Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОНЯТИЕ И КОНЦЕПЦИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИИ

Авторы:
Город:
Краснодар
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

*Издано при финансовой поддержке Отделения гуманитарных и общественных наук Российского фонда фундаментальных исследований (договор №17-12-23032/17-ОГОН) и Администрации Краснодарского края (трехстороннее соглашение о поддержке проекта гуманитарного научного исследования № 47.05.01/8-06.3 от 18 августа 2017 г.); тема НИОКТР: «Активизация воспроизводственных процессов в аграрном секторе экономики Юга России»

 

Важным условием устойчивого развития государства является продовольственная безопасность, которая является основополагающим элементом национальной безопасности государства. Продовольственная безопасность определяет суверенитет государства, является результатом сбалансированной внешней и внутренней политики.

Особую актуальность эта проблема приобретает в условиях экономических санкций против России, в связи с введением Россией встречного запрета на поставки ряда продовольственных товаров.

Характеристика этапов развития понятия «продовольственная безопасность» представлена в таблице 1.

Как видно из представленной таблицы, современная трактовка понятия «продовольственная безопасность», формировалась с 1970-х гг. и прошла, по мнению авторов, 5 этапов [9]. При этом в экономической литературе выделяется целая группа авторов, которые внесли свой вклад в развитие теории продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность находится в фокусе внимания международных организаций и межправительственных органов, членом которых является Россия [5, 8]. Текущие оценки состояния продовольственной безопасности проводит FAO (ФАО) — Организация по продовольствию и сельскому хозяйству при ООН. Ее деятельность направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире через содействие развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решению проблемы продовольственной безопасности [5, 8].




Таблица 1 – Хронология развития понятия «продовольственная безопасность»

 

Этап

Период

Развитие понятия «продовольственная безопасность»

1

2

3

Этап 1.

Начало             изучения проблемы продовольственной безопасности

1970–

1990 гг.

Всемирная конференция  по  проблемам  продовольствия,  проведенной

ФАО (организация по сельскому хозяйству и продовольствию при ООН), 1970 г.

«Состояние, когда все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной здоровой жизни»

Этап 2.

В        России        резкое сокращение производства отечественной сельскохозяйственной продукции,               рост потребления импортного продовольствия

1991–

1995 гг.

Е. Н. Борисенко, В. В, Милосердов, Ю. С. Хромова и др.

«Продовольственная безопасность страны - это такое состояние ее экономики, при котором гарантируется обеспечение доступа всех жителей в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни»

Этап 3.

Продовольственная безопасность

возводится      в      ранг государственной политики

1996–

2000 гг.

Федеральная      целевая      программа      стабилизации      и      развития

агропромышленного производства Российской Федерации на 1996–2000 гг.

«О    продовольственной    безопасности    Российской    Федерации»     от

04.07.1996.

«Состояние экономики Российской Федерации, в том числе ее агропромышленного комплекса, которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями, и при котором, без уменьшения государственного продовольственного резерва, независимо от внешних  и внутренних условий, удовлетворяются потребности населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами питания»

Продолжение таблицы 1

 

1

2

3

Этап 4.

Обосновывается  угроза потери     Россией продовольственной безопасности, признается как один из стратегически   важных национальных интересов страны

2001–

2010 гг.

2009   г.  Указом  Президента  Российской Федерации  № 537  утверждена

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

«Продовольственная безопасность обеспечивается за счет развития биотехнологий и импортозамещения по основным продуктам питания, а так же путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий, захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из  генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги».

30 января 2010 г. принят указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».

«Продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность пищевых продуктов для каждого гражданина страны, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни»

Этап 5

Совре-

менный период

2013г.  Принято  распоряжение  № 2138– р  «Об  утверждении  перечня

показателей   в     сфере     обеспечения     продовольственной     безопасности Российской Федерации»

Ушачев И. Г., Е. В. Серова, В. И. Назаренко и др.

«В  понятии  “продовольственной   безопасности”  можно  выделить  две составляющие:

– обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для любого человека в соответствии с рациональными нормами здорового

 

 

питания в объемах, достаточных для поддержания активной жизни;

– высокое качество и безопасность потребляемых продуктов питания.

Обе задачи должны решаться при любых изменениях внешних и внутренних условий, причем без сокращения размеров государственного продовольственного резерва. Без собственного отечественного продовольствия вся составляющая национальной безопасности сводится к нулю»

 

Механизмы и модели продовольственной безопасности выстраиваются на её стандартах, которые характеризуются системой соответствующих базовых количественных и качественных показателей.

К базовым показателям продовольственной безопасности, которые номинируются как её качественные стандарты, которые указаны Римской декларацией о всемирной продовольственной безопасности (1996 г.), относятся:

–   физическая и экономическая доступность достаточной, в количественном отношении и должном объеме, качественной, безопасной и питательной пищи для всех социальных групп населения;

–   автономность и экономическая самостоятельность национальной продовольственной системы (продовольственная независимость);

– надёжность, т. е. способность национальной продовольственной системы минимизировать влияние сезонных, погодных и иных колебаний на снабжение продовольствием населения всех регионов страны; устойчивость, означающая, что национальная продовольственная система функционирует в режиме, не уступающем темпам изменения численности населения страны.

В связи с этим количественные стандарты обеспечения продовольственной безопасности могут быть дифференцированы по следующим параметрам:

–   производственные, связанные с физическим обеспечением производства необходимых объемов и ассортимента производства продовольственных товаров;

–     логистические, связанные с хранением и доставкой необходимых объемов и ассортимента продовольственных товаров к конечному потребителю;

–    потребительские, связанные с изменением ассортимента и объёмов потребляемых населением продовольственных товаров.

Соответственно, различные соотношения производственных, логистических и потребительских механизмов создают различные модели обеспечения продовольственной безопасности, среди которых можно выделить следующие базовые (таблица 2).

Таблица 2 – Модели продовольственной безопасности

 

Модель

продовольственной безопасности

 

Описание модели

Автаркическая

модель

Связана    с     практически     полной    продовольственной    независимостью     и

самодостаточностью  общества.  Эта  модель  характерна  в  основном  для

«азиатского»     и      феодального     способа     производства     с     подавляющим преобладанием в экономике аграрного сектора

Имперская модель

Связана с «ножницами» цен на дорогие промышленные товары и дешевые

продовольственные, которые ввозятся на территорию метрополии из зависимых территорий и колоний. Модель, распространенная в основном в период первого–третьего глобального технологического уклада (ГТУ), т е. в 1770–1930 гг., хотя её элементы встречались и ранее (Рим времен поздней Республики и Империи, «скифский» и русский хлеб для Византии VI–ХIII вв. и т. д.).

Динамическая

модель

Связана  с  внедрением  передовых  агротехнологий  на  основном  массиве

сельскохозяйственных площадей (так называемая «зеленая революция») с глобальной дифференциацией производства продовольствия, которая была характерна в основном для четвертого–пятого ГТУ, т. е. периода 1930–2010 гг.




Инновационная модель


Связанная с массовым освоением генно-инженерных и других биотехнологий, которая должна стать ведущей в рамках формирующегося шестого ГТУ и обеспечить свыше 50% экологически чистого мирового производства безопасного для здоровья продовольствия к рубежу 2025–2030 гг.

В Концепции продовольственной безопасности ФАО можно выделить главные положения:

– продовольственная безопасность не означает самообеспечение продовольствием;

– страна должна сама стремиться к производству достаточного количества продуктов для своих нужд, если есть сравнительные преимущества;

– страна должна быть в состоянии импортировать необходимое количество продовольствия и обеспечить потребности в продовольствии для своих граждан;

– правительства стран в рамках продовольственной безопасности должны обеспечить физическую и экономическую доступность безопасного продовольствия [4; 12].

ФАО сформировала систему показателей, которые применяются для оценки состояния продовольственной безопасности, по четырем направлениям:

1)                       наличие продуктов (рассматриваются показатели объемов производства, урожайность / продуктивность, уровень запасов, потерь и т. д.);

2)                       доступность продовольствия (анализируется экономическая возможность приобретения необходимых объемов продовольствия на сложившиеся доходы, транспортировки продовольствия (оценка доли дорог с твердым покрытием, железнодорожных путей и т. д.);

3)                       стабильность продовольственного обеспечения (оценка достаточности продовольствия в разные периоды; изменение цен на продовольствие и т. д.; отслеживаются случаи стихийных бедствий и социальных беспорядков);

4)                       продовольственное потребление (оценивается с позиции соответствия фактического потребления нормам по пищевой ценности: по калориям, белку, микроэлементам и т. д.).

Указом Президента Российской Федерации от12 мая 2009 г. № 537 утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. В документе определено существование угрозы потери Россией продовольственной безопасности как одного из стратегически важных национальных интересов страны в области повышения качества жизни российских граждан.

Принят указ «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» от 30 января 2010 г. [3]. Доктрина является основой для разработки правовых, нормативных и законодательных документов, концепций и программ в сфере обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации и развития агропромышленного комплекса.

В целом, исходя из развития категории продовольственной безопасности, продовольственная безопасность Российской Федерации – состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость РФ, гарантируется физическая и экономическая доступность пищевых продуктов для каждого гражданина страны, соответствующих требованиям законодательства РФ о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

Для проведения контроля продовольственной безопасности в России п. 21 Доктрины продовольственной безопасности предусмотрено проведение мониторинга. Для оценки состояния продовольственной безопасности используются 14 показателей, распределенные по сферам в три категории (таблица 3).

Таблица 3 – Показатели мониторирования продовольственной безопасности

 

 

Сфера потребления

Сфера производства и обеспечения

конкурентоспособности экономики

Сфера организации

и управления

Ресурсы домашних хозяйств по

группам населения

Объемы                           производства

сельскохозяйственной    продукции и сырья

Объемы               продовольствия

государственного материального резерва в соответствии с нормативными актами РФ

Обеспеченность площадями для

осуществления торговли и организации питания в расчете на 1000 человек

Импорт          сельскохозяйственной

продукции и сырья

Запасы сельскохозяйственной и

рыбной     продукции,     сырья     и продовольствия

Потребление       продуктов       в

расчете на душу населения

Бюджетная                         поддержка

производителей сельскохозяйственной  и  рыбной продукции в расчете на 1 рубль реализованной продукции

 

Объем        адресной

населению

помощи

Продуктивность

ресурсов

земельных

Суточная

питания

калорийность

Объем  реализации  продукции  в

торговли и общественном питании

 

Количество

белков, жиров, углеводов, макроэлементов, потребляемых человеком в сутки

Индекс потребительских цен на

пищевые продукты

 

Для анализа продовольственной безопасности используются целевые показатели и их пороговые уровни, установленные Доктриной, разработанные на ее основе. В Доктрине для оценки состояния продовольственной безопасности применяется показатель удельного веса отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов [5, 8].

Доктриной утверждены пороговые значения показателя по восьми продуктам:

– зерно и картофель – не менее 95 %;

– молоко и молокопродукты – не менее 90 %;

– мясо и мясопродукты, соль – не менее 85 %;

– сахар, растительное масло и рыбная продукция – не менее 80 %.

Мы    разделяем    точку    зрения     группы     ученых    во    главе с В. Я. Узуном,      которые    уровень продовольственной независимости рассчитывают по формуле:


где ОП — объем производства плюс изменение запасов (запасы на начало года минус на конец года);

ОЛ — объем личного и производственного потребления [10].

Продовольственную  безопасность   нужно рассматривать  как  глобальную  проблему,  имеющую

приоритетное и международное значение. В этой связи, во всех государствах создана правовая основа государственного регулирования продовольственной безопасности. Например, в 1955 г. в Германии был принят Закон «О сельском хозяйстве Германии». В этом законе было отмечено, что государство должно рассматривать обеспечение продовольственной безопасности народа как стратегическую проблему и быть независимым от третьих государств в формировании продовольственного фонда. Во Франции существует Закон «Об обеспечении устойчивости сельскохозяйственного производства», где отмечено, что государство, поддерживая конкурентоспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей, регулирует внутренний рынок сельхозпродукции и контролирует не нанесение вреда отечественному сельскохозяйственному производству импортной продукцией, завезенной извне. В Швеции действует Закон «О рационализации сельского хозяйства» 1947 года, где предусмотрена поддержка конкурентоспособности своих агропроизводителей, которая направлена на ограничение импорта сырья продовольствия через квоту. Государство при стимулировании сельскохозяйственного производства учитывает, чтоб доход фермера не был ниже среднего дохода профессионального работника производства. В США продовольственный комплекс со стороны государства защищен разносторонне. Для этого приняты специальные нормативно- правовые акты, которые направлены на сохранение природных ресурсов и на устойчивое обеспечение продовольствием через поддержку сельского хозяйства. В США действует Закон «О продовольственной безопасности», который направлен на поддержку сельского хозяйства, в том числе и права на питание, которое является основой для жизни. В соответствии с этим Законом, в целях обеспечения продовольственной безопасности и для помощи другим странам продовольствием предусмотрена покупка зерна в государственные склады. Кроме этого Закона, были приняты и другие нормативно-правовые акты. Например, в 1986 г. был принят Закон «Об улучшении продовольственной безопасности», который состоял из комплекса мер по поддержке американских фермеров, и введены субсидии по поддержанию плодородия земли.

Обеспечение продовольственной независимости, которая является составной частью экономической безопасности, безусловно, есть государственная прерогатива и оно требует постоянной и тщательной реализации. Мы выделяем следующие направления государственного воздействия.

При поддержке государства (или, непосредственно государством) должны решаться следующие задачи:

1. Обеспечение занятости, роста доходов, уровня и качества жизни населения (в том числе, стирание различий в качестве жизни городского и сельского населения); развитие социальной инфраструктуры региона, обеспечивающей удовлетворение материальных и духовных потребностей населения; эффективное использование территориальных природных ресурсов и обеспечение устойчивости экосистемы сельской территории; обеспечение взаимодействия села в системе районных, межрайонных и других экономических связей.

Устойчивое развитие сельского хозяйства является основой успешного выполнения задач государства и благополучия села.

2.     Проведение взвешенной социальной и аграрной политики потому, что сельское хозяйство определяет воспроизводственные возможности и в других отраслях, являясь связанным со всеми сферами жизни сельского общества.

3.   Обеспечение инновационного развития, как крупного, так и мелкого аграрного производства, что является основой высокого уровня конкурентоспособности сельского хозяйства.

4.    Снижение экологических рисков в контексте обеспечения продовольственной безопасности, обеспечение развития экологически безопасного аграрного производства.

Государственное регулирование продовольственной независимости и устойчивости аграрного производства – это система управления взаимосвязанной совокупностью отраслей, которая строится на принципах целевой направленности, сценарного и индикативного планирования, цель которой состоит в обеспечении:

– удовлетворения потребности населения в продуктах питания и товарах народного потребления из сельскохозяйственного сырья;

– высокого уровня качества жизни и социального развития села;

– роста конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и инвестиционной привлекательности отрасли для отечественных и иностранных инвесторов;

– контроля обеспечения экспортно-импортного баланса аграрной экономике;

– снижения экологических рисков и повышения экологической безопасности аграрного производства и др.

Государственная    поддержка    –     это     система     мер     и     инструментов     содействия     (помощи) воспроизводственным процессам в отраслях АПК с целью обеспечения независимого, устойчивого, инновационного, конкурентоспособного развития.

Таким образом, государственное регулирование представляет собой процесс воздействия государства на формирование продовольственной безопасности, в то время как поддержка, являясь элементом государственного регулирования, носит адресный и временный характер.

Государственное  регулирование  продовольственной  безопасности  является  составной  частью макроэкономической политики развития сельского хозяйства, включающей фискальную (бюджетно- налоговую) политику; монетарную (денежно-кредитную) политику.

Система государственной поддержки агропромышленного сектора является неотъемлемой частью экономической политики развитых государств, в которых она опирается на достаточно развитую законодательную базу. Мировое сообщество давно осознало, что сельское хозяйство – основа АПК любой страны – не может успешно функционировать и развиваться без необходимой государственной поддержки, оказываемой не только через субсидии (от лат. s u b si d i u m –помощь, поддержка), но и путем налоговых льгот, таможенного регулирования и осуществления ряда иных мер [13].

Используемый за рубежом инструментарий в целом совпадает с предлагаемым в России и включает ценовое регулирование, широкий комплекс средств защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции, включаю-щей тарифные и нетарифные меры, методы внутренней поддержки национального производства, валютные и кредитные средства и многое другое [1, 2, 4, 7, 11].

Внушительный перечень различных мер государственной поддержки сельскохозяйственных

товаропроизводителей давно применяется на практике в странах с развитой рыночной экономикой, что позволяет этим государствам не только сохранять и развивать отрасль, но и поддерживать социальное благополучие сельских территорий, общества в целом.

Эффективное системное осуществление инвестиционно-инновационных процессов, модернизация экономики не возможны без изменения действующего механизма государственно-частного партнерства в инновационной сфере экономики АПК. Это, с нашей точки зрения, требует: создания специальных национальных программ конкурсной поддержки малых инновационных предприятий, работающих по государственной научно-технической тематике; безвозмездных ссуд, достигающих 50% затрат на внедрение новшеств; прямого финансирования (субсидии, займы), которое достигает 50% расходов на создание новой продукции и технологий; предоставления целевых ссуд, в том числе без выплаты процентов, ряда льгот и преференций, способствующих активизации взаимодействия малых предприятий, НИИ, университетов и крупных предприятий при реализации инновационных проектов, создания фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска; развитие лизинговых отношений сельхозтоваропроизводителей на базе партнерской, частно-государственной, организационной модели взаимодействия участников агропромышленного лизинга (для крупных товаропроизводителей, уже функционирующего бизнеса – в целях снижения налоговой нагрузки: как схемы классического налогового планирования; как децентрализованной, демонополизированной, перспективной формы государственно-частного партнерства).

 

Список литературы

1.       Блинков В. М. Аналитический материал к проекту федерального закона 46571-4 О развитии  сельского хозяйства и агропродовольственного рынка в Российской Федерации / В. М. Блинков, общ. ред. Гуринович А.Г. // Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Правовое управление. Отдел аналитического обеспечения законодательной деятельности.   – 2004. [Электронный         ресурс].         –         Электрон.         текстовые         данные.         –         Режим         доступа:http://iam.duma.gov.ru/node/3/4686.

2. Ворошилова И. В. Государственная поддержка и регулирование региональной агроэкономики /И. В. Ворошилова, В. И.Нечаев, Д. Х. Хатуов // Коллективная монография. - Краснодар: «Атри», 2009.

3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента     Российской      Федерации     от      30      января      2010     г.      №      120.     Режим      доступа: http://base.garant.ru/12172719/

4. Зинченко А. П. Аграрная политика / А. П. Зинченко. - М.: Колос С, 2004. 304 с.

5. Концептуальные основы обеспечения продовольственной безопасности России / Алтухов А.И., Бондаренко Л.В., Тарасов В.И., Костяев А.И., Сухов С.М. – М-во сел. хоз-ва Российской Федерации, Российская акад. с.-х. наук, Гос. науч. учреждение Всероссийский науч.-исслед ин-т экономики сел. хоз- ва. Москва, 2008.

6.   Обзор продовольственной безопасности в евразийском регионе. Dr. Guljahan Kurbanova Economist, FAO  UN  Regional  Office  for  Europe  and  Central  Asia  Moscow  September  12,  2013  Обзор продовольственной безопасности в Eвразийском регионе Круглый стол … Авторы: Габдрафикова Эльвира    Фанильевна,     Kurbanova                           Дата:             12.09.2013                    Размер: 1MB      [Электронный      ресурс]. – Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/prom_i_agroprom/dep_agroprom/SiteAssets/Курбанова%20Обзор%20продово льственной%20безопасности%20в%20евразийском%20регионе%20Sep%206.pdf

7. Осипов Ю. М. Основы теории хозяйственного механизма. М.: Издательство московского университета, 1994. – С. 18.

8.   Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных наций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fao.org/about/what-we-do/ru/

9. Проблемы финансирования развития аграрного производства в контексте обеспечения продовольственной безопасности России (теоретические и практические аспекты) : монография / Л. Ю. Питерская [и др.] ; под ред. Л. Ю. Питерской. – Краснодар, КубГАУ, Издательство: Краснодарский ЦНТИ - филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2017. – 185 с.

10.Продовольственная безопасность в России: мониторинг, тенденции и угрозы [Электронный ресурс]  :  доклад   / Н.И.  Шагайда,  В.Я. Узун.   М.,     2014. https://www.iep.ru/files/RePEc/gai/wpaper/122Shagaida.pdf

11. Тлишева Н. А. Основные составляющие механизма государственного регулирования экономики / Н. А. Тлишева // Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании' 2009. Материалы Междунар. науч.-практ. конференции, Одесса, Издат. науч.- иссл. проектно-конструктор. института мор. флота Украины, Одесского нац. мор. университета, 2009. - С. 76- 81.

12. Федеральная целевая программа стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996–2000 гг. М., 1996. http://docs.cntd.ru/document/9025131

13. Что ждет аграрный сектор экономики России? // Экономика сельского хозяйства России. – 2008. – № 8 – С 47 – 55.