Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СПЕЦИФИКА КОРПОРАТИВНЫХ МОШЕННИЧЕСТВ ПРИ СЛИЯНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2017г.

Внутреннее мошенничество на предприятиях является большой проблемой не только в России, но и во всем мире. Обнаружение и устранение фактов мошенничества должно быть одной из приоритетных задач руководства, так как хищения и обман на предприятии может во многом сократить эффективность текущей деятельности компании.

К сожалению, мировой кризис, а вследствие его и высокий уровень неустойчивости некоторых компаний на рынке, еще более усугубляют ситуацию.

Кроме этого, на фоне развития международных отношений, увеличиваются объемы слияний и поглощений различных крупных предприятий по всему миру, что является благотворной почвой для возникновения фактов мошенничества. [7]

В данной статье предлагается рассмотреть причины мошенничества при слияниях, их виды и способы пресечения.

Несмотря на небольшой спад в 2015, 2016 год стал очень плодотворным на слияния: объем такого рода сделок в России достиг отметки в 64,5 млрд долларов, что является достаточно внушительной цифрой. (Рис.1)


Согласно ожиданиям, количество сделок по слияниям будет расти и в ближайшие годы, что обусловлено выходом экономики из рецессии и нарастающим доверием к стратегии правительства по созданию условий для долгосрочного роста, затрагивающей все больше секторов. [6]

На основе таких данных можно сделать вывод, что для отечественных компаний проблема выявления мошенничества при слиянии будет сохранять свою актуальность.

Очевидно, что при слиянии, в обеих из участвующих в сделке компаниях происходят большие изменения, и некоторые из них могут стать триггером для возникновения мошенничества. В качестве таких изменений можно выделить следующие:

·         сокращения сотрудников;

·         различия в принципах ведения бизнеса и корпоративной культуре;

·         отвлечение работников от повседневных обязанностей. Теперь рассмотрим каждый из факторов подробнее.

Первый фактор - сокращение сотрудников, хоть и кажется не совсем важным, может представлять реальную угрозу для компании. При значительных объемах сокращений необходимо внимательно следить за сохранностью конфиденциальных данных компании, в частности за возможностью удаленного доступа или аккаунта администратора, которые, возможно, были установлены бывшими сотрудниками. Так как процесс сокращения для многих сотрудников является тяжелым психологически. Важно осознавать, что плохой контроль может обеспечить потенциальные пути для утечки информации и мошеннической манипуляции. [2]

Второй фактор - различия в принципах ведения бизнеса и корпоративной культуре, также является крайне важным. После слияния новая организация часто сталкивается с необходимостью собирать, анализировать и сообщать о данных, поступающих из множества, несовместимых, разрозненных и сложных систем. На стратегическом уровне необходимо обеспечить, чтобы системы отчетности могли предоставлять информацию на консолидированном уровне, который основывается на доступности и целостности данных в объединенных и автономных операционных системах. При приобретении бизнеса, покупатель будет принимать на себя риски, возникающие в результате поведенческих различий в двух компаниях. [1]

Коррупция в приобретенной компании могут представлять значительную угрозу для покупателя. Покупатель мог платить за потоки дохода, зависящие от коррумпированного поведения. В худшем случае, компания- покупатель может стать ответственной за коррумпированные действия, предпринятые недавно приобретенной компанией.[7] При поглощениях, компания покупатель должна проверять потенциального партнера на признаки склонности к мошенничеству. В качестве таких можно выделить следующие:

•            компания действует и проводит операции на развивающихся рынках или в стране с высоким уровнем коррупции;

•            компания работает с большими объемами контрактов в государственном секторе;

•            компания имеет чрезмерные расходы на поездки, подарки или развлечения;

•            компания ведет свою деятельность в отрасли с историческими проблемы в сфере коррупции, таких как строительство и недвижимость, аэрокосмическая промышленность, оборона и фармацевтика [4].

Закрытие пробелов, созданных в результате деятельности по слиянию, включает в себя оценку программ борьбы с мошенничеством и деловой культуры как приобретателя, так и приобретаемой компании. Правила и процедуры, которые способствуют укреплению этики, должны быть согласованы и применены как можно быстрее и подкреплены посредством обучения сотрудников. Единая модель поведения является важной частью демонстрации приверженности компании этическому бизнесу, а также готовности к расследованию любых утверждений о правонарушениях и принятия дисциплинарных мер по мере необходимости.

Все агенты и другие третьи стороны, связанные с приобретаемой компанией в прошлом, которые, как ожидается, будут продолжать работать для компании и дальше, должны будут присутствовать на обучении и изменять существующие контракты, чтобы включить соответствующие антикоррупционные положения и права на аудит. Права на аудит не должны быть просто условным дополнением к таким контрактам; их следует применять на периодической основе для выявления и устранения любых существенных проблем и для демонстрации рационального подхода руководства [3].

Среди всех этих факторов отдельно выделяется последний: отвлечение работников от своих повседневных обязанностей. Общеизвестно, слияние - очень сложный и достаточно долгий процесс, и зачастую в этот период обязанности сотрудников значительно расширяются. Это, в сочетании с ожидаемой потерей внутреннего контроля, открывает дверь для мошеннической деятельности. Чем больше сотрудники отвлекаются от основной деятельности, тем меньше становится бдительность, а меньшая бдительность означает больше возможностей совершить мошенничество. Хотя на бумаге все выглядит неизменным, часть того, что раньше контролировалось, во время сделки может упускаться из виду.

Рассмотрев все возможные риски, любая компания должна проанализировать, какие методы устранения потенциально мошеннической деятельности она применяет и эффективны ли они [5].

Группы внутреннего аудита являются ключевым компонентом борьбы компании с мошенничеством. Эффективная команда при полной поддержке совета и высшего руководства имеет возможность оценивать и улучшать эффективность всех аспектов стратегии борьбы с мошенничеством, включая корпоративную культуру и готовность руководства реагировать на случаи мошенничества. Однако, не все компании придают внутреннему аудиту большое значение. Более того, в условиях кризиса, наблюдается значительная нехватка ресурсов на финансирование развития групп внутреннего аудита [3].

Кроме усиления поддержки группы внутреннего аудита, еще одним методом борьбы с мошенничеством является информирование.

В тех компаниях, где горячая телефонная линия может использоваться эффективно в качестве меры по борьбе с мошенничеством, их успех объясняется возможностью анонимного распространения заявлений, чтобы обвинения были направлены вниманию соответствующих сотрудников и не были заблокированы путем представления отчетности, и доверием к процессу, в котором будут оцениваться утверждения.

Статистические данные о разоблачении следует периодически сообщать как старшему руководству, так и правлению в форме отчетов. Представленная информация должна позволять проводить надлежащий анализ использования горячей линии, предоставляющей информацию, проводить анализ типов и, возможно, источников обвинений и итоговых результатов обвинений.

Такая отчетность дает следующие существенные преимущества:

·         объем или схема вызовов  могут указывать на недостаточную осведомленность или  готовность персонала, или определенных групп персонала использовать горячую линию;

·         она обеспечивает надзор со стороны старшего руководства и совета по видам утверждений, которые делаются, и позволяет руководству быстро выявить первопричину проблемы. Владелец риска, получающий обвинения в мошенничестве, будет знать, что их нельзя игнорировать;

·         люди, сообщающие о мошенничестве, будут знать, что надзор и расследование указанных ими произойдет;

·         способствуют   выделению конкретных областей  бизнеса,   которые достигают аномальных результатов и позволяют руководству установить причины таких результатов.

После слияния или поглощения, руководство предприятия должно ответить на следующие вопросы.

·         Имеется ли в вашей организации соответствующий подход и процессы для идентификации риска мошенничества?

·         Проводила ли ваша организация оценку риска мошенничества? Если да, то когда была проведена последняя? Знаете ли вы самые распространенные виды мошенничества в своей отрасли сегодня? Знаете ли вы, какому мошенничеству вы подвержены в определенных бизнес-функциях или местах?

·         У вас есть внутренние средства управления, чтобы смягчить риски мошенничества? Какие-нибудь из них автоматизированы? Вы проверяли их эффективность?

·         Существуют ли в вашей компании письменные протоколы при обнаружении мошенничества?

·         Обучена ли вся ваша организация анти-мошенничеству?

Такой чек-лист может помочь руководству понять, действительно их компания провела эффективную профилактику мошенничества, или есть еще сферы, которые необходимо реформировать [7].

Итак, суммируя всю изложенную выше информацию, можно выделить ключевые пункты, на которые необходимо обратить внимание при слиянии:

·         перед  заключением  сделки  необходимо  провести  проверку  потенциального  партнера  на вовлеченность в мошеннические действия;

·         при сокращении сотрудников важно проследить за возможными утечками информации;

·         при объединении необходимо привести все системы обоих предприятий к единому виду, во избежание различных ошибок и сокрытия фактов мошенничества;

·         необходимо  организовать  централизованную  анонимную  горячую  линию,  для  возможности информирования о фактах мошенничества;

·         все сотрудники должны пройти обучение по анти-мошенничеству.

Данные мероприятия могут значительно снизить уровень мошенничества при слиянии и поглощении предприятий.

 

Список литературы

 

[1]- Cybercrime: protecting against the growing threat. Global Economic Crime Survey (PWC, 2011) [Режим доступа: https://www.pwc.com/ke/en/assets/pdf/gecs-2011-global-report.pdf]

[2]- Елисеев С. Мошенничество персонала: основные схемы и методы борьбы-Журнал «Экономические преступления» № 7/2009- [Режим доступа: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a114/191603.html]

[3]- Кеворкова Ж.А., Карпова Т.П., Савин А.А., Ахтамова Г.А., Дунаева В.И., Земсков Г.Ю. Внутренний аудит: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», для магистерских программ «Внутренний контроль и аудит», «Экономическая безопасность» - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.- 319 с.

[4]-  Российский  обзор  экономических  преступлений  за  2014  год  (PWC).  [Режим  доступа: https://www.pwc.ru/ru/forensic-services/assets/gecs-2014-ru.pdf]

[5]- Русанов, Г. А. Экономические преступления : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Г. А. Русанов. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 224 с. — (Серия : Авторский учебник). — ISBN 978-5- 9916-7133-0.

[6]- Рынок слияний и поглощений в России в 2016 г. - двенадцатый ежегодный обзор российского рынка M&A (KPMG). [Режим доступа: https://assets.kpmg.com/content/dam/kpmg/ru/pdf/2017/04/ru-ru-russian- 2016-ma-overview.pdf]

[7]Экономические преступления в условиях экономического спада: пятый всемирный обзор экономических преступлений (E&Y). [Режим доступа: http://www.drasuszodis.lt/sites/default/files/straipsniai/NR.1.200904_EY_European_Fraud_Survey.pdf ]