24 декабря 2017г.
В статье рассматривается современное состояние транспортной инфраструктуры Республики Крым и транспортная доступность его для жителей Югры.
На сегодня главным перспективным этапом развития транспортного сообщения в Республике Крым связанно с реализацией крупных проектов: строительство мостового перехода через Керченский пролив, современных автомобильных и железнодорожных путей; усовершенствование имеющейся туристской инфраструктуры, а также модернизация аэропортов и морских портов.
В условиях сложившейся политической ситуации, вызванной изменениями геополитического положения Республики Крым, которая до 2014 года находилась под юрисдикцией независимого государства Украины, а в марте 2014 г. полуостров вошел в состав Российской Федерации. Вхождение Крыма в состав РФ, без сомнений, открывает новые перспективы для экономического развития. Но стоит отметить, что текущий уровень социально-экономического развития региона значительно проигрывает общероссийским, а в некоторых отраслях наблюдается критическая ситуация.
Крым обладает исключительным природно-рекреационным и культурно-историческим потенциалом, который с одной стороны является – стратегическим, а с другой – высокодотационным, развитие которого непрерывно связано с туристско-рекреационной деятельностью. Как показал опыт летнего сезона 2014 года, его возможности ограниченны инфраструктурными проблемами. Основными видами транспорта, связывающие Крымский полуостров с другими регионами являются: авиационный и морской-паромный.
С увеличение спроса в 2016 - 2017 годах на внутрироссийские направления, возникла необходимость в создании новых туристских маршрутов.Жители Югры вместо Турции и Египта предпочитают летать в Крым, Сочи и Краснодарский край.
Основной проблемой транспортной доступности Республики Крым для Ханты-Мансийского автономного-округа – Югры заключается в таких проблемах:
· значительная отдаленность округа от Республики Крым;
· отсутствие доступного для основных масс турпотока железной дороги из города Ханты- Мансийска;
· слаборазвитая сеть автомобильных дорог по округу.
· высокие цены на авиабилеты, ж/д билеты.
В данной статье нами рассмотрены альтернативные варианты транспортной доступности Крыма для жителей ХМАО – Югры (Табл.1).
Таблица 1 – Транспортная доступность Республики Крым для югорчан
Маршрут
|
Продолжительность
|
Описание
|
1
|
2
|
3
|
Авиационный транспорт
|
Ханты-Мансийск – Москва
Москва - Симферополь
|
14 часов 40 мин
|
Стоимость билетов составит 18 000 рублей при
раннем бронировании. Пересадка в Москве 8 часов
50 минут. Авиаперелет осуществляет компания Аэрофлот.
|
Сургут – Симферополь
|
4 часа
|
Стоимость билетов варьируется от 15 000 до 16 000
рублей при раннем бронировании. Рейс прямой, авиаперелет осуществляют компании ЯМАЛ и Аэрофлот.
|
Нижневартовск – Симферополь
|
5,5 часов
|
Стоимость билетов составит 11 000 рублей. Рейс прямой, авиаперелет осуществляется компанией
Аэрофлот.
|
Продолжение таблицы 1
1
|
2
|
3
|
Железнодорожный транспорт
|
Пыть-Ях – Москва
Москва-Краснодар Краснодар – Республика Крым
|
2 дня 00 ч 42 м
1 день 05 часов 30 минут
4 часа 30 мин
|
Маршрут занимает в среднем трое суток, стоимость
данного маршрута составит: плацкарт – 10 709 рублей
купе – 11 061 рублей.
Перевозку осуществляет РЖД.
|
Пыть-Ях – Москва Москва – Анапа
Анапа – Республика Крым
|
2 дня 00 ч 42 м
23 часа 03 минут
2 – 2,5 часа
|
Маршрут занимает более двух суток, стоимость билетов составляет 14 136, в поезде только места – купе. Перевозку осуществляет РЖД.
|
Автомобильный транспорт
|
Ханты-Мансийск – Тюмень
– Челябинск – Уфа –
Самара – Сызрань – Саратов – Волгоград – Краснодар – Республика Крым
|
1 день 21 час
|
Километраж указанного маршрута составит 3 472 км.
Стоимость маршрута 10 190 рублей. Не учитывается
время остановок в пути.
|
Ханты-Мансийск – Серов –
Пермь – Казань – Ульяновск – Саратов – Волгоград – Краснодар –
Республика Крым
|
1 день 23 часа
|
Километраж указанного маршрута составит 3 530 км.
Стоимость маршрута 11 190 рублей.
|
Смешанный маршрут
|
Ханты-Мансийск – Тюмень
Тюмень - Симферополь
|
10 часов
5 часов 25 минут
|
Представленный маршрут занимает в среднем до 24
часов. Рейс не прямой, пересадка в Новосибирске время ожидания 2 часа 25 минут. Стоимость билета составит 12 600 рублей.
|
Продолжение таблицы 1
1
|
2
|
3
|
Ханты-Мансийск – Сургут
Сургут - Симферополь
|
3,5 часа (машина); 5 часов
(автобус) 4 часа
|
Продолжительность меняется в зависимости от
выбранного вида транспорта: Машина – 7,5 часов;
Автобус – 9 часов.
Стоить отметить ценна также зависит от выбранного вида транспорта:
Машина – 16 700 рублей;
Автобус – 17 000 рублей.
|
Таким образом, можно сделать вывод наиболее быстрым и доступным является авиационный транспорт. Прямые рейсы осуществляются из Сургута и Нижневартовска, для жителей города Ханты- Мансийска возможен вариант с пересадкой в Москве, время ожидания составит около 9 часов. Стоит отметить, что железнодорожным транспортом можно воспользоваться из города Пыть-Ях, данный город находится в непосредственной близости к таким городам как Ханты-Мансийск и Нефтеюганск.
Одним из наиболее недорогих вариантов является поездка на собственном автомобиле. Время в пути больше чем на самолёте, но меньше чем на поезде, стоимость варьируется в пределах от 9 000 – 12 000 рублей. Значительно усложняет путешествие отсутствие прямой автомобильной дороги к Крыму, строительство Керченского моста решит данную проблему.
Также немало важным является отсутствие из города Ханты-Мансийска прямых рейсов в Симферополь и отсутствие железнодорожного транспорта, что сказывается на времени при путешествии.
Для успешного развития туристского направления из округа в Республику Крым необходимо пустить прямые рейсы из города Ханты-Мансийска, улучшить инфраструктуру автомобильных дорог.
Анализ транспортной доступности региона показал, что Республика Крым доступна для разных слоев населения. Можно выделить следующие целевые рынки:
1. Бизнес-туристы. Их не интересует цена, главное комфорт и максимальная экономия времени, поэтому для данного сегмента рынка наиболее удобным видом транспорта является авиационный.
2. Эконом-путешественники. Стоит отметить, что для данного целевого рынка главную роль играет стоимость поездки, а также комфорт. Таким образом, для таких туристов идеальным вариантом будет железнодорожный транспорт. Этот вид транспорта достаточно удобный, недорогой, единственным минусом можно назвать продолжительность в пути.
3. Семейные путешествия. Очень часто сложным для таких поездок является то, что семейные путешествия особенно с детьми, требуют огромного количество багажа, что является неудобным при выборе авиационного и железнодорожного транспорта. Поэтому наиболее оптимальным для такого рода поездок является автомобильный транспорт, время в пути в среднем до 24 часов, а затраты минимальные.
4. Студенты. Указанный сегмент рынка располагает небольшим бюджетом и огромным
количеством времени. Таким образом, наилучшим вариантом для путешествия является железнодорожный или смешанный вид транспорта.
Список источников
1. Бажора В.А. Потенциал развития города Севастополя и Республики Крым в современных условиях глобализации. – Чита,2016. - №11 (115). – с. 3-6.
2. Белицкая О.В. Экономический потенциал и перспективы развития Республики Крым. Печать: Вестн.КСЭИ. – Краснодар, 2014 – с.223-229.
3. Большаник П.В. Экономико-географическое положение ХМАО-Югры // Всероссийская научно-практическая конференция «Экономическая наука и высшее образование как приоритетное направление регионального развития» 15-16 мая 2008 г. Нижневартовск: НГГУ, 2008. – С.34-40.
©Касьяненко Т.В.