Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
12 января 2016г.

   Продовольственная безопасность – одна из составляющих экономической безопасности, оказывающей непосредственное воздействие на продовольственную независимость. Без сельскохозяйственной отрасли не может нормально развиваться примерно 80 отраслей экономики.

    Уровень национальной продовольственной безопасности на том или ином этапе исторического развития зависит (кроме наличия продуктов питания) и от доходов населения, т. е. обусловлен сложившимся уровнем платежеспособного спроса населения страны, в том числе и на продовольственные товары. В этом плане сложно установить точную математическую зависимость между этими категориями, но определенная зависимость здесь явно прослеживается. Рассмотрим это на примере значимой и, в то же время, дорогостоящей мясной продукции.

    В 1990 г. затраты населения на продукты питания в его общих расходах составляли 35,5 %, в 1995 г. – 52%, в 2013 г. – 39,1 %, в 2015 г. – 59%. Среднедушевое потребление мяса и мясопродуктов в 1990 г. составляло 75 кг, в 1995 г. – 55 кг, в 2015 г. – 39 кг. В 1995 г. и 2015 г. реальные доходы населения ниже, чем в 1990 г. и 2013 г., о чем свидетельствует высокий удельный вес расходов на питание при сравнительно низком потреблении мяса и мясопродуктов.

   Ограниченными оказались экономические возможности потребления дорогой продукции у подавляющей части населения страны.

   Если условно принять качество одних и тех же потребляемых продуктов питания отечественного и импортного производства одинаковыми, то население, безусловно, в рамках своего платежеспособного спроса будет покупать более дешевую продукцию.

   В начальный период реформирования доходы населения резко снизились. В это же время в России была отменена монополия внешней торговли на продовольствие и товары народного потребления. В то время был разработан проект Постановления Верховного Совета России, отменяющий монополию внешней торговли (на территории России). Этот документ имел текущей задачей ликвидацию дефицита продовольствия и товаров народного потребления, что могло бы создать «временной лаг», позволяющий более или менее свободно осуществить качественные экономические преобразования без угрозы возникновения социальных конфликтов. Документ был принят осенью 1991 г. [3].

     В приведенном высказывании обращает на себя внимание фраза о создании «временного лага», который позволил бы осуществить «качественные экономические преобразования без угрозы возникновения социальных конфликтов». По предположению ряда авторов реально мыслящих в то время политиков и руководителей, в дальнейшем (после 1991г.) должны были последовать решения и мероприятия по качественным экономическим преобразованиям, направленные на защиту отечественных сельхозтоваропроизводителей. В реальной же жизни произошло все наоборот. В 1992 г. цены на продукцию, кроме сельскохозяйственной, и услуги были отпущены в «свободное плавание», что без соответствующей государственной поддержки аграрной отрасли и свободного импорта продовольствия послужило началом системного кризиса в сельском хозяйстве, началом разорения сельских территорий, началом исхода наиболее активной части сельского населения в другие отрасли народного хозяйства. Последнему продолжают способствовать и более поздние решения по так называемой оптимизации образования и здравоохранения на сельских территориях [2].

    Понятие «продовольственная безопасность» в России было впервые юридически закреплено в Федеральной целевой программе «Стабилизация и развитие агропромышленного производства Российской Федерации на 1996–2000 гг.». Цели и задачи создания системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в РФ заключаются в следующем: исключить на потребительском рынке страны продовольствие, не отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Поэтому к основным задачам системы обеспечения безопасности и качества продовольствия отнесены следующие:

–       создать единую структуру, позволяющую объединить и скоординировать работу органов государственного контроля безопасности продовольствия в стране и негосударственных систем добровольной сертификации продукции, производств, систем качества различных союзов и объединений, а также различных независимых структур, занимающихся оценкой качества продукции и производства как на общественных началах, так и на коммерческой основе;

–    гарантировать возможность полного (100 %) независимого и объективного контроля безопасности и качества всей продовольственной продукции на потребительском рынке России;

–     не увеличивать в калькуляции себестоимости продукции доли затрат, связанных с контролем ее

безопасности и качества как самим производителем, так и внешними контролирующими и сертифицирующими органами;

–   повысить достоверность и точность оценок безопасности и качества товаров на потребительском рынке России;

–    повысить доступность для населения информации о качестве товаров, добросовестности и открытости производителей, их заботе о постоянном повышении качества выпускаемой продукции;

–   формировать у населения стремления к приобретению качественных пищевых товаров;

–     помогать российским производителям в стремлении повысить качество отечественных товаров, в повышении их авторитета и конкурентоспособности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

     К основным принципиальным положениям создания системы обеспечения безопасности и качества продовольствия в РФ можно отнести следующие:

–       целесообразность рассмотрения экономической безопасности в целом и продовольственной безопасности в частности как важнейшей подсистемы государственной политики в области сохранения народонаселения России на основе, способствующей укреплению здоровья граждан страны;

–    необходимость наличия в системе максимально достоверной, объективной и полной информации о качестве продуктов питания для реализации возможности выбора продукции необходимого качества всем группам населения России;

–   система должна базироваться на законодательстве РФ, действующих на территории РФ международных соглашениях в области защиты прав потребителя, охраны здоровья граждан и окружающей среды, безопасности и качества пищевых продуктов;

–      система должна обеспечить адекватность проводимых в ней оценок качества международным требованиям и признание выдаваемых в ней документов о качестве и безопасности пищевых продуктов во всех ведущих странах мира;

–     система должна способствовать развитию на предприятиях своих систем обеспечения качества и безопасности производимой продукции путем передачи части контролирующих функций самому предприятию и упрощения процедуры получения различных документов, подтверждающих качество выпускаемой продукции;

–   система должна быть открытой, позволяющей включаться в нее любым новым независимым органам и методам подтверждения соответствия продукции действующим требованиям по безопасности и качеству, если при этом гарантирована объективность и  достоверность оценок и  не нарушается принцип свободной конкуренции товаров на потребительском рынке;

–    система не должна быть препятствием создания и функционирования других внутрикорпоративных отраслевых или региональных независимых от нее и от государства систем обеспечения безопасности и качества продовольственных товаров.

   Для обеспечения качества продовольствия на потребительском рынке страны нельзя ограничиться только контролем готовой продукции. Качество продукции формируется при ее производстве, и обеспечить гарантированное качество всей выпускаемой продукции возможно при достижении определенного уровня производственного процесса. Поэтому создаваемая система должна акцентироваться на качестве технологического процесса, на  его  способности  обеспечить  стабильный выпуск продукции с показателями, предусмотренными научно-техническими достижениями на протяжении всего времени его функционирования [1].

   Обеспечив  стабильное  функционирование  производства,  мы  можем  гарантировать  качество  всей выпускаемой продукции.

 

Список литературы

1.      Алиева З.Б. Некоторые аспекты государственного регулирования продовольственной безопасности России / З.Б. Алиева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 16. – С. 47–50.

2.      Гордеев А.В. Качественно изменить жизнь сельчан / А.В. Гордеев // Economics of agriculture of Russia. – 2007. – № 6. – С. 32–36.

3.      Хромов Ю.С. Опыт и проблемы обеспечения продовольственной безопасности государства / Ю.С. Хромов. – Екатеринбург, 2008. – 154с.