Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОЦЕНКА ДИНАМИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ РФ В 2015-2017 ГГ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
17 декабря 2018г.

Средства массовой информации (СМИ) на современном этапе экономического развития страны – это крупный бизнес, в котором обращаются значительные объемы финансовых ресурсов.

Постараемся оценить влияние разных источников финансирования на развитие региональных средств массовой информации.

На медиасферу субъектов Российской Федерации влияет финансирование из региональных бюджетов. Однако, как отмечают эксперты, те СМИ, которые зависят от бюджетного финансирования, зачастую не могут осуществлять независимую журналистскую деятельность.

Таким образом, сейчас много говориться о том, что подлинно независимая пресса — один из важнейших институтов гражданского общества. Прямая обязанность такой прессы — постоянно указывать власти на ее недостатки и просчеты. Трудно себе представить СМИ, получающие экономическую поддержку из бюджетов различных уровней, которая качественно выполняли бы такую обязанность.

Однако, по мнению авторов, качественная и постоянная информация о политики государства, доносимая до потребителей информации из официальных источников, совершенно необходима, особенно в современных условиях политической агрессии со стороны внешних заинтересованных сторон.

Кроме того, государство, демонстрирует активную поддержку развития региональных медиасистем, создающих техническую платформу, дающую возможность гражданам получать информацию не только из печатных СМИ и телерадиовещания, но и из Интернета. Это говорит о наличии у пользователей информации возможности получать ее из различных независимых источников.

Государство финансирует проекты по повышению информационной доступности для всех граждан, в том числе, слабослышащих, что способствует улучшению качества жизни.

В связи с этим, следует отметить, что финансовая поддержка СМИ со стороны государства является положительным явлением, без нее особенно трудно было бы СМИ целого ряда регионов России.

На Общероссийском гражданском форуме проходит дискуссия о конкуренции частных и государственных региональных медиа, в которой могут принять участие все заинтересованные пользователи. В центре дискуссии стоит вопрос о реформировании рынка региональных медиа. Обсуждается вопрос о том, что должны быть созданы единые условия для честной конкуренции разных по форме собственности региональных медиа. Для этого необходимо выработать единый подход со стороны государства к региональным СМИ, частным и муниципальным, который, с одной стороны, обеспечил бы равные экономические условия для всех участников рынка, с другой, гарантировал гражданам сохранение максимального числа объективных источников общественно значимой информации.

В результате социологического опроса, проводимого в рамках указанной дискуссии, были поставлены и такие важные вопросы, как то, должны ли СМИ публично открывать все источники своего финансирования и т.п. Полученные результаты, представленные в таблице 1:

Таблица 1. – Результаты опроса, относительно вопросов финансирование региональных СМИ

 

№ п/п

Содержание вопроса

% от общего числа опрошенных

да

нет

1.

Должны     ли     СМИ     публично     открывать     все

источники своего финансирования?

 

85%

 

15%

2.

Поддерживаете           ли           вы            приватизацию

государственных и муниципальных медиа с сохранением минимальной доли бюджетных СМИ?

 

67%

 

33%

3.

Поможет        ли        федеральный        контроль        за

распределением финансовой поддержки региональных СМИ созданию для них на рынке равных условий?

 

67%

 

33%




Из приведенных данных следует, что большинство респондентов считают, что СМИ должны публично открывать все источники своего финансирования. Две трети опрошенных отмечают, что доля бюджетных СМИ должна быть минимальной, тогда как коммерческим СМИ должно отдаваться предпочтение. Так же две трети опрошенных придерживаются мнения, что федеральный контроль над распределением финансовой поддержки региональных СМИ поможет созданию для них на рынке равных условий.

Таким образом, общественное мнение подтверждает суждения, высказываемые экспертами в области развития региональных СМИ.

На сегодняшний день, поддержка СМИ местными властям сопоставима со всем региональным рынком рекламы. Это подтверждают данные Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР). В 2015 году объем региональной рекламы составил 45,4 млрд руб. (согласно данным АКАР, без учета Москвы), а финансирование СМИ из региональных бюджетов — 43,6 млрд руб. В 2016 году рекламный рынок в регионах и уровень господдержки несколько снизились и составили 45 млрд руб. и 43,2 млрд руб. соответственно.

Ключевым фактором, влияющим на медиасферу в российских регионах в 2017 году, оставалось финансирование из региональных бюджетов. Так, на 2017 г. регионы потратили на прямое и косвенное финансирование средств массовой информации (без учета Москвы 40,3 млрд руб. что на 6,7% ниже аналогичных трат в 2016 г. Поддержка по-прежнему сопоставима со всем региональным рынком рекламы. Годовые затраты регионов в 2017 г. в расчете на одного жителя составляют 156 руб. (медианный уровень). Самый низкий уровень – в Пермском крае (13 руб.), самый высокий – в Ямало-Ненецком автономном округе (4920 руб.). На Москву приходится почти 30% расходов региональных бюджетов, в расчете на каждого жителя столичный бюджет тратит чуть менее 1000 руб.

На протяжении трех последних лет Исследовательской группой ЦИРКОН в сотрудничестве с Фондом медиаисследований и развития стандартов журналистики (Фондом «Медиастандарт»*) реализуется проект по измерению состояния институционального развития средств массовой информации в субъектах верхнего уровня Российской Федерации. В 2014 году Группой ЦИРКОН при привлечении экспертов в области медиа и СМИ была разработана Типовая методика измерения состояния институционального развития СМИ в субъектах РФ, на основании которой в 2015 году была проведена первая волна исследования. Последнее исследование, проведенное в июне-октябре 2017 года, является третьей волной измерений. По результатам исследования был составлен рейтинг 85 российских регионов, ранжированных по уровню развития института массовой информации — «Индекс развития медиасферы-2017» (Msindex-2017).

Для расчета MSindex использовано в общей сложности 50 различных индикаторов, в число которых входит состояние среды для работы СМИ, аудитории, самых медиа, контента и т. д. Индекс рассчитан на основе данных региональной и федеральной статистики, экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.

Рассмотрим влияние бюджетной поддержки региональных СМИ на «Индекс развития медиасферы- 2017» (MSindex-2017). Результаты сведем в таблицу 2.

Таблица 2. – Влияние бюджетной поддержки региональных СМИ на «Индекс развития медиасферы-2017» (MSindex-2017)

Федеральный округ

Регион

Бюджетная

поддержка СМИ, млн. руб.

в 2017 г.

Бюджетная

поддержка СМИ, % в 2017 г.

Индекс

развития медиасферы региона

в 2017 г.

Сибирский

Алтайский край

297,4

0,68

В

Дальневосточный

Амурская область

109,2

0,25

С

Северо-Западный

Архангельская область

115,4

0,26

С

Южный

Астраханская область

145,4

0,33

С

Центральный

Белгородская область

231,6

0,53

С

Центральный

Брянская область

61

0,14

С

Центральный

Владимирская область

82,6

0,19

С

Южный

Волгоградская область

149,9

0,34

В

Северо-Западный

Вологодская область

256,4

0,59

С

Центральный

Воронежская область

385,7

0,88

В

Федеральный округ

Регион

Бюджетная поддержка СМИ, млн. руб.

в 2017 г.

Бюджетная поддержка СМИ, %

в 2017 г.

Индекс развития медиасферы региона

в 2017 г.

Дальневосточный

Еврейская АО

25

0,06

D

Сибирский

Забайкальский край

35,5

0,08

D

Центральный

Ивановская область

100

0,23

С

Сибирский

Иркутская область

222,9

0,51

В

Северо-Кавказский

Кабардино-Балкария

350,7

0,80

D

Северо-западный

Калининградская область

131,7

0,30

В

Центральный

Калужская область

334,4

0,77

В

Дальневосточный

Камчатский край

91,7

0,21

В

Северо-Кавказский

Карачаево-Черкесия

79,8

0,18

D

Сибирский

Кемеровская область

193

0,44

В

Приволжский

Кировская область

88,7

0,20

В

Центральный

Костромская область

153,4

0,35

С

Южный

Краснодарский край

1162,6

2,67

В

Сибирский

Красноярский край

642,4

1,47

А

Уральский

Курганская область

36,1

0,08

С

Центральный

Курская область

113

0,26

D

Северо-западный

Ленинградская область

297,6

0,68

В

Центральный

Липецкая область

312,5

0,72

В

Дальневосточный

Магаданская область

192,8

0,44

В

Центральный

Москва

13538,3

31,06

А

Центральный

Московская область

3414,8

7,83

А

Северо-западный

Мурманская область

164,8

0,38

В

Северо-Западный

Ненецкий АО

215,7

0,49

С

Приволжский

Нижегородская область

443,6

1,02

А

Северо-Западный

Новгородская область

107,1

0,25

В

Сибирский

Новосибирская область

395,9

0,91

А

Сибирский

Омская область

333,5

0,77

С

Приволжский

Оренбургская область

149,2

0,34

С

Центральный

Орловская область

85,9

0,20

С

Приволжский

Пензенская область

165,9

0,38

С

Приволжский

Пермский край

37,1

0,09

В

Дальневосточный

Приморский край

363,5

0,83

А

Северо-Западный

Псковская область

98,2

0,23

С

Южный

Республика Адыгея

159,7

0,37

D

Сибирский

Республика Алтай

43,5

0,10

D

Приволжский

Республика Башкортостан

912,4

2,09

В

Сибирский

Республика Бурятия

90,9

0,21

D

Северо-Кавказский

Республика Дагестан

542,2

1,24

С

Северо-Кавказский

Республика Ингушетия

157,4

0,36

D

Южный

Республика Калмыкия

52,8

0,12

D

Северо-западный

Республика Карелия

72,5

0,17

С

Северо-Западный

Республика Коми

235,2

0,54

В

Крымский

Республика Крым

667,4

1,53

С

Приволжский

Республика Марий Эл

94,6

0,22

D

Приволжский

Республика Мордовия

184,9

0,42

D

Дальневосточный

Республика Саха (Якутия)

1175,5

2,70

В

Приволжский

Республика Татарстан

1273

2,92

А

Федеральный округ

Регион

Бюджетная поддержка СМИ, млн. руб.

в 2017 г.

Бюджетная поддержка СМИ, %

в 2017 г.

Индекс развития медиасферы региона

в 2017 г.

Сибирский

Республика Тыва

34

0,08

D

Сибирский

Республика Хакасия

187

0,43

С

Южный

Ростовская область

462,5

1,06

В

Центральный

Рязанская область

172,3

0,40

С

Приволжский

Самарская область

515,5

1,18

А

Северо-Западный

Ленинградская область

1564,4

3,59

А

Приволжский

Саратовская область

72,4

0,17

В

Дальневосточный

Сахалинская область

359,3

0,82

В

Уральский

Свердловская область

725,6

1,66

А

Крымский

Севастополь

81,4

0,19

С

Северо-Кавказский

Северная Осетия — Алания

86,8

0,20

С

Центральный

Смоленская область

61,4

0,14

С

Северо-Кавказский

Ставропольский край

212,4

0,49

В

Центральный

Тамбовская область

130,1

0,30

С

Центральный

Тверская область

211,6

0,49

С

Сибирский

Томская область

139,8

0,32

А

Центральный

Тульская область

169,4

0,39

В

Уральский

Тюменская область

528,8

1,21

В

Приволжский

Удмуртская республика

226

0,52

С

Приволжский

Ульяновская область

206,4

0,47

С

Дальневосточный

Хабаровский край

371,8

0,85

В

 

Уральский

Ханты-Мансийский АО —

Югра

 

1344,2

 

3,08

 

А

Уральский

Челябинская область

229,5

0,53

А

Северо-Кавказский

Чеченская республика

627,4

1,44

С

Приволжский

Чувашская республика

115,6

0,27

С

Дальневосточный

Чукотский АО

163,2

0,37

С

Уральский

Ямало-Ненецкий АО

2874,5

6,60

В

Центральный

Ярославская область

138,5

0,32

В

 

 

Как видно из таблицы 2, в 2017 году наибольшую финансовую поддержку получили Ямало- Ненецкий АО (6,6%), Ленинградская область (3,6%), Ханты-Мансийский АО (3,0%), Республика Татарстан (2,9%).

По результатам исследования все регионы разделились на четыре класса, однако на Индекс развития медиасферы региона влияет не только фактор его финансирования из государственных источников, но частное инвестирование, уровень квалификации кадров, техническая база:

·                   рейтинг А присвоен 13 наиболее развитым регионам; лидеры класса – Москва, Санкт-Петербург, Московская и Свердловская области;

·                   рейтинг B присвоен 28 регионам со средним уровнем развития института массовой информации;

·                   рейтинг C присвоен 31 регионам с недостаточным уровнем развития института массовой информации;

·                   рейтинг D присвоен 13 регионам с наименьшим уровнем развития   института массовой информации.

Для сравнения приведем объем рекламных рынков медиа крупнейших городов России. Перечень город соответствует списку городов миллионников по данным на 1 января 2017 года согласно данным Росстата от 31.07.2017 о численности населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Результаты представим в таблице 3.



Таблица 3. – Объем рекламных рынков медиа крупнейших городов России (без учета московского регионального рекламного рынка)

Регион

Уровень развития

СМИ в регионе (класс)

Объем рекламного рынка регионального

центра, млн. руб.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Санкт-Петербург

А

9419

10243

3877

Новосибирск

А

2477

2554

939

Екатеринбург

А

3694

2571

933

Нижний Новгород

А

1765

1727

696

Казань

А

2241

2206

682

Самара

А

1564

1703

661

Красноярск

А

1432

1434

576

Челябинск

А

1466

1402

568

Уфа

В

1332

1331

549

Ростов-на-Дону

В

1360

1169

458

Пермь

В

1287

1236

443

Омск

С

1180

1024

397

Волгоград

В

846

709

290

Всего

-

29063

29309

11068

 

Для наглядности динамику поступлений средств от рекламодателей в 2015-2017 годах представим в виде диаграммы (рис. 1).


Как видно из рисунка, наблюдается тенденция снижения поступлений финансовых средств от рекламодателей по всем рассматриваемым регионам на протяжении трех последних лет.

Естественно наибольший объем денежных средств от коммерческих организации получают СМИ Санкт-Петербурга (Москву мы рассматривать не будем, так как на ее фоне финансирование региональных СМИ будет малозаметным). Это связано как с существенно большим количеством медиаорганизаций данного региона, так и с уровнем устанавливаемых цен на размещение рекламы.

Низшие показатели среди крупнейших городов России демонстрируют СМИ Омска и Волгограда.

В процентном выражении доли поступления финансовых ресурсов от рекламы в региональные СМИ по годам распределяются следующим образом.






Интересным является тот факт, что, не смотря на общую динамику резкого снижения поступления денежных средств из этого источника финансирования в региональные СМИ, доля каждого из рассматриваемых регионов в общем объеме рекламных поступлений остается практически неизменной.

Ниже представим сравнительные данные об объеме регионального рынка рекламы и госфинансирование СМИ в целом (так же без учета Москвы, и наружной рекламы, которая не является СМИ) в тех же периодах (рис. 5).




Из рисунка видно, что объемы финансирования СМИ за счет этих двух источников примерно равны.

В рассматриваемый период наблюдается снижение, как уровня бюджетного финансирования регионов, так и поступлений от рекламы, причем в 2017 году это снижение стало достаточно ощутимым и составило 7,6% от уровня 2015 года по государственному финансированию и 31,7% от уровня 2015 года по поступлениям от рекламы. Представим результат в виде графика (рис. 6).





Данные свидетельствуют о том, что в последние годы региональные СМИ ощущают ухудшение финансовой стабильности.

Снижение объемов финансовых поступлений из бюджетов и от рекламы ставит перед медиаорганизациями задачи поиска альтернативных источников финансирования уже в ближайшем будущем, такие как частный капитал, спонсорство через рекламу, дотации и субсидии, а также осуществлять поиск коллективных форм управления.


*Деятельность   Фонда   медиаисследований   и   развития   стандартов   журналистики   (фонд «Медиастандарт») направлена на поддержку качественной журналистики и средств массовой информации в России. Он призван повысить авторитет и привлекательность профессии, содействовать формированию позитивного общественного мнения о журналистской деятельности. Фонд был зарегистрирован30 декабря 2014 года.

 

Список литературы

 

1.   Бескоровайная С.А. Бюджетное управление предприятием / С.А. Бескоровайная // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2011. № 6 (150). С. 18-23.

2.    Бескоровайная С.А. Бюджетное финансирование СМИ в 2012-2017 гг. / С.А. Бескоровайная // Медиаэкономика 21 века. М.: ИП Шаронин П.Н., 2018. – №4. – С. 13-16.

3. Бескоровайная С.А. Оценка состояния и динамики институционального развития средств массовой информации в регионах России в 2015-2017. / С.А. Бескоровайная // Медиаэкономика 21 века. М.: ИП Шаронин П.Н., 2018. – №3. – С. 10-14.

4.   Бирюков, В.А. Аудитория средств массовой информации как ключевой фактор стратегии развития медиабизнеса в экономике внимания / В.А. Бирюков, М.В. Ливсон // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 1. С. 103-109.

5.    Шаронин, П.Н. Особенности создания организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью полиграфической организации / П.Н. Шаронин // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 6. С. 276-282.

6. http://2017.civil-forum.ru/

7.  http://www.msindex.ru/news/2017-12-21/fond-mediastandart-predstavil-indeks-razvitiya-mediasfery- 2017/

8. https://www. regulation.gov.ru