Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗВИТИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Хабаровск
ВУЗ:
Дата:
24 декабря 2017г.

Институциональная среда является определяющим условием для развития любой общественной сферы. Политика, сама являясь частью институциональной среды, в свою очередь зависит от условий ее формирования и реализации. Институциональной средой для государственной политики являются система институтов, формирующих и реализующих данную политику, а также нормативно-правовое пространство, в рамках которой она осуществляется.

Учитывая сложную территориальную структуру Российской Федерации, проблемы пространственной дифференциации развития российских регионов, представляется важным рассмотреть институциональную среду региональной экономической политики, как фактора, определяющего ее эффективность.

В целом систему институтов формирующих и реализующих РЭП в РФ можно представить в следующем виде:

1. Органы государственной власти

1.1.Органы законодательной власти:

1.1.1.Комитет  Совета  Федерации  по  федеративному  устройству,  региональной  политике,  местному самоуправлению и делам Севера

1.1.2. Комитет ГД РФ по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока

1.2. Органы исполнительной власти

1.2.1. Министерство экономического развития РФ

1.2.2.Министерство финансов РФ

1.2.3. Министерство по развитию Дальнего Востока

1.2.4. Министерство по делам Северного Кавказа

2.       Институты по развитию отдельных территорий РФ, создаваемые органами государственной власти РФ

3.       Ассоциации межрегионального взаимодействия

В органах законодательной власти формируется общий вектор политики.

Разветвленная система органов исполнительной власти формирующих и реализующих региональную политику в РФ может быть объяснена тем фактом, что в РФ достаточно глубокие и сложные проблемы территориального развития.

В  министерстве экономического развития на сегодняшний день пять департаментов напрямую занимаются решением региональных проблем: департамент координации социально-экономического развития регионов, департамент реализации региональных инвестиционных программ, департамент регионального развития, департамент развития межрегионального и приграничного сотрудничества, департамент стратегического и территориального планирования. При этом анализ их функций показывает,  что     определить  системный  подход  к  территориальному  развитию  РФ  должны  в  департаменте «Стратегического развития и территориального планирования», через разработку стратегии пространственного развития Российской Федерации и подготавливаемых в ее составе предложений о совершенствовании системы расселения на территории Российской Федерации и приоритетных направлениях размещения производительных сил на территории Российской Федерации.

Министерство финансов РФ в лице департамента межбюджетных отношений также относится к системе институтов реализующих РЭП в РФ, так как межбюджетные отношения и бюджетное выравнивание во всех странах является одним из основных действующих инструментов региональной политики государства.

Также мы можем наблюдать, что для решения проблем развития самых «сложных» территорий государство создало отдельные министерства в надежде на повышение эффективности управленческого процесса – Министерство по развитию Дальнего Востока, Министерство по делам Северного Кавказа.

В последнее время органами государственной власти создаются специальные институты развития конкретных территорий. Например, для развития Дальнего Востока за последние годы были созданы: Фонд развития Дальнего Востока Байкальского региона, АО Корпорация развития Дальнего Востока, Агентство по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Дальнего Востока, Агентство по управлению человеческим капиталом.

Все законы и нормативно-правовые акты, регулирующие РЭП в РФ условно можно разделить на 4 группы.[1]

1   группа – законы и акты, определяющие рамочные условия для региональной политики. (например: Конституция, Указ Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период 2025 г.»)

2    группа – законы и акты по направлениям экономической деятельности, содержащие в себе существенные региональные аспекты (Бюджетный и Налоговый Кодексы, Закон о недрах, закон о прожиточном минимуме).

3    группа – законы и акты, регулирующие развитие конкретных территорий (например: Стратегия

развития Дальнего Востока и Байкальского региона; государственные программы по развитию Северного Кавказа, Арктики)

4   группа – законы и акты о специальных экономических зонах (ФЗ- 116 «Об особых экономических зонах РФ»; ФЗ-473 «О территориях опережающего социально-экономического развития»; 392 - ФЗ «О зонах территориального развития в РФ»)

Каждая из этих групп в той или иной мере определяет территориальное развитие государства, но вектор этой политики можно определить в таких документах как Указ Президента РФ «Об утверждении основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период 2025 г.»[2].

В соответствии с этим документом, целями государственной политики регионального развития являются обеспечение равных возможностей для реализации установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни, обеспечение устойчивого экономического роста и научно-технологического развития регионов, повышение конкурентоспособности экономики Российской Федерации на мировых рынках на основе сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также максимального привлечения населения к решению региональных и местных задач.

Для достижения поставленных целей предполагается решение следующих задач:

а) инфраструктурное обеспечение пространственного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации;

б) привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном и местном уровнях;

в) совершенствование механизмов регулирования внутренней и внешней миграции;

г) совершенствование механизмов стимулирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований к наращиванию собственного экономического потенциала;

д) уточнение полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, совершенствование их финансового    обеспечения    и     организация    эффективного     исполнения     указанных    полномочий    (с максимальным привлечением населения к участию в государственном и муниципальном управлении).

Результатами реализации государственной политики регионального развития должны стать:

а) сокращение различий в уровне и качестве жизни граждан Российской Федерации, проживающих в различных регионах, а также в городах и сельской местности;

б) сокращение различий в уровне социально-экономического развития регионов;

в) достижение необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности всех населенных территорий Российской Федерации;

г) дальнейшее развитие процесса урбанизации, в частности развитие крупных городских агломераций, как необходимое условие обеспечения экономического роста, технологического развития и повышения инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности российской экономики на мировых рынках;

д) повышение уровня удовлетворенности населения деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Кроме Указа Президента, определить системный подход к территориальному развитию в РФ, судя по всему, в скором времени можно будет через «Стратегию пространственного развития Российской Федерации». Подготовка данного документа ведется в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации». Стратегия пространственного развития Российской Федерации призвана стать «проекцией» социально-экономических приоритетов развития на территорию, в рамках документа предполагается оценить сложившуюся систему расселения в Российской Федерации, дать предложения по ее гармонизации.

Этот документ не будет являться чем-то абсолютно инновационным, в советской практике подобные документы прорабатывались регулярно. Опираясь на него, регионы смогут ориентироваться, какую роль отводит им государство в рамках народнохозяйственного комплекса страны. Это позволит более эффективно координировать усилия всех ведомств, а также центра и регионов при решении стратегических задач.

Таким образом, в России существует достаточно разветвленная система институтов формирующих и реализующих политику территориального развития государства[3], но при этом в ней нет профильного ведомства, которое бы осуществляло региональную экономическую политику[4]. Надо отметить, что само отсутствие такового, не является отрицательным моментом, так как нет прямой зависимости между его существованием и эффективностью региональной политики государства. Так в Германии, где, как известно, территориальные проблемы стоят не менее остро, в связи с объединением восточных и западных земель, также нет профильного министерства[5], но результаты политики выравнивания социально-экономического развития территорий достаточно высоки. Проблемой является отсутствие координирующего механизма данной политики. В той же самой Германии таким механизмом выступает некий программный документ, так называемая «совместная задача». Надежду на появление такого механизма в России дает работа в Министерстве экономического развития Российской Федерации над «Стратегией пространственного развития Российской Федерации».

1 Данная классификация построена на основе классификации Гранберга А.Г. см. «Основы региональной экономики» [Текст] : учебник для вузов / А.Г. Гранберг ; Гос. ун-т – Высшая школа экономики. – М. : Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. – С.431

2   Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2017

3 В    разделе         термины     «Региональная     экономическая    политика    государства»    и     «Политика территориального развития государства» рассматриваются как синонимы.

4   В современной истории России было две попытки создания профильного министерства: в 1998 г. – Министерство  региональной  политики  (расформировано1999  г.),  и  в  2004  г.-  Министерство регионального развития РФ (расформировано в 2014 г.).

5   Кузнецов, А.В. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / А.В. Кузнецов, О.В. Кузнецова. - М.: ИМЭМО РАН, 2015.

Список литературы

 

1.       Кузнецов, А.В. Региональная политика: зарубежный опыт и российские реалии / А.В. Кузнецов, О.В. Кузнецова. - М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 137 с.

2.       Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2017

3.       Информационный портал Правительства РФ Электронный ресурс [Электронный ресурс] - . - Режим доступа:http://government.ru/