Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2018г.

В данной работе исследуются инновационные способы управления развитием заочного обучения в университете на примере Заочного факультета Сибирского государственного университета путей сообщения. Доказана необходимость активного использования дистанционного образования для устойчивого роста и развития заочного обучения. Выдвинуты основные направления развития заочного обучения, как ответы на вызовы современности.

Ключевые слова: заочное обучение, управление развитием, глобализация, инновации, национальная безопасность.

В современный период в  нашей стране идет существенная трансформация системы заочного образования, вызванная изменениями в нормативно-правовой базе. Кроме этого, на отечественное заочное образование оказывают существенное влияние экономический спад и усиление конкуренции на рынке заочного обучения (в том числе в связи с применением современных информационных технологий).

Вместе с тем, само существование заочной формы при реализации программ как высшего образования, так и среднего профессионального образования, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) третьего поколения, в настоящее время руководством Министерства науки и высшего образования РФ ставится под сомнение. Ректоры ведущих российских ВУЗов неоднократно высказывали предложения о закрытии заочной формы. Однако, если отказаться от заочной формы обучения, то отечественная экономика получит меньше квалифицированных трудовых ресурсов. Кроме того, работники, желающие получить образование без отрыва от производства, не смогут этого сделать, а, следовательно, не смогут развиваться в профессиональном плане. Таких сотрудников в железнодорожной отрасли достаточно много, и все они разом лишатся возможности профессионального и карьерного роста, что может повлечь за собой и отток кадров. Следовательно, в сложившихся экономических условиях необходимо незамедлительно решать вопросы качества заочного образования.

Все это приводит к необходимости разработки стратегических направлений и программы развития заочного образования в СГУПСе, с целью улучшения на рынке существующих позиций, повышения конкурентоспособности и освоения новых специальностей и направлений.

Заочный факультет СГУПС в настоящее время – это 1600 студентов, в том числе 500 обучаются на бюджетной основе. Реализуется 5 программ специалитета и 7 бакалавриата. Также реализуется на базе СПО и первого высшего образования две программы по ускоренным планам.

Как и все вузы, продолжающие реализацию заочной формы обучения, СГУПС сталкивается со следующими проблемами (вызовами):

1.     Отказ от заочной формы обучения в ФГОС третьего поколения. Он проявляется в том, что в ФГОС следующего поколения наблюдается тенденция на запрет реализации некоторых направлений подготовки по заочной форме обучения как первого высшего образования. Например, Юриспруденция, Наземные транспортно-технологические средства, Управление персоналом, Менеджмент, Экономика и другие направления.

2.     Противоречия между Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 173 «Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры, и работникам, поступающим на обучение по указанным образовательным программам») и ФГОС в части предоставления оплачиваемого отпуска для прохождения обучения. В частности, преддипломная практика не входит в работы связанные с подготовкой к государственной итоговой аттестации (ГИА), а, следовательно, вуз не может выдать справку-вызов студенту на период прохождения преддипломной практики. В тоже время период ГИА ограничен ФГОС и, как правило, составляет всего 4 недели. Этого не достаточно для плодотворного контакта студента с дипломным руководителем. В результате качество выпускных квалификационных работ снизилось.

3.     Коэффициент «преподаватель/студент» для заочной формы обучения. Существующий коэффициент соотношения «преподаватель/студент» для заочной формы обучения составляет 1/60, а ожидается в ближайшем будущем 1/120. В настоящий момент Заочный факультет не может обеспечить даже показатель 1/60.

4.     В университете мало используются электронное обучение (ЭО) и дистанционные образовательные технологии (ДОТ), несмотря на то, что закон «Об образовании в Российской Федерации», а также в ФГОС рекомендуют активно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе.

5.     Низкий уровень информатизации бизнес-процессов и несогласованность существующих информационных систем, обеспечивающих функционирование подразделения в целом, являются причиной большого количества ошибок в деятельности, а также завышенных трудозатраты сотрудников факультета, что в свою очередь вызывает недовольство со стороны как профессорско- преподавательского состава, так и со стороны администрации университета.

6.     Относительно низкий уровень ответственности преподавателей.

7.     Относительно низкий уровень ответственности студентов.

В результате на Заочном факультете  уже наблюдается снижение интереса  к направлениям бакалавриата в целом, а в ближайшие годы это снижение может стать значительным.

Также на протяжении всего периода подготовки по направлениям бакалавриата (по заочной форме) наблюдается слабый интерес со стороны потенциальных работодателей, что выражается в отсутствии целевых мест приема. В свою очередь по специалитету наблюдается увеличение количества целевых мест приема.

Нами определены задачи, которые необходимо решить для достижения цели повышения качества заочного образования [1]:

1.        Расширение перечня образовательных программ, реализуемых по заочной форме.

2.        Организация активной и диверсифицированной приемной кампании.

3.        Развитие взаимодействия с Институтом перспективных транспортных технологий и переподготовки кадров (ИПТТиПК СГУПС) по вопросам получения дополнительного образования параллельно с получением высшего образования.

4.        Развитие электронного обучения. Предполагается реализация не только отдельных учебных курсов в электронном виде, но и создание комплексной системы электронного обучения.

5.        Развитие сотрудничества с профильными техникумами и колледжами по вопросу унификации учебных планов, для возможности организации дальнейшего ускоренного получения высшего образования.

6.        Развитие сотрудничества с предприятиями с целью организации производственных практик для студентов заочного факультета.

При этом мы рассматриваем технологии электронного обучения как эффективный инструмент решения указанных выше проблем.

Нами был проведен анализ текущего состояния дел в области информатизации учебного процесса на Заочном факультете. В результате сделаны следующие неутешительные выводы:

-          На 60% курсов, предусмотренных учебным планом, студенты Заочного факультета не подписаны.

-          У 90% содержания курсов отсутствует интерактивный материал. Преимущественно используются статические данные (PDF, Word, PowerPoint).

-          Менее половины электронных курсов содержат тесты.

-          Менее 40% электронных курсов содержат материал для курсовых работ (курсовых проектов).

Исходя из перечисленных выше проблем-вызовов и поставленных задач повышения качества заочного образования, можно предположить следующие возможные варианты развития Заочного факультета нашего университета.

Вариант первый – продолжать реализацию заочной формы обучения по тем направлениям и специальностям, которые разрешены ФГОС. Технологии электронного обучения использовать следующим образом:

-          Перевести часть дисциплин в электронный формат, в том числе прием экзамена/зачета.

-          Обеспечить информационное сопровождение всех дисциплин учебного плана не менее чем на 50%.

Это позволит сконцентрировать внимание на профильных дисциплинах, что в свою очередь отразится на качестве образования, снизить коррупционную составляющую, привести в соответствие коэффициент «преподаватель/студент», снизить нагрузку на аудиторный фонд. Кроме этого использование современных образовательных технологий в самое ближайшее время привлечет дополнительных студентов в университет.

Вариант второй предполагает разработку электронных курсов по общеобразовательным дисциплинам для учащихся техникумов с последующей продажей этих курсов через ИПТТиПК СГУПС учащимся техникумов с последующими выдачей свидетельств и перезачетом изученных дисциплин после поступления в университет, что сократит срок обучения студентов в вузе.

В качестве ожидаемых результатов использования этого варианта, можно выделить увеличение контингента учебного заведения, а также возможность концентрации на профильных дисциплинах.

Вариант третий предлагает полностью пересмотреть отношение к заочной форме обучения и переключиться на использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. При этом предполагается перейти на частичную или полную дистанционную форму обучения с применением информационно-коммуникационных технологий, массовое использование online-курсов, виртуальных лабораторных работ, тренажеров, вебинаров, видеолекций с дальнейшим переименованием Заочного факультета в «Факультет электронного обучения».

Данный вариант потребует серьезных вложений в развитие, как инфраструктуры университета, так и подготовки специалистов по информационным технологиям (программисты, дизайнеры, аниматоры, специалисты по видеомонтажу и т.д.). Также необходимо разработать систему мотивации преподавателей, которые будет задействованы в этой работе. И все это должно выполняться в соответствии с политикой информатизации учебного заведения.

Однако, наряду с положительными результатами во всех трех перечисленных вариантах, всегда будет существовать вероятность запрета той или иной специальности / направления, что негативно скажется и на контингенте и на престиже вуза в целом.

 

Библиографический список

 

1. Тарасов Е.Б. Стратегия развития Заочного факультета СГУПСа. Новосибирск, 2017. 80 с.