Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЛОГОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ЭКОНОМИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Симферополь
ВУЗ:
Дата:
02 января 2016г.

     На сегодняшний день в условиях трансформации экономики в Российской Федерации налоговая система Республики Крым нуждается в постоянном совершенствовании для достижения высокого уровня социально-экономического развития. Актуальность темы определяется необходимостью поиска новых эффективных рычагов, направленных на развитие экономики, что позволяет увеличить объемы налоговых поступлений в бюджеты различных уровней.

   Налоговый потенциал региона  является наиболее разработанной категорией среди других видов потенциалов (фискальный, бюджетный, рыночный, экономический и финансовый). При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» – это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства [5].

    Целью работы является исследование налогового потенциала Республики Крым в условиях переходного периода в парадигме устойчивого развития.

    Исследуя теоретические подходы к определению сущности понятия «налоговый потенциал региона» [2], его следует рассматривать в качестве показателя, который отражает наибольшую величину налоговых поступлений на территории региона согласно действующему законодательству (фискальный подход), характеризует количественную и качественную характеристики состояния экономики региона, позволяя определять собственные возможности регионов, их потребность в межбюджетном выравнивании (межбюджетный подход), вследствие применения определенной налоговой политики в условиях фактического налогообложения к источникам и объектам, учитывая сбалансированность интересов экономических субъектов в налоговых отношениях (ресурсный подход).

   Крым открывает новые возможности для экономического развития всего российского Причерноморья. И, у экономики России может появиться еще один стимулятор роста. Но для достижения позитивных результатов необходимо продуктивно работать, и тогда максимальный эффект, возможно, будет достигнут. Анализировать преимущества и недостатки в каком-либо количественном выражении не представляется возможным, как минимум, до начала 2015 года. У ряда экономистов есть предположения, что два новых субъекта Федерации за счет всплеска госрасходов могут добавить росту ВВП 0,2%. Но, все это – очень приблизительно. Стратегический плюс в том, что Крым становится своего рода универсальным индикатором эффективности/неэффективности всех шагов по переходу к новой российской экономической модели [4].

    На покрытие дефицита бюджетов Крыма и Севастополя из нераспределенного резерва федерального бюджета выделено 55 млрд. рублей, на выравнивание пенсий до среднего по РФ уровня – около 70-80 млрд. рублей из бюджета Пенсионного фонда РФ. Кроме того, расходы на выравнивание социальных пособий и зарплат 200 тысяч бюджетников - они до конца еще не посчитаны [3]. Чтобы снизить нагрузку на бюджеты, необходимо стимулировать частные инвестиции. Но, под них нередко тоже требуются государственные гарантии. И пусть это не «живые», а гипотетические деньги будущих периодов, все равно речь идет о дополнительном обременении федерального бюджета. Поэтому не исключено, что общие затраты государственных средств на Республику по итогам года могут достичь и 150 млрд. рублей, и даже больше.

    Плановый дефицит бюджета РФ 2014 в 0,5% ВВП это еще не закрывает полностью, но сильно к тому приблизилось. Конечно, есть и оборотная сторона. Из-за ускорения инфляции придется тратить потом больше (в реальном выражении расходы сокращаются). Эти вопросы ложатся на финансовый менеджмент, какими и когда допущениями по ослаблению курса пользоваться.

    По уровню социально-экономического развития Крым в сравнении с другими российскими регионами располагается примерно между Калмыкией и Чечней. Потенциальный вклад в бюджет РФ может быть сопоставим с ними [7].

    Крайне важно формировать  общие условия развития бизнеса:  включение  крымских финансовых институтов в банковскую систему РФ, создание единого налогового пространства, упрощенная процедура перерегистрации юридических лиц по российскому праву с одновременным анализом их экономического потенциала, приведение в соответствие с российскими нормами кадастров земли и объектов недвижимости и т.п. Поэтому, перспективы новых бизнесов, их сфер и направлений в Крыму должны вырасти из начавшегося переходного периода.

     Cогласно источнику [1] за 9 месяцев текущего года в Крыму увеличились налоговые поступления от транспортной отрасли и  составили 470,5 млн. рублей. В частности, фактические поступления в бюджет от финансово-хозяйственной деятельности ПАО "Международный аэропорт "Симферополь" возросли в 4 раза и составили 277,2 млн. рублей. Всего в Крыму за январь-сентябрь текущего года в бюджеты всех уровней поступило 16,4 млрд. рублей в виде налогов, что соответствует уровню аналогичного периода прошлого года. По налогу на доходы физических лиц в бюджет поступило 6,7 млрд. рублей, что превышает показатели соответствующего периода прошлого года на 1 млрд. рублей, или на 19%. По налогу на добавленную стоимость поступило 3,5 млрд. рублей, что на 537 млн. рублей или 18% больше прошлогодних показателей.

     Таким образом, наблюдается положительная динамика. В будущем ожидается ее улучшение, о чем свидетельствует бюджет Крыма на 2015 год [6].

      Так, объем доходов и расходов бюджета утвержден в размере 62,89 млрд. рублей, из которых налоговые и неналоговые доходы составляют 15,82 млрд. рублей, или 25% от общей суммы поступлений.

     В результате проведеного исследования, рассматривая налоговый потенциал региона в качестве показателя, который отражает потенциальную способность региона генерировать бюджетные доходы, характеризует качественную характеристику состояния экономики региона, позволяя определять собственные возможности регионов, их потребность в межбюджетном выравнивании, вследствие применения определенной налоговой политики в условиях фактического налогообложения к источникам и объектам, учитывая сбалансированность интересов экономических субъектов в налоговых отношениях, следует выделить основные пути улучшения налогового потенциала Республики Крым в условиях трансформации экономики Российской Федерации, направленные на: - повышение инвестиционной привлекательности региона и увеличение объема поступлений налогов и сборов; - обеспечение роста числа налогоплательщиков и объектов налогообложения; - существенное сокращение недоимки по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам; - максимальное использование налогового потенциала для эффективного устойчивого развития экономики и социальной сферы; - создание условий для развития и укрепления бизнеса; - эффективное использование возможностей действующего налогового законодательства в целях максимального увеличения налогового потенциала региона; - совершенствование действующего законодательства, в том числе налогового (оптимизация налоговых ставок, налоговых льгот и т.д.).

    По мнению авторов, решение данных вопросов будет способствовать:

-    повышению эффективности функционирования предпринимательства в регионе, его экономическому и социальному росту;

-    созданию единой оптимальной законодательно закреплѐнной методики оценки налогового потенциала региона, что позволит более эффективно осуществлять процесс налогового планирования и проводить оценку налогового потенциала региона;

-отсутствию диспропорции в региональном развитии.

 

 

Список литературы

1.     В Крыму увеличились налоговые поступления в бюджет от транспортной отрасли / ЮгЯлта.рф. // Информационный сервис. Официальный сайт. - [Электронный ресурс] - Режим доступа. - http://ugyalta.com/news/aeroport_simferopol_v_4_raza_uvelichil_postupleniya_v_k/ (Дата обращения: 28 октября 2014, 11:00

2.     Гурова В.А. Теоретические подходы к определению сущности понятия «налоговый потенциал региона» / В.А. Гурова // Архитектоника финансового пространства и его интеграционные приоритеты: сб. трудов междун. науч.-практ. конф., 24–26 сентября 2014 г. – Симферополь : ТНУ имени В.И. Вернадского, 2014. – С. 11–20.

3.     Капитал страны. Федеральное интернет-издание. Официальный сайт. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kapital-rus.ru/. — Заглавие с экрана. — (Дата обращения:20.03.2014).

4.     Крым стимулирует экономику России / Экономика // Российская газета. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://www.rg.ru/2014/03/24/krim-site.html. — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 24.03.2014, 11:30)

5.     Прокопенко Р.А. Понятие и роль налогового потенциала в экономическом развитии региона / Р.А. Прокопенко // Современные наукоемкие технологии. — № 12. — 2007. — С.113—115.

6.     5 фактов о бюджете России на 2015 год / Interpolit Международная военная политика. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://politobzor.net/show-34799-5-faktov-o-byudzhete-rossii-na-2015-god.html. — Заглавие с экрана. — (Дата обращения: 2014, 13:23).

7.     Экспресс-оценка инвестиционной привлекательности Республики Крым: рискованный актив. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raexpert.ru/researches/regions/krim_2014/ Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 11 апреля 2014).