно, использование технологии начисления баллов и определения рейтинга не имеет очень широкого распространения, несмотря на введение в действие «Положения о балльно - рейтинговой системе оценки освоения студентами образовательных программ». Преподаватели объясняют такое положение дел нехваткой времени на занятиях, низкой эффективностью системы, известностью результатов, которые все равно приведут к «удовлетворительно», «хорошо» и «отлично».

Анализ проблем с внедрением балльно - рейтинговой системы выявил такие барьеры, как качество технологических карт и недостаточно высокий уровень педагогической подготовки преподавателей с техническим образованием. В технологических картах часто посещаемость является главным показателем в оценивании элемента компетенции и не учитываются важные личностные образования, как активность, самостоятельность, познавательный интерес, стремление к саморазвитию и профессиональному самоопределению. Методически состоятельный преподаватель должен быть способен не только к трансляции знаний по дисциплине, но и к рефлексии, анализу, к осуществлению научного обоснования проблем обучения, критическому осмыслению и применению существующих педагогических концепций.

Дефицит времени может эффективно экономится при тестировании студентов по темам курса. Результаты теста тоже можно представить в баллах, что поможет студентам увидеть свой уровень, который будет определён по 100 - балльной шкале и сравнить его с уровнем других студентов.

Также сокращению временных затрат преподавателя, можно считать прием передачи полномочий, который может применяться при реализации балльно - рейтинговой системы оценки освоения студентами образовательных программ. Студенты сами определяют свой уровень достижений, заполняя специальный шаблон своих достижений, на котором представлены показатели, содержащие информацию о требованиях к освоению компетенций и их элементов. Например, для студентов, обучающихся по направлению  «Строительство» по профилю «Промышленное и гражданское строительство», шаблон выполнен в виде фасада здания. В фундамент помещены ячейки, каждый из которых символизирует задания курса и  баллы, которые начисляются за их выполнение или изучение.  С каждым уровнем поднимаешься выше, чтобы быть допущенным к итоговому контролю. Ячейку уровня нельзя заменить ничем другим. Стены дома тоже состоят из «кирпичиков», каждый из которых позволяет набрать баллы, необходимые для хорошей оценки при условии выполнений. Ячейки с возрастанием высоты стены содержат всё больше элементов творческой деятельности, самостоятельной работы, отражают процесс самообразования студента. Чем выше стена – тем большее количество баллов набрано студентом. Уровни тоже меняются с высотой от порогового до продвинутого и превосходного – это крыша здания. Это ячейки с такими показателями, которые иллюстрируют расширение образовательного горизонта и включают такие виды деятельности и достижения студента, как участие в научно - исследовательской работе, победа в олимпиаде по дисциплине, участие в конкурсах и выставках, подготовка сообщений на научных семинарах,  участие  в  конференциях,  инициативность.  Для  студентов,  обучающихся  по  направлению «Строительство» по профилю «Автомобильные дороги и аэродромы», шаблон, например, может быть выполнен в виде автомобильной дороги с мостом, туннелем, серпантином и т. д. по аналогичному принципу, где студенту необходимо добраться из пункта «А» в пункт «Б».

Заполнение ячеек производится студентом путем закрашивания достигнутых показателей, указанных в ячейках. Шкала может располагаться рядом, с набором баллов снизу вверх, либо количество баллов может определяться суммированием баллов, указанных в ячейках. Шаблон иллюстрирует эффективность индивидуального образовательного маршрута обучаемого; он находится у студента, а не в журнале у преподавателя и это само по себе будет вызывать желание заполнять ячейки, дойти до следующего уровня. Используется игровой момент, который осознан и усвоен обучаемыми с детства в играх: закрась все ячейки, набери больше баллов, пройди уровни.

Такой прием развивает рефлексию, самоанализ, здоровую конкуренцию и ставит студента в положение коллеги преподавателя, где он оценивает сам себя. Преподаватель всегда может проверить правильность заполнения шаблона, т. к. в журнале есть соответствующие отметки, но сам кредит доверия является средством воспитания, который применил и описал А.С. Макаренко в «Педагогической поэме». Воспитание и общение – это одни из главных факторов, которые позволяют вырастить в университете бакалавра с высшим образованием.

Сегодня выпускник  Архитектурно - строительного факультета университета должен демонстрировать хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности и иметь интеллектуальное и нравственное развитие, обладать широким спектром образования, чтобы быть способным построить на этом «фундаменте» новое конкретное знание в соответствии с изменившимися и изменяющимися условиями.

 

 

Список литературы

1.      Кабиров, Р.Р. Задачно - модульная технология физико - математической подготовки студентов технического вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Кабиров Р.Р.; [Место защиты: Ин - т педагогики и психологии профессионального образования РАО]. - Казань, 2010. - 183 с.

2.      Щеднова, Т.Н. Реализация модульно - рейтинговой системы обучения математике студентов аграрного вуза: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.02. - Омск, 2003. - 215 с. : ил.