Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАДАЧИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ КАК СПОСОБА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ (НА ПРИМЕРЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2017г.

В данной статье рассматривается экономическое развитие региона на примере Воронежской области. В санкционных условиях важное значение имеет продовольственная безопасность, а именно способность страны (региона) как можно более полно самообеспечивать себя продовольственными товарами. Воронежская область - крупный сельхоз производитель. В условиях проведения политики импортозамещения на региональном уровне необходимо выявлять проблемы и принимать меры по их устранению, а также ставить задачи по повышению эффективности региональных программ импортозамешения.

Ключевые слова: импортозамещение, продовольственная безопасность, сельское хозяйство, кадровая обеспеченность, субсидии.

Экономика Российский Федерации, не смотря на все меры, принимаемые руководством государства, все еще продолжает во многом зависеть от сырьевого сектора, доходы в ВВП от которого составляют на сегодняшний момент порядка 65%. В середине марта 2014 года, после вступления полуострова Крым в состав РФ, в отношении нашей страны был введен первый пакет финансово- экономических санкций, затрагивающий ряд Российских компаний, отраслей и физических лиц, которым ограничивалось или в полном объеме закрывался доступ в рынкам сбыта, технологиям и кредитованию. С нашей же стороны ответной мерой стало введение продовольственного эмбарго, запрещающее ввоз ряда продукции (в основном это коснулось продуктов питания и продукции сельского хозяйства) из стран поддержавших санкции. Таким образом, ощутив и оценив последствия наложенных на национальную экономику различных ограничений, Президентом Российской Федерации в апреле 2014 было сформулирована идея о формировании целостной политики отказа от зависимости в импортных технологиях и товарах, которая в дальнейшем преобразовалась в концепцию политики импортозамещения. При этом необходимо отметить, что импортозамещение необходимо понимать как способность производить конкурентоспособную продукцию (услуги) на всей территории страны при поддержке государства посредством использования всего имеющегося ресурсного потенциала с целью максимально возможного удовлетворения внутренних потребностей и возможностью выхода на внешние рынки. Таким образом, данное понятие охватывает все аспекты формирования и реализации политики государственной поддержки, которая может быть выражена в защите отечественного производителя посредством квот, таможенных барьеров, предоставление льгот и другими способами поддержки реального сектора экономики. Т.е. политика импортозамещения направлена не только на развитие и защиту внутреннего рынка, но и на повышение экономической безопасности государства, на расширение ее экспортных возможностей и повышение конкурентоспособности на мировом рынке[1 с.9]. Импортозамещение в сфере АПК неразрывно связано с решением ключевой задачи по обеспечению продовольственной безопасности страны и регионов, что является одним из главных приоритетов развития экономики в 2017.

Россия – страна, обладающая огромным производственным и ресурсным потенциалом - земельный потенциал страны составляет около 1700 млн. га., а по размерам распаханных земель Россия занимает третье место в мире, уступая лишь США и Японии. Однако отставание в развитии агропромышленного комплекса и низкий уровень конкурентоспособности отечественных предприятий сельского хозяйства привели к преобладанию импортной продукции на отечественном рынке, что создает угрозу национальной безопасности России и зависимость страны от изменений конъюнктуры мирового рынка продовольствия[3 c.90]. При этом основным направлением развития сельского хозяйства на ближайшую перспективу является сокращение зависимости внутреннего продовольственного рынка России от импортных поставок продукции животноводства. В этой связи важное значение приобретает анализ и оценка эффективности реализации региональных программ развития сельскохозяйственной отрасли в рамках проведения политики импортозамещения.

Воронежская область входит в состав Центрального федерального округа (ЦФО) и граничит с 7 субъектами Российской Федерации. По уровню социально-экономического развития, определяемого на основе индекса социально-экономического развития, регион занял в 2015 году 24 место в России. Рассматривая ВРП Воронежской области по видам экономической деятельности (табл.1), необходимо отметить, что в 2015 году наибольший удельный вес в общем объеме приходился на сельское и лесное хозяйство – 15,3%, обрабатывающие производства – 14,5%, а так же сфера услуг: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 20,5%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг – 16,1%.[8]

Таблица 2. Валовой региональный продукт по некоторым видам экономической деятельности (в текущих ценах), млн. рублей [7]

 

2011

2012

2013

2014

2015

ВРП (добавленная стоимость в основных ценах)

– всего

474973.9

563965.4

611720.4

717667.2

823133.6

в том числе:

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

53950.3

78741.8

80723.3

99163.6

125786.7

обрабатывающие производства

75381.1

78438.5

82250.4

97297.1

119286.9

Пр-во и распр.электроэнергии, газа и воды

21197.9

21356.1

25318.1

26958.5

24068.2

строительство

37063.7

41991.1

48805.4

70587.1

72771.0

Опт. и розн. торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

85764.7

105651.0

122202.8

145436.7

168426.0

транспорт и связь

48390.3

57033.7

50903.3

55772.3

62568.1

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

80023.0

91530.0

96334.7

109513.4

132787.5

государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

27276.6

33999.2

37038.4

39154.0

38458.7

образование

17828.5

21478.8

25284.6

28727.8

29919.9

здравоохранение и предоставление социальных услуг

17757.8

19008.6

23325.2

27115.1

28134.2

 

По данным представленной в таблице можно сказать, что сельское хозяйство является отраслью специализации Воронежской области и одной из ведущих в регионе. По данным региональной статистики на 2016 год в нем занято примерно 7,6% трудоспособного населения региона. Во многом развитие данной отрасли связано с тем, что данный регион богат черноземом. В области производится 10% сахара, 17% растительного масла, 3,6% зерна от общероссийского производства. Область занимает 5-ое место среди аграрных регионов России по производству продукции сельского хозяйства и 2-ое – в Центральном федеральном округе. Агропромышленный комплекс представлен производством зерновых (пшеница, рожь, ячмень, кукуруза), технических и масличных культур (сахарная свекла, подсолнечник) и плодоводством. Разводится крупный рогатый скот, свиньи, овцы и птица (табл.2).

Таблица 3. Валовой сбор продукции растениеводства и производство продукции животноводства Воронежской области в 2010-2015 гг. [7]

2010

2012

2013

2014

2015

Валовой сбор продукции растениеводства, тыс. тонн

Зерно

854.2

3111.3

3814.6

4472.7

4253.7

Сахарная свекла

1793.0

6167.3

4455.7

3973.2

4916.2

Подсолнечник

421.5

875.0

1041.0

940.8

1054.1

Картофель

682.7

1423.6

1751.8

1761.7

1809.4

Овощи

239.6

401.7

475.6

499.4

514.8

Производство основных продуктов животноводства

Мясо, тыс. тонн

185.4

223.9

253.1

216.1

231.1

Молоко, тыс. тонн

 

683.3

 

742.4

 

755.9

 

788.5

 

807.7

Яйца, млн. штук

673.5

785.5

856.9

930.6

882.2

Шерсть, тонн

257

298

337

357

400

 

Валовой сбор продукции растениеводства и производство основных продуктов животноводства, как видно из таблицы, за рассмотренный период возросли. Существенный рост наблюдался в производстве зерна (в 4,9 раза), сахарной свеклы (в 2,7) и подсолнечника (в 2,5), являющимися основными сельскохозяйственными экспортируемыми товарами. Однако их рост является экстенсивным, так как происходил за счет увеличения посевных площадей, соответственно, злаковых и технических культур и снижения посевных площадей кормовых культур. Тем не менее, по итогам 2015 года на отрасли сельского хозяйства приходится 15% от общего объема ВРП региона.

Таким образом, анализ показателей сельского хозяйства Воронежской области подтверждают значимость данных отраслей в поддержке и развитии политики импортозамещения [5].

Уже сейчас Воронежская область показывает существенные достижения в реализации политики импортозамещения в сфере АПК, что подтверждается ее местом в рейтинге аграрных регионов России .

С 2010 года в регионе активно реализуется проект по созданию сектора специализированного мясного скотоводства. В результате на территории сформирован мясной кластер: от производства генетической и племенной продукции, развития товарных стад, создания современных мощностей по переработке до формирования каналов реализации всего спектра продукции. Общий объем инвестиций превысил 15 млрд. рублей, создано более 150 товарных стад с общим поголовьем более 135 тысяч голов, появилось более 2000 новых рабочих мест, в сельскохозяйственный оборот вовлечено дополнительно более 200 тыс. га малопродуктивных сельскохозяйственных угодий, в значительной степени – пастбищ. Самое значительное поголовье содержится в сельскохозяйственных предприятиях «Заречное», «Стивенсон- Спутник», «Экопродукт» и «Конный завод Чесменский» общей мощностью порядка 75.000 голов. Для стимулирования развития были разработаны дополнительные меры поддержки: субсидирование приобретения эмбрионов и молодняка, содержания и увеличения поголовья, приобретения техники и технологического оборудования, компенсации затрат на создание инфраструктуры в общей сумме более 2 млн. рублей. Фермерские хозяйства активно организуют небольшие мясные стада, используя гранты в их организации (их уже более 100). Уже в 2015 году был достигнут устойчивый рост производства мяса говядины (+5,0 тыс. тонн к уровню 2014 года).[3]

Несмотря на видимые успехи, все же существуют и ряд проблем, которые необходимо преодолеть. Для Воронежской области, как и для многих регионов России, свойственна нехватка квалифицированных кадров, как правило рабочих специальностей. Региональные власти, на данном этапе, стараются проводить грамотную демографическую и образовательную политику, за счет внедрения и реализации программ повышения квалификации, однако, по мнению автора, этого не достаточно(Табл. 4).

Таблица 4. Спрос и предложение некоторых профессий на рынке труда Воронежской области по состоянию на 01.11.2017 [7]

 

 

Наименование профессии

Количество состоящих на учете

 

Кол-во вакансий

 Рабоч ие

аппаратчик крупяного производства

0

17

аппаратчик обработки зерна

1

40

арматурщик

7

137

бетонщик

7

163

боец скота

32

грузчик

163

448

дворник

40

161

дробильщик

1

15

животновод

6

38

жиловщик мяса и субпродуктов

2

18

машинист бульдозера

5

21

оператор машинного доения

8

41

 Сл ужащие

администратор

189

27

бухгалтер

521

119

диспетчер

206

34

экономист

219

46

юрист

115

9

 

По данным таблицы видны серьезные перекосы на рынке труда региона, т.к. согласно данным промышленность нуждается в кадрах рабочих специальностей, нежели в служащих. На наш взгляд в области необходимо сбалансировать спрос и предложение на рынке труда. Для этого необходимо провести комплекс мер, который проводился бы совместно Департаментами: экономического развития, аграрной политики, образования, промышленности, предпринимательства и торговли, труда и занятости. В данные комплекс должно входить: оценка нынешнего состояния кадровой обеспеченности в наиболее важных отраслях (в данной работе это отрасли растениеводства и животноводства); составление списка наиболее необходимых специалистов (эти данные готовит Департамент труда и занятости населения Воронежской области). Далее целесообразно действовать по двум направлениям. В первом случае, с целью создания высокотехнологичного производства в экспортноориентированных отраслях необходимо развитие проектов по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров, пересмотр количества в сторону увеличения мест бесплатного обучения в ВУЗах по необходимым направлениям, зарубежные стажировки. Во втором, необходимо формирование системы профессиональной подготовки кадров рабочих специальностей и развитие ее в учебных заведениях среднего образования по аналогии с Советской системой учебных комбинатов. Это в свою очередь позволит переориентировать и заинтересовать детей школьного возраста получить вместе с аттестатом, свидетельство о профессиональной подготовке по конкретной рабочей специальности, что даст им возможность устроиться на работу без дополнительных затрат.

Российская Федерация должна не только самообеспечивать себя в агропродовольственном плане, но и быть способной получать доход с аграрного экспорта. Для этого необходимо сделать нашу продукцию конкурентоспособной по цене и качеству. Отсюда вытекает следующая проблема – технико- технологическое отставание сельского хозяйства, то есть отсутствие должного высокотехнологичного производства. Согласно статистическим данным, степень изношенности основных фондов в сельском хозяйстве составила в 2015 году 36,4%. Несмотря на относительно высокую долю инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (9,7% в 2015 году), ситуация по-прежнему остается неблагоприятной. Удельный вес прикладных разработок для АПК продолжает стремительно сокращаться, а объемы бюджетной поддержки агронауки в России ничтожно малы. Подавляющее большинство АПК-предприятий работают по устаревшим ресурсозатратным технологиям на изношенной технике. Сама организация труда неэффективная. Отсюда отставание в производительности, рентабельности и качестве . Для решения этого вопроса нужен «трансфер» технологий и знаний, то есть сотрудничество с преуспевшими в этом плане странами и компаниями. Более скорый эффект даст создание со стороны государства выгодных условий для крупных иностранных инвесторов. Это не только привлечение финансовых средств, но и технологий, новаций, менеджмента, хорошо узнаваемых брендов. «Это не значит, что мы «сдаём» иностранцам свою территорию и позиции. В данном случае мы работаем на своей территории и по своим условиям, но в тандеме с надежным партнером, наставником. Некоторые деятели экономики считают, что он помогает аккумулировать интеллектуальный, инвестиционный ресурс, дает точки роста и преумножает возможности. [4] Затем – недостаточность рынков сбыта сельскохозяйственной продукции региона. В первую очередь это касается семян сахарной свеклы. Несмотря на то, что Воронежская область занимает 2ое место по их производству, около 80% рынка занимает импортная продукция. На рынке установлена сильная монополизация, и крупные производители сахара предпочитают покупать импортные семена. Между тем предприятие «Бетагран Рамонь», построенное по самым современным технологиям, может производить до 300 тыс. посевных единиц в год и тем самым закрывать около 25% потребности России в семенах сахарной свеклы. При этом завод производит еще и семена иностранной селекции, но выращенные в Воронежской области. По качеству семена производства «Бетагран Рамони» не уступают импортным аналогам. Технический директор предприятия рассказал, что «Бетагран Рамонь» был собран как аналог итальянских заводов во Франции. И в некоторых позициях качество продукции получается даже лучше импортных аналогов . Такая же ситуация происходит в производстве плодоовощной продукции. После запрета ввоза польских яблок на территорию нашей страны в ЗАО «Центрально-Черноземную плодово-ягодную компанию» поступило много предложений от торговых сетей по выкупу урожая яблок, но компания не пошла на это, так как уже имела другие обязательства. Однако далее спрос стал падать – у торговых сетей есть собственный импорт, занимающий большой объем, а польские яблоки продаются под видом белорусских, сербских. В данной ситуации решением будет предоставление послаблений, а так же субсидий предприятиям, которые будут покупать отечественную сельскохозяйственную продукцию. [9] Кроме этого, сейчас в Государственной Думе рассматривается законопроект, касающийся усиления контроля за санкционными товарами. Это предлагается делать посредством создания независимой экспертной группы на межрегиональном уровне. Это позволит более полно, быстро и субъективно выявлять и оценивать проблемы в регионах, а соответсвенно и принимать меры по их решению.

В этом ключе импортозамещающая деятельность региона оказывает влияние на продовольственную экономическую безопасность. Как крупный производитель в области сельского хозяйства Воронежская область требует дальнейшего пристального внимания государственных, региональных и местных властей. Необходимо принятие ряда мер для того, чтобы темп, с каким область проводит политику импортозамещения продолжал поддерживаться: улучшение ситуации в данных отраслях экономики региона для наращивания производства, увеличение экспорта и снижение импорта продукции, производство которой считается специализацией региона, поскольку это существенно усилит национальную безопасность России в целом и даст региону новые возможности.

 

Список литературы

 

1.                   Безпалов В.В. Импортозамещение: анализ подходов к определению понятия/ Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 11 (93). С. 9.

2.                   Государственная программа Воронежской области "Развитие промышленности и  повышение  ее   конкурентоспособности",   утвержденная      Постановлением      Правительства Воронежской   области   от   13   декабря   2013   г.   №840   (в   ред.   от   04.08.2016   г)   // http://econom.govvrn.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=509&Itemid=79

3.                   Делициева Л.Н., Безпалов В.В.Современные условия реализации государственных программ поддержки сельского хозяйства в условиях политики  импортозамещения  /В сборнике: "Наука сегодня: факты, тенденции, прогнозы", материалы международной научно- практической конференции. Научный центр «Диспут». 2017. С. 89-93.

4.                   Измалков Андрей Алексеевич «Импортозамещение в АПК: реалии, шансы и проблемы»

5.                   Марченко В.В., Зиновьева И.С. Перспективы импортозамещения в Воронежской области

6.                   Полтаев Герман «Воронежскую область назвали одним из лидеров по импортозамещению»/Электронное   издание   "Время Воронежа".2016. URLhttp://vrntimes.ru/articles/ekonomika/voronezhskuyu-oblast-nazvali-odnim-iz- liderov-po-importozameshcheniyu

7.                   Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Территориальный орган Федеральной служба государственной статистики по Воронежской области. – 1999-2016. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://voronezhstat.gks.ru

8.                   Федеральная служба государственной статистики: Официальный сайт [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1995-2017. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru

9.                   Хахалева Елена Владимировна «Реализация государственной политики импортозамещения в Российской Федерации»