Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2018г.

За последние десятилетия в сфере здравоохранения в регионах РФ накопилось множество проблем связанный с нехваткой финансирования: низкий уровень материально-технической базы, неудовлетворительное качество медицинской помощи, отсутствие современного оборудования и информационных технологий. Это обуславливает необходимость привлечения частных инвестиций в систему здравоохранения региона и актуальность применения механизма государственно-частного партнерства.

Государственно-частное партнёрство в широком смысле слова представляет собой совокупность форм долгосрочного взаимодействия бизнеса и государства для решения общественно-значимых проблем на взаимовыгодных условиях. [2]

В системе здравоохранения государственно-частное партнерство может применяться в следующих формах: создание новой медицинской организации с совместным участием государства и бизнеса; создание некоммерческой организации в сфере здравоохранения; создание управляющей компании для реализации и управления проектами здравоохранения; передача частной компании доли государственной медицинской организации.

Реализация современной политики в области здравоохранения РФ, выражается в создании условий для развития государственно-частного партнерства, постепенной демонополизации государственной системы оказания медицинских услуг населению в условиях реформирования системы контрольно- надзорных функций и стандартизации медицинских услуг.[3]

В регионах Российской Федерации сложилась успешная практика привлечения инвестиций и административного потенциала института предпринимательства с целью повышения качества медицинских услуг. Наблюдается также положительная тенденция к повышению роли государственно-частного партнерства в обеспечении социальной и инновационной инфраструктуры государства, в применении принципов государственно-частного партнерства в программах экономического развития Российской Федерации, в региональных программах развития, совершенствование правовой базы государственно- частного партнерства, а также накоплению опыта реализации проектов государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения.

По данным Ассоциации участников государственно-частного партнерства “Центр развития ГЧП” по уровню развития государственно-частного партнерства среди 85 регионов Российской Федерации, в пятерке лидеров - г. Москва, Московская область, Самарская область, Новосибирская область, г. Санкт-Петербург. Замыкают рейтинг Республика Ингушетия, Чеченская республика, Карачаево-Черкесская республика, Республика Северная Осетия - Алания. [4]

Наибольший интерес вызывает успех в реализации проектов государственно-частного партнерства Самарской области, которая занимает одну из лидирующих позиций по ряду причин. Одной из основных является постоянное совершенствование нормативно-правовых актов в сфере государственно-частного партнерства.[5] Порядка 27 документов регулируют процедуры подготовки и реализации проектов ГЧП.

Одним из лучших проектов, реализующихся на территории Самарской области “Созидание и оснащение многофункционального реабилитационно-перинатального госпиталя в г.о. Самара” Инвестором здесь выступает ЗАО “Медицинская компания ИДК”- “Мать и дитя”. Это большой и сложный проект, строительство и оснащение госпиталя оценивается в 3000 млн. рублей. [6] Ориентировочный объем инвестиций на реализацию проекта составляет 3 млрд. рублей. Планируемая мощность госпиталя - 62 взрослые и 55 педиатрические коек, до 900 амбулаторных посещений в сутки.

Кроме того, в Самарской области реализуются такие крупные проекты как: Строительство и эксплуатация отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии. Общая стоимость данного проекта составила 350 млн. рублей. Реализация данного проекта позволит увеличить емкость действующего центра на 24 диализных места до 48 аппаратов искусственной почки, увеличить количество оказываемых услуг более чем на 28 000 гемодиализов в год, а также дополнительно принять на заместительную почечную терапию 180 пациентов с теминальной стадией хронической болезни почек и увеличит обеспеченность диализными методами ЗПТ с 323 человек на млн.населения до 380 человек на млн. населения, а также позволит ввести 95 новых рабочих мест.

Строительство Центров амбулаторного гемодиализа в г.о. Сызрань. Один из центров построен на территории Сызранской Центральной городской больницы, он оснащен 20 аппаратами "искусственная почка" и способен принимать до 120 человек на гемодиализ. Также возможности центра позволяют обеспечивать до 70 пациентов перитонеальным диализом.

Реализация данных проектов позволяет не только привлекать на территорию региона финансовые ресурсы, но и повышать качество оказываемых медицинских услуг и повышать уровень жизни граждан.

Интересен также опыт Нижегородской области, которая по данным Ассоциации участников государственно-частного партнерства “Центр развития ГЧП” занимает 5 место. В данном регионе реализован на принципах государственно-частного партнерства проект Реконструкция и оснащение действующих помещений хозяйственного корпуса Городской больницы №13 Автозаводского района г. Н.Новгорода под патологоанатомическое отделение (морг) и ритуальный зал. Реализация данного проекта позволит обеспечить оказание специализированной помощи населению Нижегородской области и повышение эффективности использования областных ресурсов здравоохранения. Оборудованный специализированный комплекс помещений для проведения патологоанатомических вскрытий трупов позволит уменьшить нагрузку на аналогичные патологоанатомические отделения других учреждений здравоохранения г. Нижнего Новгорода. Проведение экспресс-диагностики образцов тканей при проведении оперативных вмешательств на базе учреждения улучшит качество оказания медицинской помощи; позволит создать 10 новых рабочих мест в патологоанатомическом отделении. Стоимость данного проекта 25 млн. рублей.

В Ульяновской области на принципах государственно-частного партнерства реализуются такие проекты как: "Проект" Полис. Участковые врачи". Суть данного проекта заключается в том, что силами частных инвесторов полностью удовлетворяется потребность в первичном медико-санитарной помощи в районах новой жилой застройки. Также уже реализованы проекты "Диализный центр (Ленинский и Заволжский районы), где инвестором стала компания Фрезениус Медикл Кеа Дойчланд ГмбХ" стоимостью 380 млн. рублей, "Открытие 15 офисов врачей общей практики в г. Ульяновске и Ульяновской области в рамках проекта «Доктор рядом», стоимостью 300 млн. рублей.

Саратовская область, по данным Ассоциации участников государственно-частного партнерства “Центр развития ГЧП” занимает 35 место в Рейтинге регионов России. Одним из успешных проектов можно назвать открытие «Поликлинического отделение Медицинского Di-центра с бесплатными услугами для жителей микрорайона Солнечный-2» на 10 тыс. человек. В структуре учреждения имеются 13 кабинетов приема врачей-специалистов, манипуляционная, эндоскопический кабинет, кабинеты ультразвуковой и функциональной диагностики. Данная государственно-частная поликлиника является первой в Приволжском федеральном округе.

Проблемы привлечения инвестиций в Саратовскую область связаны, прежде всего, с несовершенством нормативно-правового регулирования, а также с неблагоприятным инвестиционным имиджем региона, который влечет за собой недоверие инвесторов, что порождает нехватку средств, как в здравоохранении, так и в других отраслях. Также свой отпечаток накладывает неэффективная политика региональных органов власти.

Здравоохранение является неотъемлемой частью государственной социальной политики, однако нехватка бюджетных средств порождает новые формы взаимодействия государства и частного сектора.

Государственно-частное партнерство здесь выступает как механизм, способный частично решить эту проблему. В каждом регионе свой подход к использованию данного механизма, однако, позитивный опыт успешных регионов может дать хороший пример для остальных.

 

Список литературы

 

1.    Киреев А.В. Государственно-частное партнерство как инструмент поддержки инноваций/А. В. Киреева, Т. В. Тищенко, Е. В. Худько; под ред. И. А. Соколова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. 516 с. (Инновационная экономика: бюджет). с. 7.

2.   Об утверждении комплекса мер, направленных на развитие государственно-частного партнерства в здравоохранении, на 2015-2016 годы: приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 37 от 04.02.2015 (с изменениями на 14 июля 2015 года)

3.Исследование «Государственно-частное партнерство в России 2016–2017: текущее состояние и тренды, рейтинг регионов» / Ассоциация «Центр развития ГЧП». – М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016. – 32 с.

4.      Краснова Ю.А., Семенчук О.В. Практика государсвтенно-частного партнерства в сфере здравоохранения на примере Самарской области В сборнике: Актуальные вопросы развития современного общества. Сборник научных статей 8-ой Международной научно-практической конференции. 2018. С. 120-122.

5.    АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Электронный ресурс. Режим доступа: http://asi.ru/. (дата обращения 20.09.2018г.);