Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА МЕДИАОРГАНИЗАЦИЙ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 декабря 2017г.

Отличительными чертами современного общества является повсеместная информатизация, появление новых информационных технологий, рост потребностей населения в разнообразных информационных услугах – все это послужило основой формирования нового этапа – информационной экономики.

Информационная экономика - термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика - это экономическая теория информационного общества.

Информационная экономика имеет ряд принципиальных особенностей. Наиболее существенными из них являются следующие:

1.          Информационное производство, информационные продукты и услуги являются чрезвычайно наукоемкими [2].

2. Продукция информационной экономики является сегодня важнейшим фактором для ускоренного развития всех видов деятельности [1].

3.   Информационная экономика отличается исключительно высокой динамичностью смены моделей и даже целых поколений своей продукции, опережая в этой части все другие секторы развития экономики [3].

4.   Информационная экономика обеспечивает создание средств для производства и эффективного использования знаний, что создает предпосылки для экономии других видов ресурсов развития общества [4].

5.   Развитие информационной экономики создает новую структуру занятости населения, создает и широко распространяет новые виды продуктов и услуг, которые создают новые возможности для развития человека, формирования новой информационной культуры общества и новых духовных ценностей [5].

6.   Информационная экономика имеет дело с весьма специфическим видом ресурсов общества — информационным ресурсом, который обладает особыми свойствами при его тиражировании, распространении и использовании в качестве товара [6].

Вышеперечисленные особенности информационной экономики обусловливают значимость знаний и интеллекта, как основополагающих факторов конкурентоспособности современных медиаорганизаций.

Таким образом ключевым трендом, определяющим конкурентоспособность современных медиаорганизаций является практическое использование новых знаний, посредством управления интеллектуальным капиталом сотрудников организации, имеющих материальное воплощение в процессе создания медиаконтента.

Именно интеллектуальный капитал является закономерным результатом научного и технологического прогресса, эволюции знаний, умений, образования, профессиональных компетенций персонала, развития информационных и управленческих систем, коммерциализации интеллектуальных ресурсов[2].

В наиболее общем виде интеллектуальный капитал представляет собой совокупность знаний, информационных ресурсов, интеллектуальных активов, информационно-коммуникационных технологий, компетенций, культуры и мотивации персонала, применяемых в процессе управления для получения добавленной стоимости и обеспечения конкурентных и социальных преимуществ организации.

Интеллектуальный капитал медиаорганизации выступает как взаимосвязанная система индивидуальных интеллектуальных капиталов персонала, включенных в организационно-деятельностные и информационно-коммуникационные каналы, обеспечивающие выполнение корпоративных целей и задач, получение добавленной стоимости и конкурентных преимуществ на рынке.

Интеллектуальный капитал медиаорганизации включает специфические нематериальные активы, используемые для обеспечения и поддержания конкурентных преимуществ [4]. Его носителями выступают профессионально подготовленные компетентные специалисты, обладающие знаниями, опытом, навыками, отношениями и связями, творческими способностями, готовые к постоянному восприятию знаний, необходимых для производственной деятельности и самосовершенствования.

Реализация стратегии управления интеллектуальными активами медиаорганизации подчинено долгосрочным целям её развития, которые должны быть сформулированы, исходя из современного состояния его ресурсной базы, положения на рынке и т.п. [5].

Стратегия развития и управления интеллектуальным капиталом подразумевает создание и развитие внутрифирменной системы управления интеллектуальными активами, обеспечение условий для ее эффективного функционирования, оценку ее результативности и поиск путей дальнейшего совершенствования организации управления.

В последнее время все больше говорится об обособлении интеллектуального капитала в самостоятельный объект экономических и управленческих отношений. Интеллектуальные ресурсы становятся основным источником организации, определяющим ее конкурентоспособность и способность к развитию. П. Друкер назвал перемещение главной производственной силы с индустриальных работников и крестьян на «работников знаний» управленческой революций [3].

Можно выделить следующие компоненты в структуре интеллектуального капитала [6]:

·                     человеческого капитала: совокупности умственных способностей и нравственных устоев работников организации (знания, навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда);

·                     организационного капитала: результатов мыслительной деятельности работников, воплощенных в техническом и программном обеспечении, патентах, товарных знаках и знаках обслуживания, организационной структуре. С одной стороны, организационный капитал является накоплением опыта использования человеческого капитала, а с другой – он предназначен для повышения эффективности реализации работниками своих интеллектуальных способностей;

·                     потребительского капитала, который образован в результате взаимодействия с клиентами и включает информационную клиентскую базу, клиентские контракты и неконтрактные клиентские отношения.

Все чаще достижения медиаорганизаций определяются удачно найденными решениями в сфере управления интеллектуальным капиталом. Для достижения наибольшего эффекта от использования знаний и опыта работников необходимо развитие как интеллектуальных способностей, так и организационных возможностей. В современных медиаорганизациях разработка и реализация решений проводится в условиях единого информационного поля, образованного сетью пользователей информации. Особенностью сетей является необходимость вовлечения как можно большего круга участников для их эффективного действия. Чем больше знаний, опыта, практических навыков работников вовлечено в решение проблемы, тем больше шансов на ее успешное разрешение. Эффективному использованию знаний способствует и развитие организационных условий, направленных на раскрытие потенциала работника, стимулирование его творческих способностей.

Важным направлением стратегии развития интеллектуального капитала корпорации является его социальная составляющая, так как в условиях экономики знаний и информационно-коммуникационных технологий именно человеческий капитал обеспечивает получение прибыли, создаёт долгосрочные конкурентные преимущества организации, повышает эффективность функционирования организации в целом.

Список литературы

 

1.                   Акатьева, М.Д. Репутационный риск: оценка современного теоретико-понятийного аппарата / М.Д. Акатьева // Международный бухгалтерский учет. 2015. № 20 (362). С. 16-29.

2.                   Бирюков, В.А. Конвергенция как ключевой фактор трансформации средств массовой информации / В.А. Бирюков // Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 41-43.

3.                   Ливсон, М.В. «Умное телевидение» как инновационное направление развития телевизионного бизнеса в России/ М.В. Ливсон // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2015. № 1. С. 120-127.

4.                   Шаронин, П.Н. Особенности создания организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью полиграфической организации / П.Н. Шаронин // Известия вузов. Проблемы полиграфии и издательского дела. – Москва МГУП имени Ивана Федорова – 2012. – №6 – С. 276–282.

5.                   Шаронин, П.Н. Особенности становления и развития медиапотребления в мировой практике / П.Н. Шаронин // Медиаэкономика 21 века М.: Типография ВОГ. 2017. № 3. С. 33 – 40.

6.                   Шаронин, П.Н. Методологические аспекты формирования интеграционного капитала медиаорганизаций на основе построения капиталограммы / П.Н. Шаронин //  Известия высших учебных заведений: Проблемы полиграфии и издательского дела. 2016. – №2 – с.155-162