Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ КУЛЬТУРЫ БЕСКОНФЛИКТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ПРАКТИКИ

Авторы:
Город:
Киров
ВУЗ:
Дата:
18 декабря 2016г.

Аннотация. В статье раскрыта роль диагностики и особенности  формирования культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза, что подготовит обучающихся к вхождению в профессию, указав на компоненты, требующих коррекции и развития.

Ключевые слова: бесконфликтное взаимодействие,  диагностика, компоненты, культура, поведение, производственная кафедра, студент.

 

 

TO THE PROBLEM OF DIAGNOSIS CULTURAL INTERACTION CONFLICT-CURRENT STUDENTS IN THE PRACTICE

 

Emelyanova Elena

 

Federal State Educational Institution of Higher Education "Kirov State Medical Academy" of the Russian

 

Federation Ministry of Health

 

Graduate student of the Department of Pedagogy of the private educational institution of higher education "Vyatskiy Socio - Economic Institute," (Kirov)

Annotation. The article deals with the role of diagnostics and features of formation of culture of conflict- free interaction of students of high school that will prepare students for entry into the profession, pointing to components that require correction and development.

Keywords: conflict-free interaction, diagnostics, parts, culture, behavior, Production Department, the student.


Введение. Выпускник вуза, осваивая профессию, оказывается в новых трудовых условиях и от качества сформированных компетенции зависит его адаптация к коллективу, профессиональное становление. Одним из направлений в подготовке будущих специалистов является формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза, которое имеет свои диагностические критерии, которые представлены в данной статье.

Известно, что культура поведения оказывает влияние на формирование профессиональных компетенций у молодых специалистов. Особенно она важна в трудовой деятельности врача при взаимодействии с пациентами. По этой причине уместным становится формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза.

Формулировка цели статьи. Теоретическое обоснование диагностических критериев формирования культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза.

Изложение основного материала статьи. Современный студент оказывается под влиянием множества стресс-факторов, которые дестабилизирующе действуют на состояние организма, характерологические черты личности, в том числе волевую регуляцию, отражающуюся на эмоциональном статусе человека. Быстрая адаптация и стрессоустойчивость – основные требования современной жизни к человеку любой возрастной периодизации. Для развития данных способностей и улучшения адаптации обучающихся, молодых специалистов, важно создать социально-педагогические условия, способные формировать культуру бесконфликтного взаимодействия, например, это может быть производственная кафедра, способная обеспечить практику обучающимся. Для проверки эффективности разработанных программ, целесообразно применять диагностику.

Методы исследования могут быть выбраны на основе анализа документов, регламентирующих содержание образовательной деятельности педагогов высшего образования и специалистов производственных кафедр, для выявления возможностей их готовности к организации процесса формирования культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза, на основе анализа педагогических технологий, дидактических средств в овладении новыми знаниями. Также, в качестве источников и способов получения объективной информации возможно применение следующих методов исследования: анализ особенностей организации процесса образования и содержания его учебно- методического обеспечения (учебные планы, учебно-профессиональную или специализированную литературу, программу профессиональных стажировок); наблюдение, преимущественно за основными проявлениями эмоциональных состояний во время практики; анкетирование, беседа, лонгетюдный анализ; математическая и статистическая обработка данных. Благодаря методам исследования, становится возможным определение компонентов, уровней, критериев оценки бесконфликтного взаимодействия студентов вуза. Одним из компонентов является поведенческий, который в свою очередь имеет уровни (высокий, средний, низкий) [2]. Для изучения данных показателей были использованы диагностические методики, одна из них приведена в пример: шестнадцати факторный опросник Kettell,

Для проведения эксперимента удобной в применении и обработке проявила себя методика Kettell, относящаяся к клинико-психологическому подходу и рассматривающая индивидуально-психологические особенности человека путем изучения шестнадцати факторов личности, имеющих называние конституциональные [7]. Черты личности представляют собой устойчивые и взаимосвязанные элементы, проявляющиеся преимущественно стабильно от ситуации к ситуации. В эксперименте, направленном на формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза важным является диагностический инструментарий, согласно которому возрастает вероятность контроля за качеством формируемых компетенций. Например, шкала (Q3), определяющая выраженность импульсивности или контроля желания, что описывает характер поведения испытуемых, в том числе произвольность и регуляцию. При выраженности данного фактора, человек способен организовывать свое поведение на основе волевой регуляции, благодаря чему осуществляется эффективное управление эмоциональными проявлениями и планируется жизненная перспектива. Экстремально высокие показатели по шкале Q3 (+), свидетельствуют о наличии педантизма. Низкая оценка по фактору Q3 (-) указывает на слабую волю и плохой самоконтроль поведения, привносящий помехи в планирование собственного времени. Изучаемый фактор Q3 по своему содержанию близок к показателям С и G, где С характеризует способность управления собственными эмоциями и настроением или проявлять беспомощность, а G описывает уровень ответственности или безответственности. Зная тенденции развития характерологических черт важно понимать, что у студента проявляется интерес к общественным стандартам или он крайне индивидуалистичен, что отражается на не предсказуемости поведения или его прогнозируемости. В случае ярко выраженной индивидуалистичности, вероятность формирования отклоняющегося (девиантного) от нормы поведения увеличивается, а формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студента вуза принимает затруднительный характер, подчас невозможный. Данный факт свидетельствует о важности привлечения пристального внимания к проблеме формирования компетенций студентов вуза, так как качество подготовки обучающихся находит отражение в репутации учебного заведения, конкретных педагогов и трудового коллектива, в который придет молодой специалист после окончания вуза. Социально приемлемые граждане, высоко квалифицированные специалисты - являются важным фактором развития гражданского общества Российской Федерации на основе гуманистических принципов.

Таким образом, изучая компоненты, уровни и критерии оценки, устанавливается взаимосвязь на основе полученных данных, вследствие чего, приобретается право разрабатывать и утверждать программы развития компетенций необходимых для выпускников вуза.

В исследовании по формированию культуры бесконфликтного взаимодействия на констатирующем этапе эксперимента компоненты проверялись на основе критерия Вилкоксона – Манна - Уитни [6] при уровне значимости 0,05 (уровень доверия 95%), что составило для поведенческого компонента в критическом значении статистики W = 1,96, при расчетных значениях статистики U = 224,6 и расчетных значениях статистики W = 0,87. Расчеты показали, что контрольная и экспериментальная группы на этапе констатирующего эксперимента по изучаемым признакам статистически (с вероятностью 95%) неразличимы по всем компонентам формирования культуры бесконфликтного взаимодействия, в то время как на этапе контрольного эксперимента группы существенно различаются по всем компонентам формирования культуры бесконфликтного взаимодействия, что доказывает эффективность используемого подхода.

В заключении следует отметить, что данная статья не претендует на раскрытие всех аспектов обозначенной проблемы, однако может служить основой для продолжения исследования в определении бесконфликтного взаимодействия между людьми.

 

Список литературы

 

1.                   Емельянова, Е.Н. Формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов  вуза: актуальность и перспективы /       Е.Н. Емельянова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. – Ялта: РИО ГПА, 2016. – Вып. 52. – Ч.7. – С. 140-146.

2.                   Емельянова, Е.Н. Условия формирования культуры бесконфликтного взаимодействия у студентов  вуза  /  Е.Н.  Емельянова  //  Научное  обозрение:  гуманитарные  исследования.  - Москва, 2016. - №10. – С. 47-51.

3.                   Емельянова, Е.Н. Влияние морали и нравственности на формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза / Е.Н. Емельянова // Таврический научный обозреватель[Электронный ресурс]. ООО «Межрегиональный институт развития территорий». - Ялта, Республика Крым, 2016. – №10 (15). - С.98-114.

4.                   Емельянова, Е.Н. Сущность культуры бесконфликтного взаимодействия студентов вуза / Е.Н. Емельянова // Инновационный Центр Развития Образования и Науки, конференция с международным участием, г. Красноярск.

5.                   Емельянова, Е.Н. Формирование культуры бесконфликтного взаимодействия студентов  вуза при моделировании обучающего процесса / Е.Н. Емельянова // Международная научно- практическая конференция «Современная научная мысль», г. Чебоксары.

 6.                   Новиков Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). М.: МЗ-Пресс, -2004.- 76 с.

7.                   Рукавишников А.А., Соколова М.В. Факторный опросник Р.Кеттелла-95.Руководство по использованию. Rex Rotary: ООО ИКЦ «Презентация», -1999. - 102 с.