Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСЛАМСКИЕ ФИНАНСЫ СЕГОДНЯ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Международный финансовый кризис продемонстрировал уязвимость нынешней международной финансовой системы и ее несовершенство. Остро встает вопрос о путях и возможностях возврата нравственных критериев в финансовую сферу. Представители этически-ориентированного бизнеса пути создания более здоровой, в том числе с точки зрения морали, экономики.

    В качестве социально-ответственных отношений выступают исламские финансы. Исламские финансы – это отношения по поводу распределения денежных ресурсов между субъектами экономики, основанные на нормах шариата. Шариат, как известно, - совокупность юридических норм, нравственных принципов и правил поведения мусульманина.

    Однако, несмотря на название "исламские", подобные отношения не являются религиозными, поскольку цель последних – пропаганда религиозных взглядов.

     В последнее время количество исламских финансовых институтов в мире постоянно увеличивается. Основными факторами развития исламских финансов являются рост численности мусульманского населения в мире, бурное увеличение нефтяных доходов государств Востока и в силу этого заинтересованность и принятие этой системы западными странами, а также поддержка ее на законодательном уровне. Появляются новые крупные игроки на мировом финансовом рынке: исламские банки, фонды, страховые компании. На рынок приходят традиционные банки, открывая исламские филиалы, и другие игроки, стремящиеся получить доступ к инвестициям и частным капиталам клиентов, для которых важно соблюдение в бизнесе определенных принципов. Можно выделить следующие основные принципы:

1.     Запрет рибы (от араб. – прирост, приращение, ростовщичество) или «Деньги не должны возникать из денег [5]. Запрет любого ссудного процента объясняется тем, что ростовщичество не ведет к росту благосостояния общества и созданию нового продукта. Порицание ростовщической деятельности присуще и другим религиям. Доход инвесторов должен быть связан с инвестициями в торговлю и производство. Деньги не являются товаром, они лишь мерило стоимости.

2.     Запрет гарара (в переводе с арабского - опасность, риск).В условиях договора не допускается излишняя неопределенность и спекуляция, которая может возникнуть вследствие недостатка информации и контроля над исполнением контракта. Наличие гарара в договоре делает его недействительным. То есть не допускаются такие финансовые инструменты, как форварды, фьючерсы, свопы и традиционное страхование.

3.     Запрет майсира (от араб. – азартные игры). В экономике майсир понимается как прибыль, возникшая из случайного стечения обстоятельств. В более широком смысле он воспринимается как запрет на перемещение денег с целью их расширенного воспроизводства без создания реального богатства [4]. Это как раз то, чем характеризуется мировая финансовая современность.

4.     Харам (в переводе с арабского - «грех»).Согласно шариату, запрещено финансировать операции, связанные с торговлей оружием, порнографией, алкоголем, табаком, брать взятки и ссужать деньги под процент.

5.     Разделение рисков. Вследствие запрета взимания процента выплаты процента, тот, кто предлагает денежные средства в долг, становится инвестором, а не   кредитором. Собственник капитала наряду с предпринимателем, получающим денежные средства, делит риски с целью извлечения прибыли.

6.     Деньги как потенциальный капитал. Деньги становятся реальным капиталом только в том случае, когда их вкладывают  в производственную  деятельность. Накопление средств и создание сокровищ, спекуляция с аккумулированными средствами без товарного покрытия и обеспечения реальными активами неприемлемо.

7.     Ненарушаемость договоров. Этот принцип направлен на обязательное исполнение договорных обязательств, как отдельными людьми, так и финансовыми институтами. Такие требования направлены на снижение рисков, связанных с асимметрией информации и моральным риском. Кроме того, Ислам осуждает получение односторонних преимуществ более информированной стороной контракта.

    Для более полного представления о принципах исламских финансов необходимо подчеркнуть, что все участники экономической деятельности должны руководствоваться моральными ценностями, стремиться к максимально справедливому использованию человеческих и материальных ресурсов, соблюдать человеческое достоинство и уважение к труду. Свобода экономической деятельности в рамках закона, простота структуры экономики, умеренность в расходах, осуждение монополизации рынка также относятся к базисным принципам.

    Такие особенности исламских финансов привели к образованию своеобразной исламской финансовой системе. Как известно, термин «исламская финансовая система» появился в середине 1980-х гг. Это новый и актуальный способ организации финансовых отношений, доказавший свое право на существование во время финансово-экономического кризиса. История развития исламских финансов представлена главным образом становлением исламских банков. К ним относятся как полноценные исламские банки, так и подразделения традиционных банков, осуществляющие определенные услуги с использованием различных исламских методов финансирования, называемых «исламскими окнами».

   Точкой отсчета начала деятельности современной исламской банковской системы принято считать создание в 1975 г. Исламского банка развития и Дубайского исламского банка. К началу 1990-х гг. исламские банки имели достаточное распространение на рынке для того, чтобы привлечь внимание государственных органов и учреждений, заинтересованных во внедрении инновационных продуктов.

   С учетом принципов действия исламской финансовой системы кредитная основа финансовой деятельности в исламских банках заменяется на инвестиционную. Таким образом, в качестве одного из основных преимуществ исламского банка можно назвать то, что он выполняет те же функции, что и традиционный банк, но при этом его деятельность в большей степени соответствует интересам национальной экономики и общества. Исламские банки, как правило, являются универсальными. То есть их деятельность включает и коммерческую, и инвестиционную составляющие. При этом банки ведут себя как аккуратные, консервативные инвесторы. Высокорисковым проектам они предпочитают менее рисковые, приносящие стабильный доход.

    Шариатский совет, функционирующий при исламском банке, осуществляет контроль за соответствием сделок банка принципам исламского финансирования. Банки позволяют клиентам финансировать покупку недвижимости или оборудования, строительные и сельскохозяйственные проекты, малый и средний бизнес и прочее и делают это посредством купли-продажи, лизинга или долевого участия. Таким образом, практически все пассивные и активные операции исламских банков имеют аналоги в традиционной банковской системе, и наоборот.

     Деятельность исламских банков и иных институтов вышла за пределы рынков мусульманских стран. Количество финансовых институтов, предоставляющих исламские финансовые услуги, в мире в настоящее время достигло 700 организаций. Объем рынка исламских финансов за последние 12 лет вырос почти в 11 раз – с 150 млрд долларов в 2000 г. до 1,6 трлн долларов в 2012 г. Ежегодно активы исламских финансовых институтов растут на 20%. В 2015 г. активы системы исламских финансов составят 3 трлн долларов, увеличившись по сравнению с 2012 г. почти в 2 раза. Рост интереса к исламским финансам обусловлен:

Ø устойчивостью исламских финансовых институтов перед влиянием кризиса;

Ø ростом спроса со стороны увеличивающегося мусульманского населения;

Ø ростом заинтересованности исламских инвесторов в географической диверсификации своих инвестиционных портфелей;

    Расширяется география новых участников. Денежное управление Мальдивов выдало лицензию MaldivesIslamicBankPrivate. Кения, Эфиопия, Танзания и Уганда выражают заинтересованность в развитии исламских финансов. Китай, Шри-Ланка и Маврикий также демонстрируют намерения развивать у себя исламский финансовый рынок. Япония рассматривает возможность принятия необходимых поправок к национальному законодательству с целью создания благоприятных условий для обращения исламских финансовых продуктов. Великобритания, как центр исламских финансов в западном мире, пошла еще дальше, разработав государственную стратегию по развитию исламских финансов у себя в стране. Исламские институты открылись в Австралии, Азербайджане, Нигерии, Омане, Пакистане, Катаре и России.

    Если говорить о региональном разрезе в области развития исламской экономики в России, то Татарстан является одним из лидеров. Прежде всего, потому, что это один из исторических центров Ислама в России, далее, потому что усилиями многих отдельных личностей были созданы и развиваются такие проекты, как KazanSummit и многие другие проекты, которые сопутствуют  этому саммиту, это и Татарстанская международная инвестиционная компания. Также, развитию исламских экономических отношений способствует существование многих проектов в области халяльного бизнеса, инфраструктуры. К тому же активно входит в эту тему Кавказ, прежде всего Дагестан и Чеченская Республика.

    Подводя итог, хотелось бы отметить, что исламские финансы приобретают все большую популярность далеко за пределами традиционных мусульманских государств. Западные страны интересуются продуктами и услугами исламских финансовых институтов и делают существенные шаги для прихода их на свои рынки. Россия имеет все предпосылки для движения в этом направлении, которые, несомненно, нужно учитывать и использовать для развития исламских финансов, чтобы не только развить национальный финансовый рынок, но и, как отмечалось, направить средства на развитие реального сектора экономики. Это даст нашей стране конкурентные преимущества. А в условиях принятия со стороны Запада экономических санкций в отношении России поиск финансовых ресурсов на Востоке приобретает важную роль.

 

Список литературы

1.     Ахмедов Ф.Н., Букофтан Л. Ф. Развитие исламского банкинга в условиях мирового финансового кризиса журнал Банковское дело 38 (518) – 2012

2.     Ахмедова    Э.С.     Финансовая    система    в     исламской     экономической     модели    Вестник     томского государственного университета №3(19) 2012

3.     Боркова Е.А. Использование динамической модели оценки инвестиционного климата в управлении инвестиционными процессами // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Экономика. 2013.№5(64). С. 19-24.

4.     Горохов С.А. Ислам и мировая экономика. Части I и II// Экономическая и философская газета

5.     Рыкова И.Н., Андреянова Е. В. «Развитие исламского банкинга и новых финансовых инструментов»

6.     Ибраева М. Исламские нюансы // Миллионер. 2011. № 26–28.

7.     Яхин, Э.Р. Перспективы развития исламских финансов в мире Информационно-аналитическое издание Islamic finance and Businesses