Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРО ИНВЕСТИЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ РАЗВИТИЯ В РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ ПО ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Калининград
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

    Важнейшим рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность субъектов хозяйствования и экономику страны является инвестиционная политика - одна из составных частей экономической политики государства. При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение научно-технического прогресса (НТП), на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

    Под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

   Государство само по себе  может быть инвестором, но главным направлением государственной инвестиционной политики является усиление инвестиционной активности всех субъектов инвестиционной деятельности в России [2].

    Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем национальной экономики и повышение эффективности общественного производства.

    Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся ситуации в стране. К ним могут относиться: выбор и поддержка развития отдельных отраслей хозяйства; реализация программы по конверсии военно-промышленного комплекса; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; поддержка развития экспортных производств; обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей экономики России; реализация программы жилищного строительства в стране, в частности для военных и др.

    Разработанная и принятая инвестиционная политика не может быть выполнена без наличия четкого механизма ее реализации [1]. Она, как правило, должна включать в себя: выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций; определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; создание необходимой нормативно-правовой основы для функционирования рынка инвестиций; создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

     Кроме государственной инвестиционной политики можно выделить региональную, отраслевую и инвестиционную политику отдельных субъектов хозяйствования. Под региональной инвестиционной политикой понимается система мер, проводимых на уровне региона, способствующих мобилизации инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного и рационального использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов [5] переходом на рыночные отношения все большую роль в инвестиционной деятельности играют отдельные субъекты Российской Федерации и коммерческие организации в связи с перераспределением финансовых потоков в пользу последних.

    Особенностью рыбохозяйственного комплекса России с точки зрения определения политики его развития, в том числе инвестиционной политики, является, с одной стороны, ее зависимость от внешних (общегосударственных, региональных, отраслевых) факторов, а с другой стороны, от способности предприятий и организаций отмобилизовать в конкретные сроки собственные, привлеченные и заемные инвестиционные ресурсы в целях развития. Поэтому при разработке инвестиционной политики рыбохозяйственного комплекса наряду с общими принципами отраслевой политики следует придерживаться и некоторых принципов, характерных для инвестиционной политики коммерческих организаций, а именно: нацеленность инвестиционной политики на достижение не только государственных, но и стратегических целей предприятий и их финансовую устойчивость; учет инфляции и фактора риска; экономическое обоснование инвестиций; формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций; ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности реализации исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников; выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.

    Инвестиции - относительно новый для нашей экономики термин. В рамках централизованной плановой системы использовался только одно понятие ―капитальные вложения‖, под которым понимались все затраты на воспроизводство основных фондов, включая затраты на их ремонт. В научной литературе эти два понятия в последние годы трактуются по-разному, поскольку инвестиции - это более широкое понятие, чем капитальные вложения.

     Все проблемы, присущие в основном рыбопрохозяйственному комплексу, можно подразделить на внутренние и внешние. Решение первых в основном зависят от усилий предприятий, организаций и органов управления рыбного хозяйства в организации взаимодействия, от форм и методов хозяйствования, от политики в области совершенствования системы управления производством, от направлений и темпов научно-технического прогресса, материально-технического обеспечения, от условий сбыта рыбной продукции, использования сырьевых, материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

    Если решение внутренних проблем в основном зависят от возможностей и резервов предприятий рыбного хозяйства, то внешние проблемы должны решаться комплексно, в общей системе развития страны в целом.

     Что касается основных внутренних проблем развития производственного потенциала рыбного хозяйства и, в частности, основного капитала, то они связаны с расширением собственных инвестиционных возможностей и усилением инвестиционной привлекательности предприятий для внешних инвесторов, поэтому это довольно широкий спектр проблем. Из внутренних проблем развития рыбного хозяйства них можно в первую очередь выделить следующие: в связи со снижением платежеспособного спроса населения, повышением транспортных тарифов и цен на энергоносители и вызванного этим ухудшением финансового состояния рыбодобывающих предприятий резко сократилась география промысла. Конкуренция за получение квот вылова в этих районах постоянно усиливается, так как выделяемых квот недостаточно для эффективного использования промыслового флота; значительный физический и моральный износ основных средств, в первую очередь промыслового флота, который в среднем составляет около 90-92%, а на отдельных предприятиях превышает 100% [6]; сокращение объемов вылова, ориентация предприятий на экспорт в основном неразделанной мороженой рыбопродукции, падение конкурентоспособности береговой рыбообработки, обусловили резкий спад производства и доходов предприятий. Существенно снизились использование рыбоперерабатывающих, холодильных, судоремонтных, тарных мощностей, пропускной способности морского рыбного порта; хронический дефицит в оборотных средствах, взаимные  неплатежи, резкое сокращение государственной поддержки, почти полное отсутствие инвестиционной активности, уменьшение объемов производства привели к тяжелому экономическому положению основной части предприятий и организаций; низкий уровень технологической и технической оснащенности перерабатывающих производств на флоте и на берегу, не обеспечивающих достаточный уровень конкурентной способности вырабатываемой продукции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке рыбных товаров; недостаточное научное обеспечение производства. Резко снизился объем исследований по состоянию сырьевой базы, многократно сократилось количество научно-исследовательских рейсов [4]. Практически прекращено проектирование новых типов современных рыбопромысловых судов, чем усугубляется техническое отставание отрасли рыбного хозяйства России по сравнению с другими рыболовными державами и переориентирует заказы на судостроение с российских на зарубежные верфи; медленное формирование рыночной и финансовой инфраструктуры. Отсутствуют реальные сдвиги в формировании электронных оптовых рынков и т.д.; резкий спад производства в рыбохозяйственном комплексе страны и, в первую очередь на градообразующих предприятиях, поставил ряд городов и поселков России за грань их выживаемости, обострил социальные проблемы.

     Во многом перечисленные внутренние проблемы возникли в процессе реформирования рыбохозяйственного комплекса.

     Основные проблемы в области флота связаны с необходимостью повышения эффективности его работы [3]. Кардинально оно возможно только при замене эксплуатирующихся судов судами нового поколения, что обеспечит меньшую энергоемкость и трудоемкость производства и создаст лучшие условия эксплуатации судов. Вместе с тем, значительное обновление флота в ближайшие годы маловероятно по ряду причин, в первую очередь из-за отсутствия необходимых инвестиционных ресурсов.

    Одним из основных и наиболее рациональных направлений привлечения инвестиций является финансовый лизинг, т.е. получение в аренду судов и оборудования с выкупом его в оговоренные в договорах о финансовом лизинге сроках. В этом случае получаемое в аренду имущество сразу же переходит в пользование лизингополучателя, но становится его собственностью после полного выкупа этого имущества. Инвестиционные затраты несет лизингодатель, как правило, за счет получения кредитов. Поэтому лизингополучатель оплачивает не только стоимость имущества, но и проценты за кредит и стоимость услуг лизинговой компании. Однако, такое направление привлечения инвестиций имеет ряд преимуществ по сравнению с прямым кредитованием. Как правило, условия операций финансового лизинга как при аренде судов, так и оборудования, одинаковы. Они заключаются в том, что лизингополучатель при заключении договора должен оплатить примерно 20% стоимости получаемого в аренду имущества, гарантиями же выполнения договорных платежей являются: 50% - ипотека поставляемого по финансовому лизингу имущества, а 30% - ипотека имущества лизингополучателя или правительственные гарантии. При получении же прямых инвестиционных кредитов они на 100% гарантируются или залогом (ипотекой) имущества получателя или правительственной гарантией. Если учесть, что при лизинговых операциях требуется предоплата лизингополучателем 20% стоимости имущества, а у российских рыбопромышленных предприятий, как указывалось выше, собственные денежные ресурсы отсутствуют, то эту часть средств необходимо будет получать в форме прямых инвестиционных кредитов. При таких условиях для осуществления операций финансового лизинга в качестве гарантии оплат 50% является ипотека имущества лизингополучателя или правительственные гарантии, что вдвое меньше, чем при прямом инвестиционном кредитовании. Стоимость же приобретаемого оборудования при лизинге лишь примерно на 2% выше, чем при прямом инвестиционном кредитовании.

     По оценке специалистов стоимость основного производственного капитала в рыбохозяйственном комплексе России постоянно снижалась. Учитывая, что средний износ основных фондов достиг 90%, остаточная стоимость основных производственных фондов составляет 400 млрд. долларов США, распыленных среди более чем 2000 предприятий. Отсюда ясно, что в рыбохозяйственном комплексе России [6] залоговые ресурсы недостаточны в связи с низкой остаточной стоимостью основных фондов. Их сумма может многократно уменьшиться при переоценке остаточной стоимости основных производственных фондов независимыми экспертами, которых в обязательном порядке привлекают лизингодатели и кредиторы. При этом малоликвидное имущество вообще в залог не принимается. В целом же можно сделать вывод, что финансовый лизинг, при котором потребность в залоговых ресурсах минимальна, является основной формой привлечения инвестиционных ресурсов в перспективном периоде для предприятий рыбной промышленности России [7,8].

    Осуществление операций финансового лизинга требует их организационного оформления. Так как строительная стоимость судов зависит от серийности заказов на судостроение, то целесообразно формировать пакеты таких заказов не каждым предприятием в отдельности, а в целом по рыбохозяйственному комплексу одного или даже нескольких бассейнов по заявкам всех предприятий. Это возможно путем создания региональных лизинговых компаний рыбной промышленности, что позволит не только понизить стоимость лизингового имущества, но и более грамотно, при меньших рисках оформлять лизинговые сделки. Такая компания по заявкам предприятий должна формировать пакеты заказов, заключать лизинговые сделки с судостроительными верфями и предприятиями -производителями оборудования и передавать суда и оборудования в сублизинг предприятиям рыбной промышленности. Еще более эффективным является создание единой лизинговой компании Западного и Северного рыбопромысловых бассейнов.

    Важнейшим и первоочередным направлением повышения эффективности работы действующего флота является его модернизация. При минимальных денежных затратах она может дать быструю экономическую отдачу. Наиболее эффективными направлениями модернизации судов являются: увеличение их производственных мощностей по заморозке рыбы, переоборудование рыбных цехов для углубления обработки рыбного сырья (например, для филитирования рыбы), перевод силовых установок на потребление более дешевых тяжелых видов топлива (флотского мазута вместо дизельного топлива).

    Проблемы в отрасли в области инвестиций в развитие портового хозяйства и судоремонтного производства. Основные фонды морских рыбных портов находится в достаточно хорошем состоянии, так как в основном они включают сооружения и здания с длительным сроком службы. Однако, для развития их грузооборота и повышения эффективности требуется обновление парка крановой и малой механизации.

    Залоговые ресурсы портов могут быть значительными, если государство позволит в качестве гарантий возврата кредитов и осуществления платежей по операциям финансового лизинга использовать такие портовые сооружения, как причалы, которые являются государственной собственностью. Для создания собственных источников финансирования воспроизводства основного капитала требуется улучшение использования пропускной способности морских рыбных портов путем расширения номенклатуры перерабатываемых грузов. Для этого необходимо переоборудование грузовых районов, в частности их переспециализация. Важным является и совершенствование государственной тарифной политики и организации обслуживания судов. Особо это важно для морских рыбных портов Балтики и Мурманска. Для предприятий-судовладельцев проблемой являются высокий уровень портовых взносов в российских портах, неудовлетворительное состояние таможенного обслуживания, работы санитарных властей, увеличивающих продолжительность обработки судов. В особенности последнее ощутимо для судов прибрежного лова, продолжительность рейсооборота которых минимальна и, следовательно, задержки с таможенным и санитарным обслуживанием очень значимы и увеличивают продолжительность рейсооборота иногда до 20%. Высокие же портовые сборы приводят к тому, что российские суда уходят под выгрузку в порты Клайпеда, Рига и Таллин.

    Рыбное хозяйство России располагает достаточными производственными судоремонтными мощностями. На многих судоремонтных предприятиях, судоремонтных мастерских, цехах основное технологическое оборудование физически и морально устарело. Загрузка всех СРЗ по основной деятельности является очень низкой.

    К основным внешним проблемам общего характера, влияющим на экономическое состояние рыбной промышленности области, относятся: недостаточные объемы выделяемых правительством РФ промышленных квот вылова высокорентабельных объектов промысла; недостаточные объемы финансовой государственной поддержки; слабая правовая защита инвесторов; повышение цен на энергоносители, тарифов на транспортные услуги; жесткая и постоянно изменяющаяся налоговая и кредитная политика государства; инфляция; низкие доходы основной части населения и недостаточный объем платежеспособного спроса; отсутствие действенной законодательной системы, защищающей отечественного товаропроизводителя; до сих пор в рыбохозяйственном комплексе региона и России в целом не удалось сформировать рациональную систему управления, адекватную условиям современного периода. Внешние проблемы во многом предопределены состоянием и доступностью для отечественного промысла водных биологических ресурсов, являющихся основным источником сырья для рыбной промышленности. В связи с  тем, что  использование  Мирового океана  становится все более многообразным, обостряются экологические проблемы. Состояние запасов водных биоресурсов все более находится в прямой зависимости от степени антропогенного воздействия на экосистемы водоемов. В наибольшей степени эти последствия проявляют себя во внутренних морях и в прибрежной зоне, в том числе и на Балтике.

     В качестве важнейшей проблемы развития предпринимательства в рыбохозяйственном комплексе России выступает проблема создания законодательной системы, защищающей отечественного товаропроизводителя.

   Таким образом, ускорение инвестиций в рыбное хозяйство требует решения широкого спектра задач, как непосредственно связанных с формированием инвестиционных ресурсов, так и с повышением эффективности рыбохозяйственного проиводства и сбыта рыбной продукции.

 

Список литературы

1.     Бюджетная пятилетка российского эксклава, 2001 – 2005 гг. /гл. упр. по бюджету и финансам администрации Калининград. обл.; ред. Л.И. Сергеев. – Калининград: ИП Мишутина И.В., 2005.

2.     Гранберг, А.Г. Основы региональной экономики. – 2-е изд. – Москва: 2001. – 495 с.

3.     Дремлюга, Д. О строительстве рыбопромысловых судов в России.// Рыбное хозяйство 2011, № 6. С. 20– 23.

4.     Корякина А.В., Теплицкий В.А., Мнацаканян А.Г. Инвестиционные ресурсы рыбохозяйственного комплекса. Монография. /Изд-во Калининградского государственного технического университета – Калининград: 2014. – 97 с.

5.     Письмак, В. Новые формы организации инновационного процесса//Экономика, 2003, № 9. - С. 53 – 65.

6.     Теплицкий, В.А. Методические положения оценки инвестиционной привлекательности: Межвузовский сборник научных трудов /под ред. Л.И. Сергеева. – Калининград: изд-во РГУ им. И. Канта, 2008. - С. 34 - 61

7.     Экономика/Издание 3-е, переработанное и дополненное /под редакцией д.э.н. профессора А.С. Булатова. – Москва: «Юристъ», 2011. – 894 с.

8.     Экономика предприятия (фирмы)/ Учебник. 3-е изд. перераб. и доп./ под редакцией профессора О.И. Волкова и доцента О.В. Девяткина – Москва: ИНФРА-М, 2006. – 600с.