Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СБАЛАНСИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ – ОСНОВА РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Авторы:
Город:
Оренбург
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    В настоящее время прослеживается тенденция положительного развития регионов Российской Федерации, с учетом дифференцированного развития территорий. Регионы адекватно реагируют на воздействия современного типа рынка. Проблемы и сложности, возникающие при сбалансированном развитии территорий, являются определяющими факторами при формировании фундамента правовой системы, ориентированной на решение актуальных задач, стоящих перед регионами на современном этапе развития. Данные анализа финансово-хозяйственной деятельности регионов указывают на повышение уровня социально-экономического развития Российской Федерации в целом. Однако по-прежнему негативным элементом в каждой региональной политики остается непропорциональность заложенных социальных и экономических составляющих и как следствие дисбаланс развития территории. Причинами неоднородного развития регионов могут быть, возрастание конкуренции, монополизация рынка, неравномерное распределение инвестиций, слабая государственная поддержка малого и среднего бизнеса, коррупция.

    Независимость экономического развития является основной целью региональной политики. Для достижения указанной цели необходимо построить логическую цепочку последовательных действий в области региональной политики, определить основные направления развития территории. Иными словами, разработать реальный стратегический курс с явно выраженной инновационной направленностью. В данном направлении ведется работа как на федеральном, так и на региональном уровнях. Очевидно, что существующие программы развития имеют ограниченный (локализированный) спектр действия.

    По поручению Президента Российской Федерации Путина В.В. Министерство экономического развития Российской Федерации работает над прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Изучение состояния и дальнейшие перспективы регионального развития являются основными вопросами прогнозного блока. Регионы так же не должны оставаться в стороне, в частности, предлагать свои пути развития, учитывая индивидуальные возможности и территориальные особенности.

    Таким образом, только благодаря плодотворной совместной работе на разных уровнях управления государством, возможно разработать комплексный долговременный стратегический курс, ориентированный на формирование конкурентоспособной территории с развитым потенциалом экономического благосостояния.

   Целевыми ориентирами региональной политики должны служить высокие стандарты благосостояния человека, конкурентоспособность региональной экономики на мировом уровне, инновации и сбалансированность в развитии.

    В качестве обеспечения сбалансированного развития региона необходимо внедрить механизм налоговых и бюджетных льгот, иных преимуществ для субъекта Российской Федерации, ввести меры по бюджетной поддержке территорий с пониженным потенциалом развития, то есть модернизировать правовую базу в данном ключе. Действующая система налогов и сборов ограничивает самостоятельность регионов, ставит их в зависимость от средств федерального бюджета и, как следствие, является антистимулирующим фактором в развитии территории.

    Следует преобразовывать систему финансовых стимулов органов государственной власти регионов, направить ее на проведение социально-экономических реформ, увеличить показатели обеспеченности инфраструктурой, внедрить систему поощрений лучших практик и результативности деятельности.

     Повышение концентрации производства является приоритетной задачей развития экономики регионов. Для решения указанной задачи необходимо переводить регионы на инновационные модели экономического развития, применять современные формы промышленной политики, такие как территориально- производственные кластеры, производственные комплексы и другие, а также стимулировать в инвестиционное развитие. Благодаря притоку инвестиций возможно накопление капитала, а, следовательно, создание материальной базы для расширения возможностей территории. Одним из важнейших сдерживающих факторов активизации инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации является законодательство, определяющее правовой режим инвестиционного процесса. Постоянно меняющееся законодательство служит дестабилизирующим фактором и формирует у потенциальных инвесторов чувство неуверенности в завтрашнем дне. Законодательство в области инвестиционной политики должно четко регламентировать деятельность формирующихся инвестиционных институтов, определять права собственности и гарантии соблюдения инвестиционных контрактов, содержать правовые основы по защите прав инвесторов.

   В рамках расширения производства, как одного из приоритетных течений региональной политики, требуется параллельная разработка и реализация эффективной экологической политики, направленной на экологическое развитие, предотвращение негативного воздействия на окружающую среду, минимазацию техногенной нагрузки.

    Географическое положение субъекта Российской Федерации, наличие либо отсутствие природных ресурсов определяют потенциал развития региона, его хозяйственную специализацию. В настоящее время для большинства регионов Российской Федерации преобладающим является ресурсопотребляющий тип развития. Природно-ресурсный фактор зачастую является основой для развития территории. Однако, данный фактор не является решающим условием развития региональной экономики. Мобильный, высококвалифицированный человеческий ресурс имеет более важное значение для территориального развития. Существующие на сегодняшний день проблемы низкого качества профессионального образования и депрофессионализма замедляют процесс интенсивного развития субъектов Российской Федерации. Основными актуальными ресурсами становятся информационная сфера и интеллект.

   В данных условиях следует инвестировать в человеческий капитал, оказывать поддержку малому бизнесу, совершенствовать действующую кредитную систему для поддержки малого предпринимательства. Структура спроса на выпускаемых специалистов должна соответствовать структуре современной экономики.

    Только правильное и эффективное использование ресурсного потенциала дает возможность реализоваться региону в современной конкурентной среде, что будет способствовать повышению социальной устойчивости и экономической стабильности региона.

    Таким образом, повышение эффективности использования ресурсов, активизация инновационных процессов являются необходимыми предпосылками плодотворного развития территорий.

   Повышение качества жизни населения – важное направление региональной политики и ведущий фактор, характеризующий развитость региона и страны в целом. Процесс управления качеством жизни, должен быть ориентирован на предоставление всем слоям населениям равных возможностей для получения различных социальных благ. Необходимо развивать социальный фактор, так как экономическое развитие напрямую зависит от социального и наоборот. Снижение уровня безработицы, поддержка региональных систем образования, стимулирование рождаемости служат инструментами устойчивого и сбалансированного развития региона. Целесообразным было бы принятие единой концепции повышения качества жизни населения, в основе которой должна быть заложена идея разумного баланса интересов и недопустимости улучшения положения одних групп людей за счѐт ухудшения других.

    При разработке концепции повышения качества жизни необходимо придерживаться следующих принципов:

-   применение опыта ведущих регионов;

-   профессиональный подход;

-    реально выполнимые на данном этапе развития региона задачи, на реализацию которых имеются все необходимые ресурсы.

-   формирование мобильности и социальной активности в сознании людей;

-         расширение возможностей человека, путем формирования либо расширения социальной инфраструктуры;

-   поддержка научно-технической деятельности.

    Следование указанным принципам позволило  бы сформировать современную модель управления качеством жизни в регионе, постоянно направленную на повышение ее результативности, фундаментом которой бы стало сбалансированное развитие территории.

    Таким образом, для каждого отдельного региона Российской Федерации должна применяться своя стратегия развития, в зависимости от его географического положения, экономического, социального, производственного потенциалов, конкретных проблем и возможностей экономического роста.

    Результативность региональной политики в большинстве случаев также зависит и от степени еѐ соответствия интересам территории. Баланс интересов территорий стал  необходимым атрибутом механизма принятия управленческих решений.

    В современных условиях экономики Российской Федерации сбалансированное развитие – это, пожалуй, единственная возможность для всестороннего развития и стабильности территорий.

     В конечном счете, эффективность региональной политики и как следствие успешность развития территории зависят, прежде всего, от грамотной разработки и реализации функциональной стратегии использования общего ресурсного потенциала и интересов субъекта Российской Федерации.