Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПЕНСИОННОЙ РЕФОРМЫ, ПРОВОДИМОЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

    Проведение пенсионной реформы является чрезвычайно важным компонентом создания современной эффективной системы социального обеспечения населения. Объективные экономические, демографические и социальные изменения, происходящие в РФ, создают дополнительные трудности в процессе реформирования.

   Одним из важнейших факторов, влияющим на пенсионную систему любого государства, является процесс демографического старения населения. В рамках данного процесса, изменяется соотношение численности населения трудоспособного возраста и пенсионеров, усиливается экономическая нагрузка на трудоспособное население.

   Так в соответствии с классификацией старения общества, разработанной ООН, старым является общество, в котором доля лиц старше 65 лет превышает 7%. Обратимся к ситуации, которая складывается в России:


Рис.1. Доля населения в возрасте 65 лет и старше 1950-2050 гг., %.

 

 

   В 1950 году, доля населения данной возрастной категории составляла менее 5%, к 1990 году возросла до 10%, в 2010 году доля пенсионеров в РФ составляла 13,1%, в 2020 году, по прогнозам ООН, данный показатель может возрасти до 14,8% в общей численности россиян. [1]

   В условиях стареющего населения страны, в целях стабильного развития и эффективного функционирования пенсионной системы РФ, в 2015 году вступил в силу очередной этап пенсионной реформы. В рамках реформирования пенсионной системы, введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан, а так же расчета пенсий в системе обязательного пенсионного страхования.

   Проводимая пенсионная реформа заключает в себе идею о том, что пенсия складывается из двух компонентов. Во-первых, это социальная пенсия, которая гарантируется государством всем гражданам в одинаковом размере. Во-вторых, это ресурсы Пенсионного фонда РФ, которые граждане получают в зависимости от объема перечисленных туда средств.

   С 1 января 2015 года трудовая пенсия по старости трансформируется в два самостоятельных вида пенсии: страховую и накопительную пенсии.

   Кроме того произошли значительные изменения в порядке расчета трудовых пенсий. С 1 января 2015 года расчетный пенсионный капитал будет формироваться в пенсионных коэффициентах или баллах. Необходимо отметить, что в соответствии с пенсионной формулой, чем выше официальная заработная плата гражданина и больше его трудовой стаж, тем больше он получит пенсионных баллов. Теперь для получения трудовой пенсии необходимо набрать за время трудовой жизни не менее 30 баллов.

   Новая формула расчета пенсии стимулирует к продолжению трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста. Например, если гражданин уйдет на пенсию на 5 лет позже общеустановленного срока, то размер его пенсии увеличится в 1,36 раза, через десять в 2,11 раза. [3]

   Еще одним нововведением является повышение продолжительности трудового стажа. Если до 1 января 2015 года длительностью трудового стажа для получения трудовой пенсии было 5 лет, то после реформирования пенсионной системы его минимальная продолжительность возросла до 15 лет. Однако необходимо отметить, что увеличение будет протекать постепенно в течение следующих 10 лет.

    Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что на величину выплат страховой пенсии с 2015 года будут влиять:

1.   заработная плата;

2.   длительность страхового стажа;

3.   стоимость одного балла, которая ежегодно будет определяться правительством;

4.   возраст обращения за страховой пенсией.

    Накопительная пенсия не имеет солидарного характера и на выплаты текущих пенсий пенсионерам не идет. В соответствии с новым пенсионным законодательством, пенсионер может отказаться от получения накопительной части пенсии  для  того  чтобы  6  %,  которые  составляют  тариф  страховых  взносов на накопительную часть пенсии, шли в ее страховую часть, либо можно оставить накопительную часть пенсии и инвестировать ее через негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании.

    Действенность и проблемы современной пенсионной системы покажет время. Однако уже сейчас можно выделить определенные трудности в реализации пенсионных прав граждан.

    Одной из важнейших проблем, затрудняющей эффективную реализацию пенсионной реформы, является неуплата страховых взносов в ПФР в полном объеме. По некоторым данным от 40 % до 60 % российских компаний скрывают часть заработка своих сотрудников от налогов. Решению данной проблемы поспособствует повсеместный переход на безналичную оплату труда; развитие технологий по «управлению результатами» в части автоматизированного налогового контроля, запрет на оплату труда работника в размере, который будет не соответствовать размеру, указанному в трудовом договоре и т.д.

    Другая трудность возникает в связи с нехваткой денег для выплаты пенсий, решить которую можно за счет увеличения доходной части пенсионной системы.

   Динамика расходов федерального бюджета на выплаты пенсий не оставляет надежд на самопроизвольное улучшение ситуации. Проблемы доходов Пенсионного фонда усугубляются попытками снизить нагрузку по выплатам во внебюджетные страховые фонды для предприятий, в том числе нагрузку на малые и средние предприятия. Для исправления ситуации с 2013 г. были упразднены некоторые льготы по отчислениям в данный фонд для индивидуальных предпринимателей, что увеличивает размер этих выплат примерно в два раза. В настоящий момент дефицит бюджета Пенсионного фонда составляет 622,9 млрд. руб. [4]

    Для снижения расходов бюджета на выплату пенсий, необходимо решить проблемы досрочных пенсий по старости. С 2013 года для работодателей, имеющих рабочие места в неблагоприятных климатических или производственно-технических условиях, введены дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР для Списков дающих право на пенсию по старости на льготных условиях № 1 и 2. Однако реформирование досрочных пенсий не может ограничиваться только этими Списками, поскольку состав категорий лиц, имеющих право на досрочную трудовую пенсию по старости значительно шире.

    Проведение реформы сталкивается со сложностью пенсионной системы. Целесообразно упростить формулы пенсионных выплат, т. к. сейчас при учете всех повышающих коэффициентов, необходимо провести большое количество расчетов.

   Безусловно, до сих пор актуальной проблемой является низкий уровень трудовой пенсии по старости. В данном контексте, важным является приблизить уровень минимальный пенсии к уровню минимального прожиточного минимума.

   Одним из главных преимуществ новой пенсионной системы является  ее способность сбалансировать бюджет Пенсионного фонда РФ. По прогнозам экспертов, благодаря ее введению появилась возможность уже в 2015 г. сэкономить 99,7 млрд. рублей, в 2016-м – 202,3 млрд., в 2017-м – 336,6 млрд., а к 2018 г. – 498,2 млрд. рублей. [2]

   Еще одним достоинством новой пенсионной реформы – это возможность плавного перехода со старой пенсионной системы на новую.

    Новое пенсионное законодательство способствует увеличению продолжительности трудовой деятельности россиян, усложняет получение трудовой пенсии. Так до 2015 года было достаточно достигнуть пенсионного возраста и трудового стажа в 5 лет. С введением в действие нового пенсионного законодательства минимальный размер трудового стажа повышается до 15 лет, при этом необходимо набрать не менее 30 пенсионных баллов.

     Таким образом, характеристика современной системы пенсионного обеспечения заключается в том, что она:

1.   лицам с высокими вознаграждениями за труд предоставляется возможность остаться на прежнем уровне обеспеченности при наступлении возраста, законодательно установленного как пенсионный, без оформления дополнительных выплат от государства;

2.      создает условия, стимулирующей физических лиц к более продолжительному периоду трудовой деятельности, что способствует повышению уровня платежеспособности всей пенсионной системы;

3.     все категории граждан, вне зависимости от получаемых от работодателя сумм, имеют возможность увеличения собственных пенсионных выплат в результате более позднего оформления пенсий;

4.    индексация размера пенсионных накоплений будет зависеть от среднего уровня заработной платы по стране.

 

Список литературы

1.      United nations, Department of economic and social affairs. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://esa.un.org/unpd/wpp/Excel-Data/population.htm.

2.      Алтайская, Е. Сколько нужно будет трудиться для получения права на пенсию? / Е. Алтайская // Аргументы недели: сетевая газета. — 2014. — № 25 (417) // Режим доступа: http://argumenti.ru/social/n445/351296

3.      Все о пенсиях: Федеральные законы «О страховых пенсиях» №400-ФЗ; «О накопительной пенсии» №424- ФЗ; «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ; «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ [Текст] – Москва : Проспект, 2014. – 192 с.

4.      Колесова, Т.М. Дефицит бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации [Текст] / Т.М. Колесова // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 629-632.