Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

Авторы:
Город:
Тюмень
ВУЗ:
Дата:
01 января 2016г.

      В классическом понимании институты рассматриваются как институт как правила игры, которые в свою очередь представляют формальные нормы и неформальные ограничения, накладываемые на взаимодействие между людьми8. Развитость институтов на современном этапе является одним из необходимых условий эффективного функционирования региональных экономических систем. При этом на развитие региональных экономических систем оказывает влияние ряд внешних и внутренних институциональных факторов и условий.

    Одной из ключевых составляющих любой региональной экономической системы является предпринимательская среда, которую можно рассматривать, в другом ракурсе, как подсистему региональной социально-экономической системы, элементами которой являются субъекты хозяйственной деятельности, потребители, некоммерческие организации, управление развитием которой происходит для достижения уровня социально-экономического развития того или иного региона. Развитие предпринимательской среды происходит под влиянием множества факторов, оценка которых выступает необходимым условием совершенствования процессов управления предпринимательской средой. Как было отмечено выше, состояние институциональных условий играет одну из определяющих ролей в развитии региональной предпринимательской сферы.

    Ямало-ненецкий автономный округ являясь одним из крупнейших регионов России занимает площадь порядка 769,3 тыс. кв. км. и располагается в экстремальной природно-климатической зоне Крайнего Севера и Полярного круга, что непосредственным образом осложняет жизнедеятельность людей, оказывает влияние на развитие производственной и социальной инфраструктуры.

     Формальные институты возникают в результате сознательных действий социальных групп и признаются в качестве нормативно-правовых актов и государственных учреждений. В связи с этим, проводя анализ состояния институциональной среды в сфере осуществления предпринимательской деятельности, рассмотрим существующие формальные правила и ограничения данной деятельности, выраженные в региональных законных и подзаконных актах. Правила и ограничения в области осуществления предпринимательской деятельности в ЯНАО установлены, помимо федеральных норм, в системе регионального законодательства. В Табл. 1 представлен проведѐнный автором аналитический обзор региональных законов, подзаконных актов и программ развития предпринимательства в ЯНАО,

1 Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. СПбГУ. 2005 736с.


Таблица 1 Иерархия и перечень формальных правил ЯНАО в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Нормативный акт

Дата принятия

Сфера регулирования (цели)

Законы

Об Уполномоченном по защите

прав предпринимателей в Ямало- Ненецком автономном округе

17.04.2013 г.

Обеспечение гарантий государственной защиты прав и

законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в ЯНАО

О патентной системе

налогообложения на территории

29.09.2012 г.

Устанавливает дополнительный перечень видов

предпринимательской деятельности, относящихся к

Ямало-Ненецкого автономного

округа

бытовым услугам в соответствии с Общероссийским

классификатором услуг населению, в отношении которых применяется патентная система налогообложения на территории ЯНАО

О развитии малого и среднего

предпринимательства в Ямало- Ненецком автономного округа

24.05.2012 г.

Регулирует отношения, возникающие между

юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти ЯНАО в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в автономном округе.

О транспортном обслуживании

населения легковым такси в Ямало- Ненецком автономном округе

25.11.2011 г.

Регулирует отношения, связанные с осуществлением

деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в ЯНАО

О развитии инновационной

деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе

27.04.2011 г.

Определяет основные правила и механизмы их

реализации в части осуществления инновационной деятельности, связанной с предпринимательством

О налоговой ставке для

налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов

18.12. 2008 г.

Устанавливает на территории ЯНАО для

налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговую ставку в размере 5 процентов.

Об отдельных условиях реализации

субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе

23.12.2010 г.

Устанавливает срок рассрочки оплаты приобретаемого

субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности муниципальных образований в Ямало- Ненецком автономном округе, не более 5 лет

О приватизации государственного

имущества Ямало-Ненецкого автономного округа

24.06.2004 г.

Определяет порядок приватизации государственного

имущества ЯНАО.

Подзаконные акты (Постановления Правительства ЯНАО)

Об утверждении Порядка

распределения и предоставления субсидий из окружного бюджета бюджетам монопрофильных муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

07.09.2011 г.

Определяет порядок распределения и предоставления

субсидий из окружного бюджета бюджетам монопрофильных муниципальных образований в ЯНАО на развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и

среднего предпринимательства

Об утверждении порядка

предоставления целевых грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования

30.09.2013 г.

Устанавливает порядок и механизмы предоставления

целевых грантов на развитие малого и среднего предпринимательства (начинающим предпринимателям)

Об утверждении порядка

субсидирования уплаты субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга оборудования

19.09.2013 г

Устанавливает прядок субсидирования уплаты

субъектом малого и среднего предпринимательства первого взноса при заключении договора лизинга

оборудования

Об организации и проведении

конкурса молодежных бизнес- проектов «Свое дело»

15.07.2013 г.

Направлен на стимулирование развития молодѐжных

проектов

Программы поддержки предпринимательства

Государственная программа Ямало-

Ненецкого автономного округа

«Экономическое развитие и инновационная экономика на 2014- 2020 годы»

25.12.2013

обеспечение устойчивого развития экономического

потенциала ЯНАО

Муниципальная долгосрочная

целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании Шурышкарский район на 2013 – 2015 гг.»

30.12.2013 г.

Активизация развития малого и среднего

предпринимательства на территории Шурышкарского района

Долгосрочная муниципальная

целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Губкинском на 2013 – 2015 гг.»

26.12.2013 г.

Активизация развития малого и среднего

предпринимательства на территории города Губкинский

Муниципальная долгосрочная

целевая программа Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Лабытнанги на 2012 – 2014 гг.

22.08.2011 г.

Активизация развития малого и среднего

предпринимательства на территории города Лабытнанги

 

     Как видно, на сегодняшний день, формальные правила, регулирующие осуществление предпринимательской деятельности представлены достаточно большим числом нормативных актов. Вместе с тем, явным недостатком формальных институтов, регулирующих вопросы осуществления предпринимательской деятельности в ЯНАО является их относительная молодость. Как видно из данных Табл. 1, большая часть нормативных актов принята относительно недавно  (средний «возраст» нормативных актов – 3-4  года), что свидетельствует о том, что что формальные институты в ЯНАО, регулирующие вопросы осуществления предпринимательской деятельности, находятся, по сути, в стадии первичного развития. Учитывая данный факт, можно констатировать, что принятие многих законодательных актов, регулирующих вопросы поддержки предпринимательства в регионе, по сути, не оказывает существенного влияния на состояние предпринимательства, что, на наш взгляд, обусловлено такой причиной, как низкий уровень осведомлѐнности предпринимателей региона о предоставленных государством возможностях развития, а также недостаточной эффективностью предложенных механизмов развития предпринимательства в регионе.

      В Табл. 3 представлено изменение структуры и динамика оборота организаций ЯНАО по основным видам экономической деятельности за 2008 – 2012 гг. – для оценки основных изменений в предпринимательской среде региона за последние годы.


Таблица 3 Изменение структуры и динамика оборота организаций ЯНАО по основным видам экономической деятельности за 2008 – 2012 гг.9

 

 

 

Показатель

 

 

2008 г.

 

 

2009 г.

 

 

2010 г.

 

 

2011 г.

 

 

2012 г.

Прирост

(убыль) 2012 г. к

2008 г.

Оборот организаций всего, млн.

руб. в том числе:

 

818087,9

 

803129,7

 

934701,7

 

1184953,5

 

1463599,7

 

78,9%

динамика, %

-

-1,8%

16,4%

26,8%

23,5%

сельское хозяйство,охота и

лесное хозяйство, млн. руб.

 

462,8

 

467,4

 

577,3

 

539,5

 

508,9

 

10,0%

динамика, %

-

1,0%

23,5%

-6,5%

-5,7%

удельный вес, %

0,06%

0,06%

0,06%

0,05%

0,03%

-0,02%

рыболовство, рыбоводство, млн.

руб.

 

363,4

 

246,7

 

267,4

 

300,6

 

276,3

 

-24,0%

динамика, %

-

-32,1%

8,4%

12,4%

-8,1%

удельный вес, %

0,04%

0,03%

0,03%

0,03%

0,02%

-0,03%

добыча полезных ископаемых,

млн. руб.

 

572286,9

 

509128,6

 

560490,6

 

675971

 

873028,7

 

52,6%

динамика, %

-

-11,0%

10,1%

20,6%

29,2%

удельный вес, %

70,0%

63,4%

60,0%

57,0%

59,6%

-10,30%

обрабатывающие производства,

млн. руб.

 

9829,3

 

13642,8

 

11903,3

 

13876,4

 

15540,9

 

58,1%

динамика, %

-

38,8%

-12,8%

16,6%

12,0%

удельный вес, %

1,2%

1,7%

1,3%

1,2%

1,1%

-0,14%

производство и распределение

электроэнергии, газа и воды, млн. руб.

14362,8

56227,3

18055,4

22442,2

26760,6

 

 

86,3%

динамика, %

-

291,5%

-67,9%

24,3%

19,2%

удельный вес, %

1,8%

7,0%

1,9%

1,9%

1,8%

0,07%

строительство, млн. руб.

95433,8

82671,7

95667,4

97425,7

117617,3

 

23,2%

динамика, %

-

-13,4%

15,7%

1,8%

20,7%

удельный вес, %

11,7%

10,3%

10,2%

8,2%

8,0%

-3,63%

оптовая и розничная торговля;

ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, млн. руб.

 

 

 

77637,3

 

 

 

86817,3

 

 

 

189377,8

 

 

 

263571,4

 

 

 

288308,3

 

 

 

271,4%

динамика, %

-

11,8%

118,1%

39,2%

9,4%

удельный вес, %

9,5%

10,8%

20,3%

22,2%

19,7%

10,21%


   2 Составлено автором по данным официальной государственной статистики:  Оборот организаций (юридических лиц) по видам  экономической деятельности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому АО. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/resources/2b135900422270be8323cf2d59c15...+ лиц)+по+видам+экономической+деятельности.htm проверено 14.06.2014 

    Оценивая состояние предпринимательской среды региона, из данных представленной таблицы, можно сделать следующие ключевые выводы:

 – за рассматриваемый период наблюдаются позитивные среднегодовые темпы прироста оборота организаций (16,2 %), при этом в 2012 г. по отношению к 2008 г. динамика оборота организаций составила;

– наибольшую динамику и это, несомненно, является плюсом экономики региона демонстрирует сегмент оптовой и розничной торговли, среднегодовые темпы роста которого за рассматриваемый период составили 44,6 %, а итоговый рост 271,4 %. Таким образом, оборот организаций оптовой и розничной торговли увеличился за рассматриваемый период в 3,7 раза, а удельный вес этого сегмента предпринимательской среды региона вырос с 9,5 % в 2008 г. до 19,7 % в 2012 г.;

– за рассматриваемый период наблюдается некоторое снижение зависимости региона от деятельности предприятий добывающей промышленности, функционирующих в сфере добычи полезных ископаемых. Так, удельный вес этих организаций в общем обороте предприятий региона сократился с 70 % в 2008 г. до 59,6 % в 2012 г.;

– по остальным сегментам предпринимательской среды региона наблюдается незначительное изменение в структуре региональной экономики и их относительно небольшое влияние на состояние предпринимательской среды.

    Тем не менее, несмотря на ряд позитивных сдвигов, структура предпринимательской деятельности ЯНАО, выраженная в обороте предприятий различных сегментов экономики, существенно отличается даже от общероссийской структуры экономики (которая, в свою очередь, сильно отстаѐт от структуры деятельности предприятий развитых стран). На Рисунке 1 представлена сравнительная структура оборота предприятий различных сегментов экономики в ЯНАО и в среднем по России по данным на 2012 г.
Рис.1. Сравнительная структура оборота предприятий различных сегментов экономики в ЯНАО и по России по данным на 2012 г.10

      Несмотря на широкий разброс предоставляемых институциональных условий для развития предпринимательства в ЯНАО, на современном этапе всѐ ещѐ остаѐтся ярко выраженной проблема монопрофильного характера региональной экономики.

 

1    Составлено автором по данным официальной государственной статистики:  Оборот организаций (юридических лиц) по видам экономической деятельности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому АО. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/resources/2b135900422270be8323cf2d59c15...+ лиц)+по+видам+экономической+деятельности.htm проверено 14.06.2014; Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013.  – 717 с.

    Установленные для субъектов предпринимательства формальные правила, ввиду их относительной молодости не находят должного отражения в развитии регионального предпринимательства. С другой стороны, обилие нормативных актов и формальных правил осуществления предпринимательства в регионе, появление значительного числа регулирующих органов, создаѐт ситуацию существенного расширения теневого сектора и незаконной предпринимательской деятельности в экономике региона, о чѐм свидетельствуют жалобы предпринимателей Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Ямало-Ненецком автономном округе:

     «После принятия властями разного уровня законов, создалась ситуация, когда добросовестному предпринимателю законно работать не выгодно, а тому, кто не соблюдает закон – вполне возможно и даже прибыльно. Контролирующие органы осуществляют свой надзор за добросовестными предпринимателями, а незаконный бизнес набирает свои обороты»11.

      Другой проблемой предпринимательской сферы региона является недостаточная информационная поддержка (проведение обучающих мероприятий, раскрытие информации и др.) предпринимателей, потребность в которой особенно велика в связи с постоянными изменениями в налоговом законодательстве.

 

Список литературы

1.     Оборот организаций (юридических лиц) по видам экономической деятельности // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому АО. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://yamalstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/yamalstat/resources/2b135900422270be8323cf2d59c15... орот+организаций+(юридических+лиц)+по+видам+экономической+деятельности.htm       проверено 14.06.2014

2.     Российский статистический ежегодник. 2013: Стат.сб./Росстат. - М., 2013. – 717 с.

3.     Системные проблемы предпринимателей обсудили в Ямало-Ненецком автономном округе. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://ombudsmanbiz89.ru/novosti/75-sistemnye-problemy-predprinimatelej-obsudili- v-yamalo-nenetskom-avtonomnom-okruge проверено 15.05.2014

4.     Фуруботн Э., Рихтер Р. Институты и экономическая теория: достижения новой институциональной экономической теории. СПбГУ. 2005 736с.