Новости
14.01.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
13.01.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
13.01.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Санкт-Петербург.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТУРИЗМА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРА

Авторы:
Город:
Нижневартовск
ВУЗ:
Дата:
08 декабря 2015г.

  Как показывает мировая практика развитие туризма позволяет решит широкий круг вопросов социально- экономического характера: увеличение занятости населения, стимулирование предпринимательской деятельности, рост доходов и, как следствие увеличение доходной части бюджета региона. Безусловным преимуществом туризма является его диверсифицированный характер, так как в туризме производятся и предметы потребления и услуги. Для организации туризма, как вида деятельности, необходим комплексный подход, формой реализации которого является туристско-рекреационный комплекс. В научной литературе нет единого подхода к определению туристско-рекреационного комплекса, хотя все исследователи единодушны в том, что данное понятие включает совокупность элементов, а вот каков набор этих элементов – является предметом дискуссии [3].

    На наш взгляд, туристско-рекреационный комплекс – это совокупность: во-первых, туристских ресурсов:

природно-климатических, культурно-исторических и иных рекреационных ресурсов, способных удовлетворять духовные и интеллектуальные, физические потребности туристов; во-вторых, объектов туристской индустрии – средств размещения, предприятий общественного питания, культуры, развлечения и спорта, транспорт, информационных ресурсов и систем, их технологий; в-третьих, объектов туристской инфраструктуры – объекты используемые для туристских путешествий и отдыха (инженерной, транспортной, социальной, инновационной и др. инфраструктур); в-четвертых, структуры регулирующие на уровне государства деятельность в сфере туризма. Таким обозом, туристско-рекреационный комплекс – это совокупность туристских ресурсов, туристской индустрии и инфраструктуры, обеспечивающей реализацию потребностей потребителей туристских услуг на определенной территории.

   Основным источником формирования экономических условий в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (далее ХМАО-Югра) принадлежит промышленному производству. Для дальнейшего обеспечения экономического роста и повышения на этой основе уровня жизни населения региона требуется обратить внимание на несырьевой сектор экономики, ведь освоение ресурсов любых видов – это важнейший приоритет региональной экономики. Доля туризма ВРП в ХМАО-Югре к концу 2014 году составила 0,6%, безусловно, это не самый высокий показатель на фоне других туристских регионов. однако это свидетельствует о необходимости проведения комплексного анализа туристско-рекреационного потенциала региона.

    На сегодняшний день реестр объектов туристско-рекреационного комплекса включает 537 предприятий различных типов (Табл.1.).


Таблица 1 Объекты туристско-рекреационого комплекса ХМАО-Югры


Тип объекта

Количество

Особо охраняемые природные территории и памятники природы

24

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)

80

Государственные и муниципальные музеи

36

Туристские предприятия

150

Гостиницы и аналогичные средства размещения

182

Базы отдыха

59

Санатории, профилактории

7

Итого

537

 

    На территории ХМАО-Югры осуществляют деятельность 150 туристских предприятий, из них 16 туроператоров, находящихся в федеральном реестре туроператоров и имеющих финансовую гарантию, которые в свою очередь специализируются по внутреннему туризму (11 туроператоров) и по международному и внутреннему туризму (6 туроператоров). Увеличивается и въездной туристический поток в регионе, по данным статистики за январь-сентябрь 2014 года он увеличился на 3,6 % и составил 427,9 тыс. человек, для сравнения число туристов (тыс. чел), посетивших ХМАО-Югру составляет на 2012 год – 448,4, на 2013 год – 506,8, на 2014 год – 507. Стабильность туристического потока обусловлена проведением крупных событийных мероприятий: XII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», Фестиваль новогодних традиций (общее количество туристов, посетивших мероприятия фестиваля в г.Ханты-Мансийске составило 13 тыс. человек), Турнир претендентов по шахматам 2014, Чемпионат России по биатлону и др. [5].

    Пространственное распределение туристского потока выглядит следующим образом: Восточная зона (Сургутский, Нефтеюганский, Нижневартовский районы, города: Сургут, Нижневартовск, Когалым, Лангепас, Мегион, Радужный, Покачи, Нефтеюганск и Пыть-Ях) – около 40 %. Западная зона (территория от рек Оби и Иртыша до Северного Урала: Ханты-Мансийский район (левобережная часть), Советский и Октябрьский районы (левобережная часть), Кондинский район, города: Ханты-Мансийск, Урай, Югорск, Нягань) – около 50 %, самый высокий показатель туристского потока. Северная зона (территория Березовского, Белоярского, Ханты- Мансийского (правобережная часть), Октябрьского (правобережная часть) районов и город Белоярский – 10 %. Такой низкий показатель обусловлен практическим отсутствием транспортной развязки и туристской инфраструктуры.

     По официальным данным наблюдается увеличение общего количества туристов, посетивших природные парки, в 2011 году на 70% (21,3 тыс. чел.), в сравнении с показателями в 2010 году на 52% (19,0 тыс. чел.). Увеличивается спрос и на поездки с культурно-познавательными целями на 1,8% (76,0 тыс. чел.), однако по сравнению с 2010 годом произошло уменьшение на 3,5% (72,0 тыс. чел.) в сравнении с показателями 2009 года (74,6 тыс. чел.). В частности, к этнографическому парку-музею села Варьёган отмечается устойчивый интерес, о чем свидетельствует среднее количество посетителей в год – 10000 человек. Также наблюдается увеличение числа туристов, посетивших этностойбища автономного округа, в 2014 году в 3,6 раза (9,0 тыс. чел.). Одним из самых распространенных целей поездок в Югру называют деловую (около 70% общего объема поездок). Это подтверждает и статистические данные: количество туристов увеличилось на 11% (280,0 тыс. чел.). Увеличился поток туристов и в речном туризме на 11 % (около 2, 0 тыс. человек).

    Разнообразие туристских ресурсов региона позволяет развивать множество видов въездного и внутреннего туризма. Перспективным видом туризма является активный и все его формы, что подтверждено следующими данными: количество туристов, посетивших различные спортивно-оздоровительные базы и комплексы в 2014 году, – 51000 человек, в 2013 году – 46800 человек, 2002 году – 37450 человек. В 2014 году наблюдается увеличение количества туристов на 36%. Природно-климатические и туристско-рекреационные ресурсы в округе используют и для развития лечебно-оздоровительного туризма. Число туристов, посетивших автономный округ с лечебно-оздоровительными целями, в 2014 году возросло на 1,5% (20,0 тыс. чел.). В целом в 2014 году действовало 290 туристских программ и туров.

     Следующим показателем состояния туристско-рекреационного комплекса является занятость населения в сфере туризма. В январе-сентябре 2014 года по оценке Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры составляла 26,5 тыс. человек (в 2013 году – 25,5 тыс. человек) [1].

     В развитие туризма в округе заинтересованы и региональные органы власти, которые участвуют в организации и проведении туристского слета-форума «Просторы Югры», на котором обсуждаются проблемы развития внутреннего туризма, предлагаются новые туристские программы. Совершенствуется работа официального сайта администрации ХМАО – Югры, обращение к которому увеличилось в 2014 году на 12,6 %. Осуществляется поддержка предприятий туризма, в частности, за 2014 год  возмещены затраты  турфирмам участвующих в организации автомобильных и железнодорожных туристических поездок обучающихся в регионе размер выплат 1,0 млн. рублей). Проводятся конкурсы по предоставлению грантов в сфере внутреннего и въездного туризма. Сформирован Реестр туристских ресурсов и предприятий туриндустрии региона. Модернизируются и способы получения информации, а именно: запущены проекты «Родные города – QR-код» и «TopTripTip» для смартфонов iPhone, «Виртуальная история». Создан туристский информационный центр в крупных городах Югры[5].

    Анализ туристско-рекреационного комплекса ХМАО-Югры выявил ряд проблем, тормозящих в настоящее время его развития:

·       ориентация большинства туристских фирм на выездной туризм;

·       недостаточность маркетинговой и информационно-рекламной деятельности;

·       ограниченный набор предоставляемых рекреационных услуг;

·       отдаленность региона для основных потенциальных потребителей туристских услуг (высокая стоимость авиабилетов, длительность проезда на поезде и автомобиле из центра России);

·       дефицит квалифицированных кадров на предприятиях сферы туризма;

·       недостаток инвестиций, направленных на поддержание и развитие туризма, его инфраструктуры, на продвижение туристских возможностей;

·       отсутствие достаточной инфраструктуры для развития перспективных видов туризма, имеющих потенциальную перспективу развития в Югре (круизный, водный, пеший, горный, лыжный, рыболовный и др.);

   Позиционируя Югру как туристский  регион следует  обратить внимание на решение указанных недостатков и продолжить формировать условия для функционирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей как российских, так и иностранных граждан в разнообразных туристических услугах.

    Таким образом проведенный анализ состояния туристско-рекреационного комплекса ХМАО-Югры показал, что в регионе динамически развивается туристская отрасль. и не смотря на указанные недостатки, комплексный подход к развитию туристско-рекреационного потенциала способствует дальнейшему формированию конкурентоспособного рынка туристских услуг, что в свою очередь обеспечит повышение уровня и качества жизни, решению задач социально-экономического развития региона.

 

Список литературы

1.      Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики // Официальный сайт администрации ХМАО-Югры. Режим доступа: URL http://www.depprirod.admhmao.ru www.depprirod.admhmao.ru (дата обращения 12 ноября 2015 года)

2.      Закорин Н.Д. Методологические аспекты анализа экономической эффективности туристской отрасли //Проблемы современной экономики. – 2005. № 3-4 (15/16). С. 324–328.

3.      Полякова И.А. Туристско-рекреационный комплекс: сущность, функции и структура // Вестник ОГУ. № 13(132).2011.– С. 375

4.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. N 941-р г. Москва. "Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года"): URL www.rg.ru (дата обращения 17 ноября 2015 года)

5.      Туризм в Югре // Официальный сайт администрации ХМАО-Югры. Режим доступа: URL http://www.tourism.admhmao.ru/ (дата обращения 27.10.2015 года)

6.      Чудновский А.Д. Теория и методология социально-экономический исследований в туристской индустрии: учебное пособие/ А.Д. Чудновский, М.А. Жукова, А.В. Кормишова. – М.: КНОРУС, 2014. – С. 99.