24 декабря 2017г.
В данной статье рассматривается экономическое развитие региона на примере Воронежской области. В санкционных условиях важное значение имеет продовольственная безопасность, а именно способность страны (региона) как можно более полно самообеспечивать себя продовольственными товарами. Воронежская область - крупный сельхоз производитель. В условиях проведения политики импортозамещения на региональном уровне необходимо выявлять проблемы и принимать меры по их устранению, а также ставить задачи по повышению эффективности региональных программ импортозамешения.
Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, кадровая обеспеченность, субсидии.
Экономика Российский Федерации, не смотря на все меры, принимаемые руководством государства, все еще продолжает во многом зависеть от сырьевого сектора, доходы в ВВП от которого составляют на сегодняшний момент порядка 65%. В середине марта 2014 года, после вступления полуострова Крым в состав РФ, в отношении нашей страны был введен первый пакет финансово- экономических санкций, затрагивающий ряд Российских компаний, отраслей и физических лиц, которым ограничивалось или в полном объеме закрывался доступ в рынкам сбыта, технологиям и кредитованию. С нашей же стороны ответной мерой стало введение продовольственного эмбарго, запрещающее ввоз ряда продукции (в основном это коснулось продуктов питания и продукции сельского хозяйства) из стран поддержавших санкции. Таким образом, ощутив и оценив последствия наложенных на национальную экономику различных ограничений, Президентом Российской Федерации в апреле 2014 было сформулирована идея о формировании целостной политики отказа от зависимости в импортных технологиях и товарах, которая в дальнейшем преобразовалась в концепцию политики импортозамещения. При этом необходимо отметить, что импортозамещение необходимо понимать как способность производить конкурентоспособную продукцию (услуги) на всей территории страны при поддержке государства посредством использования всего имеющегося ресурсного потенциала с целью максимально возможного удовлетворения внутренних потребностей и возможностью выхода на внешние рынки. Таким образом, данное понятие охватывает все аспекты формирования и реализации политики государственной поддержки, которая может быть выражена в защите отечественного производителя посредством квот, таможенных барьеров, предоставление льгот и другими способами поддержки реального сектора экономики. Т.е. политика импортозамещения направлена не только на развитие и защиту внутреннего рынка, но и на повышение экономической безопасности государства, на расширение ее экспортных возможностей и повышение конкурентоспособности на мировом рынке[1 с.9]. Импортозамещение в сфере АПК неразрывно связано с решением ключевой задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны и регионов, что является одним из главных приоритетов развития экономики в 2017.
Россия – страна, обладающая огромным производственным и ресурсным потенциалом - земельный потенциал страны составляет около 1700 млн. га., а по размерам распаханных земель Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Японии. Однако отставание в развитии агропромышленного комплекса и низкий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий сельского хозяйства привели к преобладанию импортной продукции на отечественном рынке, что создает угрозу национальной безопасности России и зависимость страны от изменений конъюнктуры мирового рынка продовольствия[3 c.90]. При этом основным направлением развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу является сокращение зависимости внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок продукции животноводства. В этой связи важное значение приобретает анализ и оценка эффективности реализации региональных программ развития сельскохозяйственной отрасли в рамках проведения политики импортозамещения.
Воронежская область входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) и граничит с 7 субъектами Российской Федерации. По уровню социально-экономического развития, определяемого на основе индекса социально-экономического развития, регион занял в 2015 году 24 место в России. Рассматривая ВРП Воронежской области по видам экономической деятельности (табл.1), необходимо отметить, что в 2015 году наибольший удельный вес в общем объеме приходился на сельское и лесное хозяйство – 15,3%, обрабатывающие производства – 14,5%, а так же сфера услуг: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 20,5%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 16,1%.[8]
Таблица 2. Валовой региональный продукт по некоторым видам экономической деятельности (в текущих ценах), млн. рублей [7]
|
2011
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
ВРП (добавленная стоимость в основных ценах)
– всего
|
474973.9
|
563965.4
|
611720.4
|
717667.2
|
823133.6
|
в том числе:
|
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
|
53950.3
|
78741.8
|
80723.3
|
99163.6
|
125786.7
|
обрабатывающие производства
|
75381.1
|
78438.5
|
82250.4
|
97297.1
|
119286.9
|
Пр-во и распр.электроэнергии, газа и воды
|
21197.9
|
21356.1
|
25318.1
|
26958.5
|
24068.2
|
строительство
|
37063.7
|
41991.1
|
48805.4
|
70587.1
|
72771.0
|
Опт. и розн. торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
|
85764.7
|
105651.0
|
122202.8
|
145436.7
|
168426.0
|
транспорт и связь
|
48390.3
|
57033.7
|
50903.3
|
55772.3
|
62568.1
|
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
|
80023.0
|
91530.0
|
96334.7
|
109513.4
|
132787.5
|
государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование
|
27276.6
|
33999.2
|
37038.4
|
39154.0
|
38458.7 |
образование
|
17828.5
|
21478.8
|
25284.6
|
28727.8
|
29919.9
|
здравоохранение и предоставление социальных услуг
|
17757.8
|
19008.6
|
23325.2
|
27115.1
|
28134.2
|
По данным представленной в таблице можно сказать, что сельское хозяйство является отраслью специализации Воронежской области и одной из ведущих в регионе. По данным региональной статистики на 2016 год в нем занято примерно 7,6% трудоспособного населения региона. Во многом развитие данной отрасли связано с тем, что данный регион богат черноземом. В области производится 10% сахара, 17% растительного масла, 3,6% зерна от общероссийского производства. Область занимает 5-ое место среди аграрных регионов России по производству продукции сельского хозяйства и 2-ое – в Центральном федеральном округе. Агропромышленный комплекс представлен производством зерновых (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза), технических и масличных культур (сахарная свекла, подсолнечник) и плодоводством. Разводится крупный рогатый скот, свиньи, овцы и птица (табл.2).
Таблица 3. Валовой сбор продукции растениеводства и производство продукции животноводства Воронежской области в 2010-2015 гг. [7]
|
2010
|
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
Валовой сбор продукции растениеводства, тыс. тонн
|
Зерно
|
854.2
|
3111.3
|
3814.6
|
4472.7
|
4253.7
|
Сахарная свекла
|
1793.0
|
6167.3
|
4455.7
|
3973.2
|
4916.2
|
Подсолнечник
|
421.5
|
875.0
|
1041.0
|
940.8
|
1054.1
|
Картофель
|
682.7
|
1423.6
|
1751.8
|
1761.7
|
1809.4
|
Овощи
|
239.6
|
401.7
|
475.6
|
499.4
|
514.8
|
Производство основных продуктов животноводства
|
Мясо, тыс. тонн
|
185.4
|
223.9
|
253.1
|
216.1
|
231.1
|
Молоко, тыс. тонн
|
683.3
|
742.4
|
755.9
|
788.5
|
807.7
|
Яйца, млн. штук
|
673.5
|
785.5
|
856.9
|
930.6
|
882.2
|
Шерсть, тонн
|
257
|
298
|
337
|
357
|
400
|
Валовой сбор продукции растениеводства и производство основных продуктов животноводства, как видно из таблицы, за рассмотренный период возросли. Существенный рост наблюдался в производстве зерна (в 4,9 раза), сахарной свеклы (в 2,7) и подсолнечника (в 2,5), являющимися основными сельскохозяйственными экспортируемыми товарами. Однако их рост является экстенсивным, так как происходил за счет увеличения посевных площадей, соответственно, злаковых и технических культур и снижения посевных площадей кормовых культур. Тем не менее, по итогам 2015 года на отрасли сельского хозяйства приходится 15% от общего объема ВРП региона.
Таким образом, анализ показателей сельского хозяйства Воронежской области подтверждают значимость данных отраслей в поддержке и развитии политики импортозамещения [5].
Уже сейчас Воронежская область показывает существенные достижения в реализации политики импортозамещения в сфере АПК, что подтверждается ее местом в рейтинге аграрных регионов России .
С 2010 года в регионе активно реализуется проект по созданию сектора специализированного мясного скотоводства. В результате на территории сформирован мясной кластер: от производства генетической и племенной продукции, развития товарных стад, создания современных мощностей по переработке до формирования каналов реализации всего спектра продукции. Общий объем инвестиций превысил 15 млрд. рублей, создано более 150 товарных стад с общим поголовьем более 135 тысяч голов, появилось более 2000 новых рабочих мест, в сельскохозяйственный оборот вовлечено дополнительно более 200 тыс. га малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, в значительной степени – пастбищ. Самое значительное поголовье содержится в сельскохозяйственных предприятиях «Заречное», «Стивенсон- Спутник», «Экопродукт» и «Конный завод Чесменский» общей мощностью порядка 75.000 голов. Для стимулирования развития были разработаны дополнительные меры поддержки: субсидирование приобретения эмбрионов и молодняка, содержания и увеличения поголовья, приобретения техники и технологического оборудования, компенсации затрат на создание инфраструктуры в общей сумме более 2 млн. рублей. Фермерские хозяйства активно организуют небольшие мясные стада, используя гранты в их организации (их уже более 100). Уже в 2015 году был достигнут устойчивый рост производства мяса говядины (+5,0 тыс. тонн к уровню 2014 года).[3]
Несмотря на видимые успехи, все же существуют и ряд проблем, которые необходимо преодолеть. Для Воронежской области, как и для многих регионов России, свойственна нехватка квалифицированных кадров, как правило рабочих специальностей. Региональные власти, на данном этапе, стараются проводить грамотную демографическую и образовательную политику, за счет внедрения и реализации программ повышения квалификации, однако, по мнению автора, этого не достаточно(Табл. 4).
Таблица 4. Спрос и предложение некоторых профессий на рынке труда Воронежской области по состоянию на 01.11.2017 [7]
Наименование профессии
|
Количество состоящих на учете
|
Кол-во вакансий
|
Рабоч ие
|
|
|
аппаратчик крупяного производства
|
0
|
17
|
аппаратчик обработки зерна
|
1
|
40
|
арматурщик
|
7
|
137
|
бетонщик
|
7
|
163
|
боец скота
|
|
32
|
грузчик
|
163
|
448
|
дворник
|
40
|
161
|
дробильщик
|
1
|
15
|
животновод
|
6
|
38
|
жиловщик мяса и субпродуктов
|
2
|
18
|
машинист бульдозера
|
5
|
21
|
оператор машинного доения
|
8
|
41
|
Сл ужащие
|
|
|
администратор
|
189
|
27
|
бухгалтер
|
521
|
119
|
диспетчер
|
206
|
34
|
экономист
|
219
|
46
|
юрист
|
115
|
9
|
По данным таблицы видны серьезные перекосы на рынке труда региона, т.к. согласно данным промышленность нуждается в кадрах рабочих специальностей, нежели в служащих. На наш взгляд в области необходимо сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Для этого необходимо провести комплекс мер, который проводился бы совместно Департаментами: экономического развития, аграрной политики, образования, промышленности, предпринимательства и торговли, труда и занятости. В данные комплекс должно входить: оценка нынешнего состояния кадровой обеспеченности в наиболее важных отраслях (в данной работе это отрасли растениеводства и животноводства); составление списка наиболее необходимых специалистов (эти данные готовит Департамент труда и занятости населения Воронежской области). Далее целесообразно действовать по двум направлениям. В первом случае, с целью создания высокотехнологичного производства в экспортноориентированных отраслях необходимо развитие проектов по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров, пересмотр количества в сторону увеличения мест бесплатного обучения в ВУЗах по необходимым направлениям, зарубежные стажировки. Во втором, необходимо формирование системы профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей и развитие ее в учебных заведениях среднего образования по аналогии с Советской системой учебных комбинатов. Это в свою очередь позволит переориентировать и заинтересовать детей школьного возраста получить вместе с аттестатом, свидетельство о профессиональной подготовке по конкретной рабочей специальности, что даст им возможность устроиться на работу без дополнительных затрат.
Российская Федерация должна не только самообеспечивать себя в агропродовольственном плане, но и быть способной получать доход с аграрного экспорта. Для этого необходимо сделать нашу продукцию конкурентоспособной по цене и качеству. Отсюда вытекает следующая проблема – технико- технологическое отставание сельского хозяйства, то есть отсутствие должного высокотехнологичного производства. Согласно статистическим данным, степень изношенности основных фондов в сельском хозяйстве составила в 2015 году 36,4%. Несмотря на относительно высокую долю инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (9,7% в 2015 году), ситуация по-прежнему остается неблагоприятной. Удельный вес прикладных разработок для АПК продолжает стремительно сокращаться, а объемы бюджетной поддержки агронауки в России ничтожно малы. Подавляющее большинство АПК-предприятий работают по устаревшим ресурсозатратным технологиям на изношенной технике. Сама организация труда неэффективная. Отсюда отставание в производительности, рентабельности и качестве . Для решения этого вопроса нужен «трансфер» технологий и знаний, то есть сотрудничество с преуспевшими в этом плане странами и компаниями. Более скорый эффект даст создание со стороны государства выгодных условий для крупных иностранных инвесторов. Это не только привлечение финансовых средств, но и технологий, новаций, менеджмента, хорошо узнаваемых брендов. «Это не значит, что мы «сдаём» иностранцам свою территорию и позиции. В данном случае мы работаем на своей территории и по своим условиям, но в тандеме с надежным партнером, наставником. Некоторые деятели экономики считают, что он помогает аккумулировать интеллектуальный, инвестиционный ресурс, дает точки роста и преумножает возможности. [4] Затем – недостаточность рынков сбыта сельскохозяйственной продукции региона. В первую очередь это касается семян сахарной свеклы. Несмотря на то, что Воронежская область занимает 2ое место по их производству, около 80% рынка занимает импортная продукция. На рынке установлена сильная монополизация, и крупные производители сахара предпочитают покупать импортные семена. Между тем предприятие «Бетагран Рамонь», построенное по самым современным технологиям, может производить до 300 тыс. посевных единиц в год и тем самым закрывать около 25% потребности России в семенах сахарной свеклы. При этом завод производит еще и семена иностранной селекции, но выращенные в Воронежской области. По качеству семена производства «Бетагран Рамони» не уступают импортным аналогам. Технический директор предприятия рассказал, что «Бетагран Рамонь» был собран как аналог итальянских заводов во Франции. И в некоторых позициях качество продукции получается даже лучше импортных аналогов . Такая же ситуация происходит в производстве плодоовощной продукции. После запрета ввоза польских яблок на территорию нашей страны в ЗАО «Центрально-Черноземную плодово-ягодную компанию» поступило много предложений от торговых сетей по выкупу урожая яблок, но компания не пошла на это, так как уже имела другие обязательства. Однако далее спрос стал падать – у торговых сетей есть собственный импорт, занимающий большой объем, а польские яблоки продаются под видом белорусских, сербских. В данной ситуации решением будет предоставление послаблений, а так же субсидий предприятиям, которые будут покупать отечественную сельскохозяйственную продукцию. [9] Кроме этого, сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект, касающийся усиления контроля за санкционными товарами. Это предлагается делать посредством создания независимой экспертной группы на межрегиональном уровне. Это позволит более полно, быстро и субъективно выявлять и оценивать проблемы в регионах, а соответсвенно и принимать меры по их решению.
В этом ключе импортозамещающая деятельность региона оказывает влияние на продовольственную экономическую безопасность. Как крупный производитель в области сельского хозяйства Воронежская область требует дальнейшего пристального внимания государственных, региональных и местных властей. Необходимо принятие ряда мер для того, чтобы темп, с каким область проводит политику импортозамещения продолжал поддерживаться: улучшение ситуации в данных отраслях экономики региона для наращивания производства, увеличение экспорта и снижение импорта продукции, производство которой считается специализацией региона, поскольку это существенно усилит национальную безопасность России в целом и даст региону новые возможности.
Список литературы
1. Безпалов В.В. Импортозамещение: анализ подходов к определению понятия/ Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11 (93). С. 9.
2. Государственная программа Воронежской области "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утвержденная Постановлением Правительства Воронежской области от 13 декабря 2013 г. №840 (в ред. от 04.08.2016 г) // http://econom.govvrn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=509&Itemid=79
3. Делициева Л.Н., Безпалов В.В.Современные условия реализации государственных программ поддержки сельского хозяйства в условиях политики импортозамещения /В сборнике: "Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы", материалы международной научно- практической конференции. Научный центр «Диспут». 2017. С. 89-93.
4. Измалков Андрей Алексеевич «Импортозамещение в АПК: реалии, шансы и проблемы»
5. Марченко В.В., Зиновьева И.С. Перспективы импортозамещения в Воронежской области
6. Полтаев Герман «Воронежскую область назвали одним из лидеров по импортозамещению»/Электронное издание "Время Воронежа".2016. URLhttp://vrntimes.ru/articles/ekonomika/voronezhskuyu-oblast-nazvali-odnim-iz- liderov-po-importozameshcheniyu
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной служба государственной статистики по Воронежской области. – 1999-2016. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://voronezhstat.gks.ru
8. Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1995-2017. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru
9. Хахалева Елена Владимировна «Реализация государственной политики импортозамещения в Российской Федерации»