Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Авторы:
Город:
Рязань
ВУЗ:
Дата:
13 января 2016г.

   Актуальность темы обусловлена усложнением мировой экономической обстановки, связанной с колебаниями мировых фондовых рынков и введением рядом крупных стран санкционных мер против Российской Федерации, обостривших ряд болезненных проблем, в частности управление ресурсами предприятия в условиях ограниченности.

   Современная рыночная экономика теснейшим образом связывает в симбиоз не только отдельные страны, но и даже крупные и средние предприятия. В результате, обрастая международными связями и партнерами, отечественные производители становятся, весьма, уязвимы для последствий кризисных ситуаций и волнений рынка, периодических возникающих в международной экономической системе. При отсутствии полной глобальной интеграции экономик разных стран в единое экономическое пространство возникает неравенство в условиях ведения бизнеса. Иными словами различная государственная экономическая политика, таможенное и налоговое обложение ставит предприятия в заведомо неравные условия. Данное явление затрагивает не только Российскую Федерацию, но и страны ЕС, где давно объявлена политика экономической диверсификации.

   В последнее время особенность экономической политики некоторых стран, благодаря современному уровню глобализации, стала серьезным инструментом геополитической борьбы. Подтверждением тому является введенная против Российской Федерации программа санкционных мер экономического ограничения, которая довольно серьезно затронула наиболее интегрированные и экспортозависимые предприятия различных отраслей производства. Проблема ресурсозамещения, экспортозамещения и повышения эффективности управления собственным капиталом становится не просто  острой – угрозе  подвергается престиж страны и обороноспособность государства.

   Специфика государственной экономической политики, ориентация экономики на сырьевой экспорт, введение экономических санкций, эмбарго и последующие контрмеры усложнили условия ведения бизнеса для отечественных производителей.

   В сложившихся экономических реалиях особенно остро встал вопрос эффективного управления ресурсами предприятия. Задача усложняется из-за огромного количества существующих на данный момент стратегий управления ресурсами в условиях нестабильности, что влечет за собой потерю времени при анализе предприятия, а вследствие этого опасность потери оперативного контроля над ситуацией. Во избежание этого нужно провести систематизацию всех имеющихся данных.

   Ресурсная стратегия – программный документ, содержащий набор правил, регламентирующий процесс мобилизации ресурсов и их целенаправленного использования в интересах организации [2.59]. В общем плане под ресурсами понимается все то, чем можно воспользоваться в достижении цели (например – в профилактике или преодолении кризиса). В составе ресурсов промышленной фирмы в основном выделяют следующие три группы: фонды; финансы; персонал.

    Для проведения любой антикризисной компании принято определять методологический инструментарий. Практика проведения финансового оздоровления организаций различных направлений деятельности позволила определить наиболее типичные мероприятия управленческих воздействий на состояние материальных ресурсов в организации.

а) мероприятия по повышению эффективности использования оборудования – например, определение перечня оборудования (инвентаря, приспособлений), не используемого или мало (редко) используемого в производственной деятельности и дальнейшая работа с ним.

б) сокращение капитальных вложений – например, консервация объектов капитального строительства с целью снижения текущих затрат по их содержанию;

в) рационализация производственных запасов – например, распределение запасов по степени их важности для стабильной деятельности организации, уменьшение объема тех видов запасов, которые не являются критическими для функционирования организации;

г) рационализация производства – например, закрытие нерентабельных производств с высвобождением материальных ресурсов, персонала, оборудования и производственных площадей;

д)  снижение  затрат  в  производственной  и  коммерческой  деятельности  –  например,  внедрение ресурсосберегающих технологий.

   Конечно же, в зависимости от специфики бизнеса и характера кризиса список может быть дополнен. К тому же актуальным остается вопрос о методологии анализа экономического состояния организации.

    Методология антикризисной оценки деятельности предприятия и нормативно-правовая база, направленная на антикризисную защиту бизнеса достаточно широка. В рамках осуществления анализа бухгалтерской и финансовой отчетности особый практический интерес вызывают утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2003 г. «Правила проведения арбитражным управляющим финансового анализа» - практические рекомендации, содержащие требования к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках, а так же требования к анализу активов и пассивов должника.

    Цель данного документа – введения единообразия при проведении финансового анализа. Согласно установленным правилам анализ активов проводится в целях оценки эффективности их использования, выявления внутрихозяйственных резервов обеспечения восстановления платежеспособности, оценки ликвидности активов, степени их участия в хозяйственном обороте, выявления имущества и имущественных прав, приобретенных на заведомо невыгодных условиях, оценки возможности возврата отчужденного имущества, внесенного в качестве финансовых вложений.

   Анализ пассивов проводится в целях выявления внутрихозяйственных  резервов обеспечения восстановления платежеспособности, выявления обязательств, которые могут быть оспорены или прекращены, выявления возможности проведения реструктуризации сроков исполнения обязательств.

   В соответствии с данным документом при проведении анализа организации-должника определяются:

•   показатели финансово-хозяйственной деятельности должника;

•   коэффициенты, характеризующие платежеспособность должника;

•   коэффициенты, определяющие финансовую устойчивость должника;

•   коэффициенты, характеризующие деловую активность должника [1.146].

    Основными показателями предварительного анализа эффективности использования основных производственных фондов (ОПФ) организации является динамики выручки, фондоотдачи, ОПФ, основных оборотных средств, соотношение прироста ОПФ в расчете на 1% прироста продукции.

   В кризис-менеджменте, при оценке показателей финансовой стабильности, принято критически подходить к интерпретации выходных данных. Так, например рост фондоотдачи может свидетельствовать не об увеличении выпуска, а о росте износа оборудования (I или II рода). Следует вывод о техническом отставании от конкурентов, об ограниченности в возможности обновления ОПФ.

   При оценке состояния материальных ресурсов также необходимо провести анализ запасов. Такой анализ позволяет выявить рост излишних, ненужных материалов и остатков незавершенного производства. Причинами снижения выпуска отдельных видов продукции служат неравномерное поступление материальных ресурсов, удорожание себестоимости продукции, отсутствие комплектующих изделий, падение спроса, низкое качество, неритмичный выпуск продукции [1.168].

   В период нестабильного состояния, только проведя комплексный анализ экономико-хозяйственной деятельности предприятия можно судить о характере наступившего кризиса. Достоверность и полнота полученных данных будет напрямую влиять на принимаемые решения. Именно на результатах этого исследования будет базироваться будущая антикризисная программа.

    Соблюдение же антикризисной программы есть не что иное, как процесс санации – комплекса реорганизационных мероприятий по восстановлению платежеспособности предприятия, его жизнестойкости, предупреждению банкротства. Процедура санации – упорядоченная совокупность слабо формализованных, осуществляемых последовательно или параллельно управленческих действий, создающих условия для оздоровления предприятия. Назначение процедур – организационное обеспечение разработки и реализации программы антикризисных мероприятий. Процедуры санации представляют собой действия, осуществляемые менеджером в целях планового вывода предприятия из кризиса. Каждая процедура способствует. На данном этапе и вплоть до введения конкурсного производства при процедуре банкротства также активно используется экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия [2. 66-67].

      Кризис организации, каким бы масштабным он ни был –  это не всегда путь банкротству, потере возможности расплачиваться по долгам, потери самостоятельности и последующей ликвидации.

     Не стоит рассматривать финансовую нестабильность как чистую математическую модель – известно, что модели Альтмана и Таффлера на практике не обладают должной чувствительностью [2.47]. Важнее внутреннее «ощущение» предприятия.

   Кризис – это, прежде всего возможность избавиться от болезненных точек предприятия, решить накопившиеся проблемы, переосмыслить цели и миссию бизнеса, вывести его на принципиально новый уровень. Но для этого нужно вести непрерывную диагностику, как внутреннего состояния организации, так и внешнеэкономической среды.

    Последние внешнеполитические события показали, что отечественные предприятия, преимущественно производственной сферы, весьма сильно подвержены влиянию из вне. Первым что страдает при таком виде «влиянии» – ресурсы предприятия (финансовые, производственные, трудовые), нестабильность которых может вызвать детонацию на всем производстве, и организация может оказаться банкротом.

    Поэтому, для преодоления такого рода катаклизмов, как никогда важна роль личности менеджера, его знания, умения и навыки, важен своевременный контроль и оперативное вмешательство, и, конечно же, антикризисный контроль со стороны государства.

 

Список литературы

1.      Жарковская Е.П., Бродский Б.Е., Бродский И.Б. Антикризисное управление: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Антикризисное управление» и другим экономическим специальностям. 7-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Омега-Л», 2013. – 472 с.

2.      Марчева И.А. Антикризисное управление: Учебно-методическое пособие. – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2012. – 134 с.