24 декабря 2017г.
В системе экономических отношений общества, основанных на принципах товарного производства, рынок как категория и как система хозяйства занимает центральное место. С ним органически связаны такие важнейшие категории как конкуренция и обмен, спрос, стоимость и цена, капитал, прибыль, ссудный процент и зарплата и ряд др.
Исторически и логически возникновение и развитие товарного производства и рынка стали результатом эволюции общественного разделения труда и частной собственности и связанных с ней экономической обособленности и самостоятельности хозяйствующих субъектов.
Как известно законом любого рынка является борьба различных предприятий за экономическое выживание и дальнейшее процветание. Поэтому ключевым понятием выражающим сущность рыночных отношений, является именно такое понятие как – конкуренция.
Конкуренция – это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос.
Одной из прогрессивных тенденций в развитии торговой сети является постоянное увеличение обеспеченности населения торговыми площадями. Так, если в конце 20 века обеспеченность городского населения в среднем по России составляла около 140 м2 на 1тыс. жителей, то в настоящее время – около 260 м2.
Одновременно с количественным ростом розничной торговой сети и магазинов происходит процесс укрупнения розничной сети. С 1960 по 2017 гг. средний размер торговой площади на 1 магазин в торговле увеличился с 56 м2 до 135 м2, на 01.01.2017 г. средний размер магазина по стране составил 97 м2, Примерно 70 % продовольственных магазинов имеют торговую площадь ниже минимальных размеров, предусмотренных номенклатурой типов магазинов.
Существенным тормозом в совершенствовании торгового обслуживания населения являются небольшие размеры магазинов. Экономические показатели таких магазинов, как при строительстве, так и при эксплуатации, как правило, ниже, чем в крупных магазинах. Поэтому важнейшим направлением развития розничной торговой сети является ее рациональное укрупнение и прежде всего за счет ввода в действие крупных универсамов, универмагов, торговых центров, супер- и гипер-маркетов.
Расширение и укрупнение торговой сети обеспечивают возможность внедрения достижений научно-технического прогресса, более рационального использования торговых площадей, широкого применения современных технологических решений.
За последние годы произошли существенные изменения в структуре сети магазинов, что обусловило различные темпы роста количества торговых предприятий разной специализации.
В продовольственной торговле наблюдается тенденция преимущественного развития сети неспециализированных магазинов. Доля их в товарообороте страны составляет более 80 %, в то время как численность специализированной торговой сети снизилась.
В непродовольственной торговле происходит увеличение и совершенствование специализированной торговли. Темпы роста специализированной торговой сети за последние 10-15 лет значительно обгоняют темпы роста универсальной торговой сети.
Очевидно, что для рационального размещения торговой сети: управлениями потребительского рынка областей, городов, должны быть разработаны примерные схемы и концепции размещения магазинов в соответствии с генеральными планами развития городов, что обеспечивало бы внедрение наиболее прогрессивных типов предприятий (универсамов, гипермаркетов, универмагов, торговых центров) и их рациональное размещение в структуре города в зависимости от его величины.
Особое внимание должно быть уделено вопросам проектирования и реконструкции действующей торговой сети. За последние 15 лет в стране действующая сеть магазинов обновлена на 25-30 %, несмотря па относительно высокие темпы строительства, т.е. 3/4 торговой сети требует реконструкции и перестройки, укрупнения, более рациональной специализации. Следует отметить, что реконструкция действующих предприятий при тех же затратах дает больший эффект, чем новое строительство.
Процесс концентрации капитала в розничной сети проявляется, главным образом, в систематическом сокращении численности магазинов. Наиболее интенсивно этот процесс идет в США, Германии и других странах, где наблюдается непрерывное вытеснение мелких магазинов крупными и снижение доли мелких торговцев в товарообороте.
Наблюдается быстрый рост количества торговых центров. В США, например, насчитывается до 30 тыс. торговых центров. Причина растущей популярности торговых центров заключается в том, что они объединяют мелкие и крупные торговые предприятия, а также предприятия сферы услуг и массового питания.
В зарубежной практике торговые центры делятся на три типа:
– мелкие (местные), рассчитанные на обслуживание до 40 тыс. человек, проживающих в 10 минутах ходьбы. Они включают 10-15 магазинов с торговой площадью 5 тыс. - 7 тыс. м2;
– средние (общинные), обслуживающие районы с населением 40 тыс.-100 тыс. человек, проживающих в 10 минутах езды на автомобиле и включающие 3-40 магазинов с торговой площадью 15 тыс.-30 тыс. м2;
– крупные (региональные), рассчитанные на обслуживание более 250 тыс. человек, имеющие как минимум 50 магазинов, расположенных в 30 минутах езды на автомобиле.
Примером развития торговых центров может служить один из крупнейших мировых торговых центров в Эдмонте (Канада), занимающий около 50 га, имеющий автостоянку на 15 тыс. автомобилей, включающий 828 магазинов площадью 280 тыс. м2, с количеством работающих 15 тыс. человек и рассчитанный на ежегодное посещение 8 млн. человек.
Концепции развития розничной торговой сети за рубежом основываются на общих идеях и направлениях формирования ассортимента и торгового сервиса, что предусматривает создание единообразного внешнего вида магазинов, использование одинаковых планировок торгового зала и размещение в нем товаров и торгового оборудования, единые методы продаж.
В странах Западной Европы получили развитие различного рода торговые цепи. Главная роль в них отводится продовольственным магазинам самообслуживания с сопутствующими непродовольственными товарами (супермаркеты), крупным универсальным магазинам и торговым центрам, размещенным в пригородах и на автотрассах, магазинам-дискаунтам, торгующим по низким ценам.
Согласно опубликованным данным, обеспеченность торговыми площадями составляет в США 1200 м2 на 1 тысячу жителей, Германии – около 1000 м2, Италии – 900 м2, Японии – около 700 м2, Испании – около 450 м2. Количество жителей на 1 торговую единицу колеблется от 34 человек в Норвегии до 185 - в Австрии и Канаде.
Особенностью состояния розничной сети развитых стран является ее измельченность, несмотря на быстрый процесс концентрации. Так, например, в ФРГ 69 % магазинов имеют торговую площадь до 100 м2 и 23 % – до 400 м2 и только 8 % магазинов имеют площадь свыше 400 м2; в Японии 85 % магазинов имеют численность занятых в них работников от 1 до 4 человека, в Великобритании 70 % магазинов имеют численность работников до 10 человек.
В странах с рыночной экономикой накоплен научный и практический опыт по рациональному размещению розничной торговой сети. Основным принципом решения проблемы размещения торговой сети является сокращение до минимума затрат времени покупателей на приобретение товаров, особенно повседневного спроса.
В целях повышения эффективности использования розничной торговой сети необходимо определить ее оптимальную структуру и размещение. Оптимизация размещения сети магазинов предполагает выбор наиболее экономичного варианта с наименьшими затратами времени покупателей на приобретение товаров.
Основными отличительными чертами розничной сетевой продуктовой торговли являются количество и размеры предприятий.
В США и других развитых странах наблюдается тенденция к созданию более крупных розничных предприятий, чем в развивающихся странах, поскольку многие развитые страны предпочитают крупномасштабную деятельность, которую отличает высокая эффективность. Однако в ряде промышленно развитых стран – Японии, Италии, Франции и Бельгии – подобной сбытовой сети не существует.
Так, в Японии создано столько же розничных предприятий, сколько приходится на половину населения США. Если в США и Германии на 1 тыс. человек приходится шесть магазинов, то в Японии – 13, во Франции – 11. По размерам розничных предприятий Япония находится в одном ряду с Францией и Бразилией (число занятых соответственно составляет в них 3,7; 3,7; 3,0 человек); Великобритания с Австрией и Швецией (7,8; 6,6; 4,2 человек).
В Германии 75% розничных предприятий созданы крупными компаниями, в то время как в Италии такое же количество магазинов создавалось мелкими независимыми фирмами.
Сектор продуктовых розничных сетей в России освоен на 20%. Следовательно, хорошие перспективы развития российского сектора продуктовых розничных сетей и розничной торговли, в частности, на ближайшую перспективу обеспечены. Стремительно растет количество россиян, предпочитающих покупать продукты питания не на рынках, а в супермаркетах.