17 декабря 2018г.
В законодательство Российской Федерации термин «муниципальное образование» был внедрен Гражданским кодексом РФ. Однако впервые определение данного понятия было представлено в ФЗ от 28.08.1995 №154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В статье 1.1. данного законодательного акта сказано, что муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.
В соответствии с данным определением можно сделать вывод, что муниципальное образование приобретает статус органа местного самоуправления, если:
- это поселение (либо его часть) или несколько поселений, объединённые общей территорией, в рамках которой осуществляется местное самоуправление;
- управляет муниципальной собственностью;
- утверждает и исполняет местный бюджет, имеет право на установление местных налогов и сборов;
- имеет выборные органы представительной и исполнительной власти.
Однако в дальнейшем в связи с введением в действие нового федерального закона, регулирующего организацию местного самоуправление в Российской Федерации, изменилось и определение рассматриваемого понятия. В соответствии с ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», муниципальным образованием является городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Таким образом, в новом определении устанавливается лишь перечень территориальных объектов, которые в РФ могут стать муниципальными образованиями.
Помимо перечисленных законодательных актов, вопросам местного самоуправления отводится также 8 глава в Конституции РФ. Введением данного понятия в рамках Конституции привело к законодательному разделению органов местного самоуправления и системы органов государственной власти.
В 131 статье Конституции Российской Федерации закрепляется осуществление местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. На основании данного факта можно утверждать, что территория местного самоуправления является одновременно и территорией муниципального образования.
Таким образом, на основе ранее перечисленных документов, можно выделить следующие основные признаки муниципальных образований:
- территория – местное самоуправление в России является территориальным, то есть осуществляется на определенных территориях, отделенных друг от друга при этом находящихся в пределах границ РФ;
- население способное самостоятельно под свою ответственность решать вопросы местного значения (например, определить структуру органов местного самоуправления);
- наличие выборных органов местного самоуправления, непосредственное участие населения в осуществлении местного самоуправления;
- органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы;
- органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка;
- законодательное регулирование включает местные нормативно-правовые акты, т.к. устройство субъектов Российской Федерации относится к ведению субъектов Российской Федерации, и в данной сфере они осуществляют собственное правовое регулирование [1].
Вопросы компетенции органов местного самоуправления напрямую зависят от его территориальной организации, т.к. они определяются относительно каждого конкретного вида муниципального образования, следовательно, их виды и объем связаны с непосредственными возможностями конкретной территории.
В Российской Федерации классификация муниципальных образований осуществляется в зависимости от двух основных факторов: территориального и отраслевого. Однако также необходимо учитывать, что территориальный принцип формируется под воздействием хозяйственной специфики района. Так, например, сельскохозяйственное производство относится к территориальному принципу осуществления хозяйственной жизни и дисперсному расселению населения, в то же время специфика промышленного производства, его концентрация на небольших территориях приводит к возникновению компактных поселений [4, 464 с.].
1. Поселенческие муниципальные образования. В рамках данной группы выделяются: города, поселки, а также крупные сельские населенные пункты. В целом – это поселения, имеющие достаточно высокую численность населения, обладающие собственной социальной и производственной инфраструктурой, способной обеспечить завершенность производственных циклов.
2. Территориально-поселенческие муниципальные образования – сельские районы и
округа, т.е. состоящие из нескольких поселений,
которые объединены общим
хозяйственным интересом, а также общей производственной инфраструктурой и муниципальным хозяйством.
3. Территориальные муниципальные образования. Из всех перечисленных видов муниципальных образований указанный вид объединения наиболее древний и в настоящий момент наименее распространенный, т.к. не предусматривает наличие постоянных поселений. Рассматриваемая модель свойственна, например, районам Крайнего Севера, где основная деятельность населения – оленеводство, предполагающее
кочевой образ жизни.
Многофункциональные муниципалитеты – это муниципальные образования, имеющие разветвленную сеть хозяйствующих субъектов, которые осуществляют свою деятельность в нескольких производственных отраслях.
К монофункциональным муниципальным образованиям относятся такие муниципалитеты, в которых хозяйственная жизнь осуществляется несколькими крупными предприятиями (либо относящимся к одной отрасли), они имеют ярко выраженную отраслевую специфику. Среди них выделяются следующие группы:
1. Производственная, включающая города-заводы, возникшие при крупных предприятиях промышленности, энергетики, транспорта и иных производствах. Большая их часть была сформирована в процессе индустриализации, когда город воспринимался как некий «жилищный цех» при предприятии, а функции организации совместного проживания людей были возложены на администрацию предприятия. В данном случае реальных полномочий по организации городской жизни местная власть не имела.
2. Бюджетная, включающие населенные пункты, основная часть населения которых работает в бюджетных организациях. К подобным муниципальным образованиям относятся, например, наукограды, военные городки и закрытые административно-территориальные образования, приграничные города, гарнизоны, а также
города, являющиеся центрами сельских муниципальных образований.
В подобных муниципалитетах существует высокая зависимость от органов государственной власти и состояния федерального и региональных бюджетов [4, 465 с.].
Таким образом, изучение сущности понятия муниципальных образований позволяет говорить о том, что «муниципальное образование – это территориальная часть Российской Федерации, население которой предоставлена возможность для реализации конституционного права на организацию органов местного самоуправления в рамках действующего (в том числе местного) законодательства, путем формирования собственных выборных органов, которые самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы».
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации : текст с изменениями и дополнениями на 2016 год. – М. : Эксмо, 2016. – 32 с.
2. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 28.08.1995 №154-ФЗ. – СПС «Гарант».
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 №131-ФЗ. – СПС «Гарант».
4. Местное самоуправление : энциклопедия / под общ. ред. В.Б. Зотова. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. –С.
5. Чиркин, В.Е. Система государственного и муниципального управления: Учебник. – М.: Юристъ,2005. – 379 с.