Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НЕОБХОДИМОСТЬ В РЕФОРМИРОВАНИИ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ СОКРАЩЕНИЯ РАСХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, НАПРАВЛЯЕМЫХ НА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫПЛАТЕ СТРАХОВЫХ ПЕНСИЙ

Авторы:
Город:
Орел
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения в Российской Федерации, согласно действующему законодательству об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.

     Финансовое обеспечение расходов на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, включая организацию их доставки, согласно действующему законодательству о государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации производится за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

    Так, согласно Федеральному закону от 30.11.2009 № 307-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» общий объем доходов бюджета Фонда утвержден в сумме 4688,86 млрд. рублей. В 2014 году, согласно Федеральному закону от 02.12.2013 № 320-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» общий объем доходов бюджета Фонда утвержден в сумме 6289,96 млрд. рублей.

    В составе доходов бюджета фонда, размер межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в 2010 году составил 2536,67 млрд. руб. или 54,1 % от общей суммы доходов, в 2014 году 2448,18 млрд. руб. или 38,9 % от общей суммы доходов. За последних пять лет, наметилась тенденция к снижению межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Однако, это не совсем так. В основном увеличение доходов бюджета ПФР вызвано повышением минимального размера оплаты труда и применением к плательщикам страховых взносов дополнительных тарифов. Минимальный размер труда за период 2010-2014 годов повысился на 28,27 %, тогда как бюджет ПФР - на 34,15%.

    Так в 2015 году запланированы межбюджетные трансферты в доходах бюджета ПФР в размере 41,2 %, в 2016 году - 41,2 %, что свидетельствует о сохранении на достаточно высоком уровне зависимости бюджета ПФР от бюджетных ассигнований из федерального бюджета. Государству каждый год приходится планировать ассигнования из федерального бюджета для поддержания пенсионной системы.

   С каждым годом в России усиливаться сложившаяся напряженность в области финансирования пенсионного обеспечения. Этому способствует ряд факторов.

    Во-первых, прослеживается тенденция к снижению лиц трудоспособного возраста населения страны, непосредственно занятых в производственных отраслях экономики, при возрастании лиц старше трудоспособного возраста. Так согласно данным Росстата численность населения трудоспособного возраста за период с 2010 года по 2013 год снизилась на 1,85 млн. чел. и составила 86,13 млн. человек. В 2004 году численность населения трудоспособного возраста составляла 89,85 млн. человек. Численность лиц старше трудоспособного возраста за тот же период увеличилась на 1,39 млн. чел. и составила 33,1 млн. человек. В 2004 году численность населения старше трудоспособного возраста составляла 29,35 млн. человек.

    Численность экономически активного населения России, согласно данным Росстата составляла в 2010 составила в среднем за год 75,48 млн. чел. или 52,86 % от общей численности населения страны (142,8 млн. чел.), в 2013 году - 75,53 млн. человек, или 52,71 % (143,3 млн. чел.). В 2004 году численность экономически активного населения составляла 72,98 млн. чел. или 50,58 % от общей численности населения страны (144,3 млн. чел.). Трудоспособное население страны, которое непосредственно занято в отраслях экономики практически не изменилось. При снижение лиц трудоспособного населения, численность экономически активного населения практически остается на том же уровне. Это достигается за счет лиц старше трудоспособного населения. Количество работающих пенсионеров с каждым годом увеличивается. Пожилым людям не хватает денежного довольствия, они стараются дополнительно получать доход, несмотря на постоянно проводимую государством индексацию пенсий.

    Принцип «солидарности поколений», поддержание на неизменном уровне пенсионного обеспечения пожилых людей при таких демографических тенденциях в скором времени приведет либо к росту экономической нагрузки на активное население (за счет увеличения отчислений в ПФР), либо к увеличению расходов из федерального бюджета для поддержания действующей пенсионной системы.

    Во-вторых, прослеживается неравномерное повышение минимального размера оплаты труда в сравнении с повышением пенсий и социальных пособий (индексация пенсий государством происходит в среднем 2 раза в год), а также сокращение доли заработной платы в структуре доходов населения страны.

    За последние пять лет 2010-2014 в России минимальный размер оплаты труда увеличился с 4330 руб. до 5554 руб., то есть на 28,27 %, тогда как величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии за тот же период увеличилась с 4780 до 6354 рублей, то есть на 32,93 %. Минимальный размер пенсии не только выше минимального размера оплаты труда, но и незначительно превышает динамику увеличения минимального размера труда за последние пять лет.

    Когда минимальный размер оплаты труда ниже минимального размера пенсии и отстает от его повышения это не может не сказаться на отчислениях, производимых в ПФР. При отсутствии ассигнований из федерального бюджета одних страховых взносов при действующем уровне страхового тарифа уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия расходов на пенсионное обеспечение.

     С 2015 года в России изменяется пенсионное законодательство. Расчет пенсии будет производиться по новой пенсионной формуле. Из которой следует, чем больше заработная плата, тем больше отчислений в ПФР (балов), тем выше будущая пенсия. Государство, как и прежде, гарантирует минимальный размер пенсии не ниже прожиточного минимума пенсионера, однако, не смотря на это, остается ряд нерешенных вопросов. Тариф страховых взносов применяется только к сумме заработной платы не превышающей базу для начисления страховых взносов (в 2014 году база для начисления страховых взносов составляет 624000 руб.). Суммы страховых взносов, превышающее базу начисления страховых взносов, перечисляются на финансирование солидарной части страховой пенсии и не учитываются при расчете будущей пенсии застрахованного лица. Из этого следует, что максимальный размер пенсии заранее ограничивается государством.

    Не сильно коснулись изменения порядка исчисления и уплаты страховых взносов для самозанятого населения. Индивидуальные предприниматели и другие приравненные к ним лица обязаны уплачивать страховые взносы в размере 26 % из стоимости страхового года, который формируется из минимального размера оплаты труда и 1 % от сумм, превышающих доход в 300000 рублей. То есть, предприниматель заранее формирует себе пенсию в минимально допустимом размере. Уплата страховых взносов с дохода превышающего 300000 тыс. руб. в размере 1% на размер будущей пенсии сильно не повлияет. Поэтому данным категориям для увеличения будущей пенсии необходимо дополнительно перечислять страховые взносы. Сделать это будет возможно за счет уплаты дополнительных страховых взносов - дополнительно платить взносы на накопительную пенсии.

    Возможность гражданином РФ передачи средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части пенсии управляющим компаниям и негосударственным пенсионным фондам, в соответствии с Федеральными законами от 24.07.2002 № 111-ФЗ и 07.05.1998 № 75-ФЗ, активно рекламировалось государством в начале 2000-х годов. А начиная с 2009 года государство поддерживало формирования пенсионных накоплений путем дополнительного софинансирования средств на накопительную часть трудовой пенсии по тем гражданам РФ, кто вступил в программу на основании Федерального закона от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». Доход управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов от размещения средств, переданным им в управления, незначительно перекрывал уровень инфляции. А индексация страховой части трудовой пенсии, проводимая государством почти два раза в год превышала доходность управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов. Поэтому деятельность управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов назвать эффективной нельзя. Накопительный компонент показал свою неработоспособность.

     С 2015 года трудовая пенсия, состоящая из страховой и накопительной частей, преобразуется в страховую пенсию и накопительную пенсию. Государство активно агитирует отчисления на страховую пенсию, ссылаясь на то, что при этом сформируется большее количество балов а, следовательно, и сама будущая пенсия. Фактически «берет все в свои руки», старается уйти от формирования накопительной пенсии как от неэффективного источника финансирования страховых взносов. Государством уделяется большое внимание страховой пенсии, но при этом остается возможность формирования накопительной пенсии.

    Накопительный компонент, на мой взгляд, отменять нельзя, так как это один из альтернативных источников будущей пенсии, тем более что остается право на получение данных сформированных накоплений правопреемниками. Чтобы обеспечить россиян достойной пенсией, необходимо найти разумный компромисс в размере финансовой нагрузки на работодателя и на работающее население, при котором они смогли бы содержать нетрудоспособных граждан на достойном уровне. В настоящее время, этот компромисс не найден. Нагрузка на федеральный бюджет с каждым годом только увеличивается.

    Для того чтобы пенсионная реформа работала без дополнительных нагрузок на бюджет страны необходимо для начала, чтобы минимальный размер оплаты труда был не ниже минимального размера пенсии. Тогда не будет несбалансированности между размером уплаченных страховых взносов и обязательствами перед пенсионерами. Применять экономические факторы воздействия - стимулировать население трудоспособного возраста, заинтересовывать молодежь в необходимости работать, увеличивать рабочие места, создавать социальные программы поддержки трудоспособного населения, а не надеяться на труд пожилых людей. Также необходимо повысить государственные гарантии пенсии. Так чтобы государством гарантировался минимум пенсии в размере минимального прожиточного минимума пенсионера. Фиксированная выплата страховой пенсии по старости, гарантированная государством устанавливается с 01.01.2015 года в размере 3935 руб. ниже величины прожиточного минимума пенсионера на 2419 рублей. А уплаченные страховые взносы на страховую пенсию, а не только накопительная пенсия рассчитывались отдельно как дополнение к государственному минимуму. Тогда будет реальная заинтересованность трудоспособного населения в формировании страховых взносов пенсии для формирования именно своей будущей пенсии.

     Несмотря на то, что законодательство в сфере пенсионной реформы вступает в силу уже с начала 2015 года, процесс ее формирования еще  не завершен, он может корректироваться в зависимости от изменения обстоятельств и влияния определенных факторов.