20 декабря 2016г.
Аннотация: В статье раскрываются экономические характеристики малого, среднего и крупного предпринимательства. Авторы рассматривают отрасли, в которых более широко развито предпринимательство в России, делая особый акцент на малый и средний бизнес нефтегазовой отрасли.
Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, МСП, крупный бизнес, предприятие, отрасли, нефтегазовая отрасль.
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду и характеру деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно- экономическим формам, степени использования наемного труда и т.д.
По размерам предприятия подразделяются на малые, средние, крупные.
Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются большие размеры предприятий, а, напротив, именно малые их размеры оказываются предпочтительнее [4].
Только крупные предприятия располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами, а значит, способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, определяющие важнейшие технологические сдвиги. В то же время необходимо отметить, что в последнее время возросло количество малого и среднего предпринимательства (МСП).
Малое предпринимательство – это предпринимательство, которое базируется на деятельности малых предприятий, которые формально не входят в объединения. Малое предприятие имеет независимость в осуществлении своей хозяйственной деятельности и в распоряжении выпускаемой продукцией и прибылью [2].
Средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии является главным критерием, на основе которого предприятие относится к субъектам малого предпринимательства. Для малых предприятий этот критерий составляет до 100 человек включительно. Также критериями отнесения к малому предпринимательству выступают: объем оборота, прибыль, доход, величина активов, размер уставного капитала и т.д. Выручка организации от реализации без учета НДС за прошлый календарный год не должна превышать 400 миллионов рублей.
Малому предпринимательству присущи следующие преимущества:
– более низкая потребность в первоначальном капитале;
– относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности;
– возможность быстро реагировать на изменения на рынке;
– сравнительно более высокая оборачиваемость собственного капитала;
– рост числа рабочих мест, что способствует увеличению занятости населения.
По мнению Лановой О.Г., малый бизнес – это, прежде всего создание новых рабочих мест, оперативный отклик на рыночные изменения спроса и предложения, пополнение бюджетов [3]. Таким образом, малый бизнес играет в экономике любой страны огромную роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы страны.
Практика показывает, что среднее предпринимательство в России не выделяется в отдельную категорию. В основном употребляют термины: «средний и крупный бизнес» или «малый и средний бизнес».
Среднее предпринимательство – это компании с установленными оборотами и количеством сотрудников. Эти компании являются лидирующим сегментом в производстве и продвижении новых товаров.
Средняя численность работников, занятых за отчетный период в компании, для среднего предпринимательства составляет 101-250 сотрудников. Выручка организации от реализации составляет от 800 миллионов до 2 миллиардов рублей.
К основным преимуществам среднего предпринимательства можно отнести:
– создание новых рабочих мест;
– высокая эффективность капиталовложений;
– более высокая доходность;
– большая конкурентоспособность и мобильность.
Среднее предпринимательство – это основа общественного бытия. Данный вид предпринимательства занимает промежуточное положение между крупным бизнесом, над которым осуществляет контроль государство, и малым предпринимательством, который выполняет функции обслуживания.
Рассмотрим отрасли, в которых развито малое предпринимательство в России.
Как видно из рисунка 1, наиболее развитой отраслью малого предпринимательства в России является оптовая и розничная торговля (38,8%). Самой низко развитой отраслью является сфера добычи полезных ископаемых (1%). В то же время рассмотрим показатели развития малого предприятия в разных странах (таблица 1) [6].
Таблица 1 – Показатели развития малого предпринимательства в различных странах
Страны
|
Количество малых
предприятий, тыс.ед.
|
Доля работающих в
общей численности занятых, %
|
Доля малых
предприятий в ВВП страны, %
|
Великобритания
|
2630
|
49,0
|
50-53
|
Германия
|
2290
|
46,0
|
50-54
|
Италия
|
3920
|
73,0
|
57-60
|
Франция
|
1980
|
54,0
|
55-62
|
США
|
19300
|
54,0
|
50-52
|
Япония
|
6450
|
78,0
|
52-55
|
Россия
|
836,2
|
9,6
|
10-11
|
Из данной таблицы видно, что развитие малого и среднего бизнеса в зарубежных странах идет более быстрыми темпами, чем в России. В настоящее время в наиболее развитых зарубежных странах предприятия МСП составляют примерно 70-90% от общего числа предприятий [1].
Крупный бизнес – это большой независимый субъект с юридическими правами, который производит большое количество продукции, выполняет работы и оказывает
услуги для удовлетворения потребностей потребителей.
Крупные компании насчитают тысячу и более сотрудников, годовая выручка от продажи продукции, выполнения работ или оказания услуг составляет не менее 400 миллионов рублей.
Рассмотрим основные преимущества крупного предпринимательства:
–
способность обеспечить стабильность экономики в стране в целом;
–
способность изменять внешнюю среду предпринимательства;
–
экономия на издержках производства;
–
вклад больших капиталов в развитие, внедрение современных технологий и т.д.
Таким образом, крупное предпринимательство оказывает большое влияние на национальную экономику. Именно в крупном предпринимательстве в России сосредоточены основные денежные потоки. На долю крупного бизнеса приходится 70-80% национального ВВП.
Рассмотрим, в каких отраслях развито крупное предпринимательство в России, и сравним со средним предпринимательством (таблица 2) [7].
Таблица 2 – Развитость крупного и среднего предпринимательства в различных отраслях в России
Отрасль
|
Крупный бизнес в данной
отрасли, %
|
Средний бизнес в данной
отрасли, %
|
Торговля
|
36,3
|
63,7
|
Пищевая, легкая, мебельная
|
18,6
|
81,4
|
Строительство
|
22,6
|
77,4
|
Финансы, аренда, недвижимость
|
71,2
|
28,8
|
Машиностроение
|
38,2
|
61,8
|
Химия
|
18
|
82
|
Электроэнергетика
|
40,2
|
59,8
|
Нефть, газ, нефтепродукты
|
92,1
|
7,9
|
Транспорт, связь
|
84,3
|
15,7
|
Металлургия и металлообработка
|
80,8
|
19,2
|
Наука, образование, здравоохранение
|
27
|
73
|
Прочие полезные ископаемые
|
57,1
|
42,9
|
Сельское, рыбное, лесное хозяйство
|
0
|
100
|
Прочие
|
41,8
|
58,2
|
Можно сделать вывод, что в нефтегазовой отрасли более развит крупный бизнес. На долю среднего предпринимательства в данной отрасли приходится всего лишь 7,9%.
Таким образом, в России средний и крупный бизнес занимают главное положение в экономике. На долю данных предприятий приходится около 80% валового внутреннего продукта. Крупное предпринимательство наиболее развито в нефтегазовой отрасли. А малый бизнес только еще находится на первом этапе своего развития и его доля на данный момент мала. Россия находится на последнем месте по развитию малого и среднего предпринимательства, а особенно в отраслях добычи углеводородного сырья.
Формирование малых и средних рыночных структур во всех без исключения отраслях и сферах экономики страны отвечает мирохозяйственным тенденциям. С одной стороны, устойчивой тенденцией является концентрация производства и глобализация бизнеса [5]. С другой стороны, от роста малого и среднего предпринимательства в
сферах и подотраслях экономики, где не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников, выиграют не только частные предприниматели, но и государство в целом. Следовательно, нефтегазовая отрасль России также должна использовать преимущества такой формы предпринимательства, как МСП.
Список литературы
1. Девятаева Н.В., Базарнова Т.А. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения / Н.В. Девятаева // Молодой ученый. — 2014. — №4.
2.
Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство / М.Г. Лапуста // ИНФРА-М, 2009.
3.
Нурмухаметов А.В. Значение малого и среднего бизнеса в экономике страны [Текст] / А.В. Нурмухаметов // Актуальные вопросы экономических наук: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, июнь 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014.—С.16-19.
4. Тасмуханова А.Е. Экономика предприятий: учебное пособие. – Уфа: Издательство УГНТУ, 2010. – 221с.
5. Тасмуханова А.Е. Оценка и управление рисками: учебное пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2011. – 142с.
6. Финк Т.А. Малый и средний бизнес: зарубежный опыт развития / Т.А. Финк // Молодой ученый. —2012. — №4.
7.
См.: http://expert.ru/ratings/table_381232/